Какое будущее у ОСАГО?
По итогам прошедшего 12 ноября собрания в РИА Новости по теме "Новые тарифы ОСАГО: итоги и прогнозы", можно сделать вывод, что прогнозируемого коллапса на рынке автострахования удалось избежать, однако кризисные явления в ОСАГО остаются.
Стагнация на рынке автострахования началась еще в прошлом году, что повлекло за собой уход из регионов ряда надежных страховых компаний. На фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране, сложности в ОСАГО грозили переходом в системный кризис. В октябре 2014 года в связи с существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО Центробанк утвердил увеличение на 23–30 % базового тарифа, который до этого ни разу не пересматривался.
«Если бы этого не было сделано, - считает глава экспертного совета по страховому законодательству Государственной думы РФ Александр Коваль, - рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».
Аналогичного мнения придерживается управляющий
партнер Akteon Asset Management
Андрей Кинякин. По его мнению, в случае неповышения тарифа рентабельность
«автогражданки» была бы отрицательной, а уровень нетто-убыточност
«Мы бы увидели дальнейший уход надежных
страховщиков из регионов, усиление демпинга со стороны компаний-однодне
С ним согласна Наталья Данзурун, заместитель
директора по страховым рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА». По ее
словам, агентство еще в июле 2014 г. разработало несколько сценариев развития
экономической ситуации в ОСАГО. Согласно одному из них, предусматривающе
Тем не менее, проблема убыточности ОСАГО остается актуальной, сохраняются тенденции по сворачиванию бизнеса страховыми компаниями в ряде регионов.
«Безусловно, корректировка тарифа, предпринятая
ЦБ в некоторой степени выровняла ситуацию. Однако почти в половине регионов
страны ОСАГО остается убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы
при покупке полисов ОСАГО. Стремясь минимизировать издержки, страховщики
продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы,
практику сокращения продаж полисов, - считает Саид
Гафуров, научный руководитель Исследовательско
Эксперты отметили, что увеличение тарифа поможет повысить рентабельность бизнеса страховых компаний, однако не коренным образом. В первом полугодии 2014 г. она не превышала 2,5%. После поднятия тарифа можно ожидать роста рентабельности до 3,5% к началу 2015 г. (Средняя рентабельность в страховом секторе в этот период находилась на уровне 5,5-6%). Такие цифры привел Андрей Кинякин.
Как считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, большая часть россиян позитивно относится к ОСАГО, и считает его необходимым продуктом. «Это данные нескольких социологических опросов, исследовавших отношение автовладельцев к «автогражданке», – отметил г-н Журавлев. - Однако экономические проблемы, которые есть в ОСАГО, снижают доверие людей к этому институту. Во многих регионах страны страховщики по-прежнему стремятся сократить свое присутствие, а страдают от этого в конечном итоге люди».
По мнению гостей мероприятия,
возобновление государством программы утилизации будет способствовать повышению
объема продаж недорогих автомобилей и, как следствие, приведет к росту
количества проданных полисов ОСАГО. «Но самым важным для стабилизации отрасли
будет апрель 2015 года, когда с 160 до 500 тыс.руб. будут увеличены лимиты «по
жизни и здоровью», - считает Александр Коваль. – Одновременно с этим, как
заявлял мегарегулятор, должны будут соответствующе корректироваться тарифы.
Может потребоваться корректировка региональных коэффициентов, однако они должны
быть гибкими, и учитывать общее социально-эконом
«Данные летних социологических опросов демонстрировали, что решения проблем с ОСАГО 95% респондентов ожидали от центральных органов власти, в том числе от Центробанка, - отметил Дмитрий Журавлев. – Рынок ОСАГО еще не полностью стабилен, но коллапса избежать удалось. Это совершенно точно. Согласно данным ВЦИОМ и Ромир, причину роста цен на «автогражданку» россияне видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в инфляции. Судя по тем же опросам, они были готовы даже «голосовать рублем», были готовы к повышению тарифа, лишь бы ОСАГО оставалось в их регионах. Рост тарифов не вызвал вопросов со стороны автовладельцев как раз потому, что они могут оценить ситуацию в стране в целом; видят, что трудности с ОСАГО, перебои с «поставками» полисов в ряде регионов были вызваны объективными экономическими причинами».