Дороги России: что дальше?
5 июня 2018 года в рамках выставки BAUMA 2018 состоялась конференция, организованная РБК «Строительство дорог и инфраструктурных проектов: техника, технологии, материалы». В центре внимания ведущих экспертов была нормативная база в области регулирования строительства дорог и инфраструктурных объектов, анализ ключевых мировых и российских тенденций и технологий в строительстве дорожных покрытий. Позицию Ассоциации бетонных дорог России на конференции представили заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, д.т.н., профессор Виктор Ушаков, коммерческий директор компании LafargeHolcim Максим Гончаров и руководитель регионального направления компании Wirtgen Юрий Жуков.
Дорожное строительство в России сегодня является одним из приоритетных направлений развития экономики. «Нужно наращивать качество и объемы дорожного строительства, использовать для этого новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла», – отметил в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин. К числу важнейших задач он также отнес повышение безопасности на дорогах и снижение до минимума смертности в результате ДТП. В связи с этим в предстоящие шесть лет планируется практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направив на эти цели более 11 триллионов рублей.
По словам Виктора Ушакова, выполнение стоящих перед отраслью масштабных задач возможно при условии строительства качественных и долговечных дорог, не требующих капитального ремонта через 4-5 лет после возведения. Однако решить эту проблему стандартными для России методами сегодня крайне сложно. Поэтому экспертам в области дорожного строительства необходимо проанализировать существующий мировой опыт. Сегодня в странах с развитой дорожной инфраструктурой значительное количество дорог строится с применением цементобетонной технологии.
Виктор Ушаков отметил, что в 70е годы в СССР был накоплен значительный опыт строительства дорог с цементобетонными покрытиями. Однако с 1980 года в данной области прекратились научные исследования, предприятия перестали выпускать необходимую технику, были свернуты проектные работы, т.к. акцент был сделан только на асфальтобетон. В то же время в мире развитие этого направления продолжалось – сегодняшние цементобетонные технологии можно смело назвать инновационными. За прошедшие десятилетия появились высококачественные марки бетона, были созданы специальные гидравлические вяжущие основания, необходимые для создания надежного дорожного покрытия.
Сегодня в стране существует государственный заказ на строительство сети новых дорог как федерального, так и регионального, и местного уровня. «Наша задача – развивать те типы дорожного строительства, которые обеспечат наиболее эффективное и безопасное дорожное движение», – сказал Виктор Ушаков. Он отметил, что на сегодняшний день разрабатывается нормативная база, позволяющая двигаться вперёд. В частности, в распоряжении Правительства РФ № 868-р от 10 мая 2016 года говорится о необходимости провести работу по оценке целесообразности увеличения объемов строительства автомобильных магистралей с использованием цементобетонного покрытия, а затем и реализовать пилотные проекты в разных климатических зонах в целях изучения различных технологий строительства цементобетонных дорог. В показатели реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов заложен рост новых дорог с цементобетонным покрытием уже к 2018 г. до 10% от всего объема дорожного строительства, а к 2030 году этот показатель должен составить 50%. Однако данные показатели крайне далеки от исполнения.
До сих пор до 99% новых дорог в России строится с применением традиционной полностью стандартизированной асфальтобетонной технологии. По мнению Максима Гончарова, такое положение обусловлено исторически сложившейся в нашей стране практикой проектирования дорог только с учетом сметной стоимости. В мире же все более широкое распространение получает другой подход, когда проект создается на основе расчета жизненного цикла дороги.
Он сообщил, что Ассоциация бетонных дорог реализует комплекс мероприятий, чтобы строительство дорог с цементобетонным покрытием приобрело массовый характер: разрабатывает стандарты, регламентирующие проведение работ, применение определенных материалов и технологий. «Богатый мировой опыт свидетельствует, что цементобетонные дорожные покрытия, построенные с соблюдением необходимых технологий, не меняют своих эксплуатационных свойств 25 и более лет. Требуется только периодический малозатратный ремонт верхнего слоя дорожной “одежды”», – отметил эксперт. При этом Максим Гончаров подчеркнул, что окончательное решение о строительстве дороги с тем или иным типом покрытия должно приниматься на основе анализа конкретной ситуации и целесообразности применения технологии в зависимости от климата, типа почв, доступности ресурсов. Также он упомянул, что одним из важнейших условий строительства качественных дорог, вне зависимости от покрытия, является укрепление грунта гидравлическими вяжущими.
По мнению Юрия Жукова, строительство дорог с использованием цементобетонной технологии станет драйвером роста рынка современной автодорожной техники. «В настоящее время мы наблюдаем некоторое падение спроса, но в условиях активного дорожного строительства можно прогнозировать оживление данного сегмента», – считает он.
Участники Ассоциации бетонных дорог России уверены: если строительство цементобетонных дорог приобретет массовый характер, то в стратегической перспективе выиграют все. Государство сможет экономить средства за счет снижения расходов на эксплуатацию и поддержание дорог в нормативном состоянии. Ключевые игроки рынка получат новые масштабные заказы на производство материалов и строительство дорог. Но главными бенефициарами станут все участники дорожного движения, которые смогут передвигаться по современным дорогам России быстро, комфортно и безопасно.