Копить или взять кредит?
Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» провели в начале июня опрос среди 400 своих клиентов и отметили, что каждый второй автомобиль в России приобретается в кредит,составили портрет потенциального заёмщика, выяснили наиболее популярные модели автомобилей, приобретаемых в кредит, проанализировали структуру спроса в регионах страны и дали прогноз по динамике рынка и влиянию господдержки на отрасль.
Автомобили в целом становятся все более доступными для россиян, этому способствуют различные программы автокредитования. По итогам 2018 года в стране было выдано 801,3 тысячи автокредитов. За год этот показатель вырос на 10,7% – в 2017 году в кредит было продано 723,8 тысячи автомобилей. Так, почти половина новых легковых авто (49,03%) приобретается с помощью займа – это стабильный показатель на протяжении последних двух лет (в 2017 году – 49,57%). Растет число кредитов, выданных на покупку автомобилей с пробегом (23% от общего числа займов на авторынке). Число таких сделок за год выросло почти вдвое (на 45% в штуках и на 48% в рублях).
Одновременно со структурой спроса меняется портрет потенциального заемщика. Статистика и данные опроса ГК «АвтоСпецЦентр» показывают, что для каждого пятого клиента (18,45%) первым займом, который он оформляет, является автокредит. Кроме того, заемными средствами на авто часто пользуются довольно обеспеченные россияне, которые, к примеру, не оформляют потребительские займы – это надежные заемщики для банков. Дополнительным стимулом для молодого населения приобрести авто является программа «Первый автомобиль», где скидка на покупку первого авто может составить до 100 тысяч рублей. По программам господдержки особенным спросом пользуются корейские автомобили. Так, каждый десятый автомобиль по программе «Семейный автомобиль» – Hyundai (9% продаж), по программе «Первый автомобиль» – KIA (11%). Автокредит для населения выгоден тем, что нет необходимости долго копить на «автомобиль мечты», а официальные дилеры и банки предлагают выгодные условия кредитования с низкими процентными ставками, иногда без первоначального взноса.
По данным ГК «АвтоСпецЦентр» среди потребителей услуг автокредитования растет число возрастных заемщиков. Так, автокредит есть у каждого четвертого автолюбителя старше 60 лет (27%), при этом часто возрастное население оформляет кредиты, чтобы помочь детям или внукам, в том числе с плохой кредитной историей. Однако активными потребителями автокредитов население в возрасте от 60 лет все же не является.
Самыми популярными брендами на автомобильном рынке сейчас являются KIA, Hyundai, Renault и Volkswagen. Аналогичная структура спроса наблюдается и на рынке автокредитования. Так, больше всего проданных в кредит авто приходится на корейские марки KIA-Hyundai. KIA Rio в тройке моделей, на которые чаще всего берут займ. Спросом также пользуется Hyundai Creta и Solaris.В числе лидеров и продукция концерна Volkswagen Group, чаще всего в кредит приобретается модель Volkswagen Tiguan.
Интересна структура спроса на авто в кредит в отдельных регионах России. К примеру, в Крыму ТОП популярных марок, которые покупают в кредит – Volkswagen, KIA, Ford, Huyndai, BMW. Причем автолюбители предпочитают авто с пробегом, стоимостью от 1 млн рублей. При оформлении кредита первоначальный взнос в среднем составляет 27-30%.В Москве и Краснодарском крае число автокредитов за 2018 год выросло на 2,6%. Кроме того, рост автокредитов зафиксирован в Свердловской (+21,7), Челябинской области (+8,4%), Ханты-Мансийском автономном округе (+18,5) и Ставропольском крае (+12,1%). За год число займов на авто резко упало в Нижегородской области (-14,2%).
По данным ГК «АвтоСпецЦентр», мужчины чаще оформляют автокредиты, чем женщины – 64% против 36% соответственно. Также мужчины приобретают в кредит почти в два раза больше автомобилей (50%), чем женщины (25%). При этом женщины чаще покупают более дорогие авто, средняя сумма сделки 750 тыс. руб. против 700 тыс. руб. у мужчин. Кроме того, женщин считают более надежными заемщиками, им чаще одобряют кредиты – в 62% случаев.
«Уже сегодня более 50% автомобилей покупается в кредит. Клиенты осознанно делают выбор в пользу автокредитов, т.к. с учетом имеющихся специальных программ покупка в кредит зачастую более выгодна, чем обычная покупка. В наших дилерских центрах представлено множество кредитных программ, которые помогают сэкономить на процентной ставке или платежах, а также помогают купить автомобиль более выгодно. В связи с запуском программ государственной поддержки, мы надеемся, что в этом могут убедиться и клиенты, покупающие автомобиль впервые». –отметил Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр».