Белая LADA-седан – вне конкуренции!
29 октября в России отметят День автомобилиста. В преддверии праздника эксперты «Avito Авто», самой популярной площадки для покупки автомобиля в России[1], провели опрос, в котором попросили пользователей рассказать о своей первой машине. Выяснилось, что самый популярный у россиян первый автомобиль – LADA-седан белого цвета. У 70% опрошенных автомобилистов первый автомобиль был отечественного производства, 48% участников опроса сели за руль моделей, выпущенных ВАЗ.
В исследовании приняли участие более 3,7 тысячи человек. 76% респондентов – мужчины, чуть менее четверти – женщины. У трети опрошенных первый автомобиль появился в возрасте 21-25 лет, у 31% – 26-35 лет. Реже за руль собственной машины впервые садились автолюбители младше 20 лет (26%) и 36-50 лет (8%). После 50 лет дебютировали в качестве владельца личного авто менее 1% респондентов.
Большинство участников опроса приобрели первый автомобиль на вторичном рынке. К 21% пользователей машина перешла от родственников или друзей, и лишь 13% предпочли покупку в салоне.
Отечественная или иномарка?
Для 70% респондентов первым автомобилем ожидаемо стали модели отечественного производства. Мнения о них разнятся: в то время как LADA 2107 называют одновременно «легендой “Автоваза”» и «самодвижущейся тележкой», о «Волгах» пользователи отзываются преимущественно в позитивном ключе – как о «лучшем отечественном авто XX века» и «машине-мечте». Тем не менее, 48% участников опроса сели за руль именно моделей, выпущенных ВАЗ.
Среди иностранных производителей лидирует Toyota, которую пользователи характеризуют как «надежную» и «неубиваемую». По отзыву одного из респондентов, в 1985 году в Новосибирске была одна-единственная Toyota Corolla. На любой остановке эту машину окружала толпа зевак - просили открыть капот, салон. Для 2% опрошенных первым автомобилем стали Hyundai, Volkswagen и Ford.
Белая или черная?
Самым популярным цветом первого авто стал белый. Чуть меньше – 15% – стали владельцами машины серого цвета, а замыкает тройку распространенных вариантов красный (14%). Черный автомобиль стал первым только для 7% опрошенных, уступив также синему (13%) и зеленому (11%).
Стоит отметить, что в воспоминаниях пользователи особое внимание уделяют цвету авто: «ГАИ разрешило въехать на Поклонную гору в Москве. Черная “Волга“ 3102 тогда была», «как в песне – вишневая “девятка”», «машина была желтого цвета, звала ее Кенар».
Причины выбора
Треть респондентов отметила, что на выбор первой машины повлияла ее стоимость. 17% принимали решение о покупке, основываясь на рекомендациях родственников и друзей, а 11% – по принципу «чтобы не жалко»: «Машина была куплена для того, чтобы научиться водить».
«Первый автомобиль – это букварь, который должен изучить каждый уважающий себя водитель», – комментирует один из участников опроса. «Это была удивительная машина, которая давала мне свободу!», «Благодарна своей «пятерке» за навыки вождения, ни разу меня не подвела», – вспоминают другие респонденты.
Особенное отношение подчеркивает и то, как пользователи называли свои первые автомобили: «первая автоженщина», «первая учительница», «первые серьезные отношения», «первая любовь». Многие давали машинам имена: «ее звали Глафира», «его звали Федя», «его называли Боливар», «звала ее Полинкой, здоровалась с ней».
Однако, несмотря на привязанность к первому автомобилю, более половины пользователей сменили его в течение 1-3 лет после приобретения. 19% респондентов не обновляли первую машину на протяжении 7 лет, а 14% ездили на ней менее года. При этом 9% респондентов отметили, что до сих пор используют первый автомобиль.
[1] По данным ООО «АКВАРЕЛЬ РЕСЕРЧ»