Найджел Коул рассказал о перспективах рынка запчастей
Найджел Коул обладает более чем 30-летним опытом работы на независимом рынке автозапчастей. Его должность подразумевает активное перемещение по всему миру с целью выстраивания отношений с торгово-закупочными союзами и формирования стратегии с зарубежными компаниями группы DENSO.
По мнению Найджела Коула существуют четыре долгосрочные тенденции, которые широко обсуждаются в отрасли: электрификация, технологии подключения, автомобили с функцией автономного вождения и совместное использование автомобилей. Эти темы являются предметом многочисленных споров и часто освещаются в отраслевых публикациях и конференциях, однако, как отмечает Коул, они не окажут значительного влияния на рынок в краткосрочной перспективе. Не смотря на то, что автопроизводители и соответствующие органы государственной власти в настоящий момент активно готовятся к наступлению этих изменений, в ближайшем будущем их последствия не будут столь заметны. Например, правительство Великобритании разработало стратегию, которая должна свести к нулю продажи новых автомобилей с ненулевым уровнем вредных выбросов к 2040 году. Та же цель поставлена во Франции, а Нидерланды и Германия намерены добиться аналогичных результатов уже к 2030 году.
Найджел Коул считает, что внимание стои обратить на Норвегию. По информации Дорожной службы Норвегии, из 147 929 новых легковых автомобилей, зарегистрированных в стране в 2018 году, 31,2 % приходится на электромобили. Если добавить к ним автомобили с гибридным приводом (Plug-In Hybrid), эта доля увеличится до 49,1 %. Несмотря на то, что электромобили пока составляют лишь небольшую часть автомобильного парка Норвегии в целом, электрификационный тренд весьма актуален для страны и, как говорит Коул, «именно там влияние на рынок запасных частей будет заметно в первую очередь».
Сосредоточив внимание на очевидных изменениях, которые сейчас происходят на независимом рынке автозапчастей и которые потенциально способны изменить саму структуру этого рынка, Коул отмечает ускорение процессов консолидации в отрасли, явно проявившееся за последние несколько лет.
«Если говорить о производителях, то отправной точкой процесса многочисленных поглощений на рынке стала, пожалуй, покупка компании TRW поставщиком автокомпонентов ZF. В конечном счете, я думаю, что крупные бренды станут еще сильнее», - отмечает Коул.
Что касается DENSO, то корпорация не осуществляла крупных приобретений, сосредоточившись на небольших специализированных компаниях. Коул уверен, что DENSO сможет сохранить свое влияние благодаря накопленному опыту в области производства оригинального оборудования, а значит, aftermarket-сегмент тоже продолжит расти.
Консолидация также очевидна среди дистрибьюторов запасных частей, где компании GPC и LKQ становятся двумя основными игроками на глобальном уровне. Увеличение размера и охвата приводит к увеличению возможностей. На это указывает и наш собеседник: «Глобальные дистрибьюторские компании будут стимулировать изменения всего рынка, побуждая других игроков к сотрудничеству и координации совместных действий».
Процессы слияний и поглощений среди дистрибьюторов также влияют на торгово-закупочные союзы (ITG), членами которых и являются дистрибьюторский компании. При этом антимонопольные органы тщательно изучают сделки, чтобы ни дистрибьютор, ни торговый союз не получил несправедливого преимущества. Коул поясняет: «Это яркая демонстрация того факта, что отныне торгово-закупочные союзы выступают в качестве движущей силы рынка — они перестали быть просто клубными объединениями».
Согласно отчету компании McKinsey, за последние 5 лет на рынке запасных частей Северной Америки было зарегистрировано более 600 слияний и поглощений, а 9 из 10 крупнейших европейских независимых дистрибьюторов рынка запасных частей участвовали в процессах M&A и консолидации.
Помимо привлечения в свои ряды новых международных членов, торговые союзы активно работают и над созданием успешной сети высококачественных сервисных станций по всему миру, что поможет реализовать долгосрочный план развития бизнесов их членов. «Сеть сервисных станций, неизменно соответствующих высоким стандартам, способна завоевать клиентов, представляющих крупные автопарки, а также привлечь внимание небольших местных парков. Это обеспечит гарантированную загрузку мастерских и дистрибьюторов, которые являются членами союзов».
Профессионально управляемые автопарки приобретают все большее значение, независимо от их состава: корпоративных или прокатных автомобилей, такси, подключенных ктаким системам, как Uber, или транспортных средств совместного пользования. По прогнозам примерно один из десяти автомобилей, проданных в 2030 году, будет использоваться совместно (источник: McKinsey). Коул предсказывает, что «посредники начнут оказывать реальное влияние на наш рынок. Все чаще за техническое обслуживание будут отвечать люди, не являющиеся водителями транспортного средства. Для независимого рынка автозапчастей это немного пугающая идея. Как я уже говорил, международные торгово-закупочные союзы пытаются продвинуться вперед и привлечь новых клиентов в этой области, а это значит, что некоторые из них уйдут на независимый рынок запасных частей и перестанут обслуживаться через дилерские СТО».
Понятно, что рынок запасных частей должен будет адаптироваться к потребностям таких автопарков. Например, эти транспортные средства, как правило, проводят больше времени на дороге, что ведет к более интенсивному износу.
Поскольку время безотказной работы играет ключевую роль для управляющих автопарками, от рынка запасных частей потребуются решения, которые позволят минимизировать время простоя и обеспечить конкурентоспособную совокупную стоимость владения.
Некоторые достижения становятся причиной быстрых изменений, другие же не оказывают столь быстрого влияния. По мнению Коула, здесь стоит вспомнить онлайн-дистрибуцию запасных частей: «Мы думали, что Интернет разрушит наш рынок, украв клиентов у всех участников. Однако это не такая большая угроза, как нам казалось еще 5 лет назад. Были и онлайн-игроки, которые пытались добиться успеха, но потерпели неудачу. Недостаточно просто предложить сниженную цену и доставку — требуется более широкий спектр услуг». Услуги, предоставляемые более традиционными компаниями, например, немедленная доставка и неограниченные возможности возврата в сочетании с опытом дистрибьюторов в подборе правильных деталей очень важны, и их не следует недооценивать.
Отличный сервис важен и для других областей рынка запасных частей. Коул отмечает: «Чем больше торговых союзов будет способно сделать своим оптовым дистрибьюторам предложения, обладающие дополнительной ценностью, т. е., к примеру, включающие обучение, техническую поддержку, каталогизацию и т. д., тем лучше. Учитывая тот факт, что на сегодня автопроизводители стремятся скорее скрывать данные, торговые союзы смогут получать большой объем информации от таких компаний, как DENSO, и это положительно повлияет на эффективность развития собственной сети и удерживание своих членов».
Еще одна ключевая область, связанная с обслуживанием, — это предоставление цифровых решений, помогающих независимым представителям рынка запасных частей конкурировать с производителями автомобилей. Хорошим примером является решение e-Videns от DENSO — это универсальный и удобный в использовании инструмент для диагностики автомобилей. Он повышает эффективность и прозрачность работы сервисных станций за счет сканирования систем на предмет кодов ошибок и выполнения инновационной проверки состояния с помощью облачной технологии. Таким образом выявляются существующие проблемы, а также появляется возможность для заблаговременного устранения будущих неисправностей (инструмент предлагается эксклюзивно компанией DENSO). Система также позволяет сохранять данные о клиентах и создает исчерпывающие отчеты. По прогнозам Коула, в ближайшие несколько лет на рынке запасных частей появится еще большее количество цифровых решений.
Завершая беседу, Найджел Коул упомянул об интересном изменении: размытии границ между двумя областями дистрибуции на рынке запасных частей. «Довольно давно рынок оригинального оборудования и независимый рынок запасных частей были очень разными. Примерно 20 лет назад местные дилеры продавали оригинальные детали на местном независимом рынке запасных частей. Теперь же наблюдается движение в сторону объединения двух разных каналов дистрибуции. Автопроизводители осознали, что им необходимо проявлять активность во всех направлениях; мы видим, что многие из них пытаются купить компании, работающие на независимом рынке запасных частей, или находят способы доставки своей продукции на независимый рынок. Ключевой вопрос состоит в том, как независимым компаниям оставаться успешными, несмотря на то, что их территорию пытаются захватить. Вполне возможно, что теперь, когда автопроизводители предлагают более общее сервисное обслуживание, а не только обслуживание под собственными марками, независимый рынок запасных частей может перейти на сторону автопроизводителей. Все это, безусловно, приведет к интересным сдвигам в течение ближайших 5 лет».
Несмотря на то, что влияние долгосрочных тенденций на рынке запасных частей еще не столь заметно, существует множество других изменений и проблем, которые влияют на работу отрасли. Всем заинтересованным представителям рынка важно быть гибкими и быстро адаптироваться, ведь единственный способ оставаться конкурентоспособными — развиваться в соответствии с требованиями рынка.