QIWI опубликовала результаты исследования
QIWI опубликовала результаты исследования рынка такси в период самоизоляции. Несмотря на пандемию и ограничения, 70,2% таксистов продолжили работать. 93% из них столкнулись с существенным снижением доходов и более 60% начали искать дополнительный способ заработка. В опросе участвовали 735 клиентов QIWI, которые работали водителями такси в течение последних шести месяцев во всех федеральных округах РФ.
Согласно данным исследования, большинство опрошенных таксистов (70,2%) продолжили работать в период самоизоляции. Коронавирус стал причиной ухода с работы 21,2% водителей. За это же время 4% опрошенных нашли более выгодный источник дохода, 2,2% сменили деятельность из-за усталости от работы водителем такси, а 2,4% – по другим причинам.
Распространение коронавируса и введенные в соответствии с ним ограничения привели к уменьшению доходов водителей такси. 93% из тех, кто работал во время самоизоляции, отметили снижение доходов. Для 41,2% опрошенных оно составило от 50 до 80%, а для 17% – свыше 80%. При этом 65,4% респондентов отметили, что заработка хватает только на самое необходимое.
Результаты опроса показали, что у 23,9% действующих таксистов есть дополнительный доход, не связанный с их деятельностью в качестве водителя такси. Причем большинству из них (55,2%) сторонний заработок приносит более 60% от общего дохода. Дополнительная занятость 64,8% опрошенных относится к классу «синих воротничков».
Сложившаяся ситуация вынуждает работающих таксистов искать новые источники дохода. Так, 60,6% сообщили, что ищут альтернативный заработок, а 24,9% задумываются о поиске, однако активно его пока не ведут.
Что касается места жительства и влияния COVID-19, 90% опрошенных заявили, что вирус не повлиял на место проживания. Только 5,5% уехали в другой город, а 1,2% – в другую страну. Большинство уехавших (61,2%) собираются вернуться обратно после выхода из карантина и ограничительных мер. Еще 22,4% не решили, приедут ли снова.
По оценкам QIWI, более 40% респондентов не знают размер таксопарка, в котором работают. Можно предположить, что это не главный фактор при выборе последнего. Согласно трети опрошенных, в их таксопарках работают от 10 до 150 подключенных водителей. О более чем 150 подключенных водителях в таксопарках сообщили 23,2% респондентов.
Среди действующих водителей такси почти половина (47,2%) использует для работы личный автомобиль. У 65,2% из них он в собственности, у 34,8% авто приобретено в кредит. Арендуют автомобиль 44,5% таксистов, при этом 44,3% делают это не в своем, а в другом таксопарке. Чуть более 7% приобрели автомобиль в лизинг. Тем не менее, использование своего автомобиля или его аренда – это сугубо региональные особенности. В московском регионе у более 70% водителей такси автомобиль находится в аренде или лизинге.
Большинство водителей (38,3%) в выборке исследования используют комбинацию из электронного кошелька и карты для получения выплат от таксопарка. Чуть меньше таксистов (32,2%) получают средства на банковские карты. Только электронный кошелек используют 16,3% респондентов. Также остается еще 8,5% водителей, получающих наличные от клиентов или таксопарка.
В опросе приняли участие 735 действующих таксистов. В среднем водителю такси чуть больше 39 лет. В этой сфере уже более пяти лет. Продолжает работать в своем городе 5-6 дней в неделю от 10 до чуть более 12 часов, хотя доход снизился. Работа в такси – единственный и основной источник заработка. 34,8% из работающих водителей такси имеют высшее образование и 44,7% – среднее профессиональное.
В основном водители и таксопарки используют безналичные способы получения средств. Самый популярный способ – использование и электронного кошелька, и банковской карты.
«В результате всеобщей самоизоляции сфера услуг, включая рынок такси, пострадала в наибольшей степени. Мы ожидаем постепенное возвращение к докризисным показателям, однако на это потребуется время. Восстановлению рынка будет способствовать выбор россиян передвижения на такси из соображений безопасности и избегания массовых скоплений людей, а также поддержка отрасли со стороны государства. Чтобы помочь рынку восстановиться, QIWI сделала комиссии на выплаты минимальными, предоставив клиентам еще более комфортные условия в кризисный период, и продлила их действие до конца августа», – отметила Директор по развитию массовых сервисов QIWI Виктория Кияченко.
QIWI предоставляет сервисы для рынка такси более 5 лет, а в прошлом году запустила сервис «Таксиагрегатор», который позволяет таксопаркам производить оплату таксистам за поездки, совершенные в агрегаторах.