Камеры начнут штрафовать за отсутствие ОСАГО с 2025 года
Система контроля ОСАГО: первые шаги к автоматизации
Тестирование системы проверки полисов ОСАГО
С начала декабря 2024 года в России стартовали тестовые проверки наличия полисов ОСАГО у водителей с использованием камер фото- и видеофиксации. О запуске пилотного проекта в эфире программы «Утро России» рассказал президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Целью тестов является определение технической готовности системы и ее эффективности. Пока что нарушителей не штрафуют, а уведомляют об отсутствии полиса ОСАГО с помощью специальных писем. Однако уже с 1 марта 2025 года планируется начать полную реализацию программы, включая наложение штрафов за отсутствие «автогражданки».
Законодательные инициативы и позиция РСА
Вопрос компенсаций и новые предложения
На фоне запуска тестов депутаты Государственной думы предложили внести изменения в закон об ОСАГО. Согласно их инициативе, предполагается компенсировать ущерб пострадавшим в ДТП, даже если виновник аварии не имеет действующего полиса. Новшество касается не только выплат за причинение вреда жизни и здоровью, но и компенсаций на ремонт автомобилей.
Однако Евгений Уфимцев выразил сомнения в целесообразности такого подхода. По его словам, предложенные изменения создадут дополнительную финансовую нагрузку на добросовестных автовладельцев, которые своевременно оплачивают страховые взносы. Более того, инициатива вряд ли уменьшит число водителей без ОСАГО, ведь основная проблема кроется в слабом контроле и незначительных штрафах.
Строгие меры — ключ к решению проблемы
Повышение штрафов и автоматизация контроля
Для решения проблемы отсутствия полисов ОСАГО РСА поддерживает идею автоматической фиксации нарушений с помощью дорожных камер. Это позволит сделать процесс контроля более системным. «Мы предполагаем, что большинство водителей без ОСАГО также склонны к другим нарушениям правил дорожного движения», — отметил Уфимцев.
В связи с этим президент РСА озвучил предложения по ужесточению наказаний. Сейчас штраф за отсутствие полиса составляет всего 800 рублей, что недостаточно для стимулирования водителей к заключению договоров ОСАГО. Предлагается увеличить штраф до 3–5 тысяч рублей за повторное нарушение, что может сделать страховку более обязательной.
Роль компенсационных фондов
Как работает система сегодня?
На сегодняшний день компенсационный фонд РСА используется для двух основных целей:
- Покрытие обязательств страховых компаний-банкротов. Когда страховая компания прекращает деятельность, ее долги по выплатам переходят в РСА, что иногда достигает суммы в 5–10 миллиардов рублей.
- Возмещение ущерба жизни и здоровью. Если виновник ДТП скрылся с места происшествия или у него не было полиса ОСАГО, компенсация выплачивается пострадавшим за счет средств фонда.
Евгений Уфимцев отметил, что расширение списка ситуаций, покрываемых компенсационным фондом, неизбежно приведет к увеличению взносов. Вместо этого, считает глава РСА, необходимо ужесточить контроль за заключением договоров ОСАГО.
Международный опыт
Как с проблемой справляются за рубежом?
По словам Уфимцева, в других странах доля водителей без ОСАГО минимальна. Например, в Белоруссии этот показатель составляет десятые или сотые процента, в то время как в России он достигает 7–10%. Это связано с более строгим контролем и высокими штрафами.
Пример из международной практики: в некоторых странах полиции и страховым компаниям достаточно обменяться данными, чтобы выявить отсутствие полиса. Тем, кто не оформил страховку, автоматически начисляются штрафы. Такая практика демонстрирует высокую эффективность в борьбе с нарушителями.
Итог: вызовы и перспективы
Запуск системы проверки ОСАГО с помощью камер — это важный шаг к упрощению контроля за соблюдением закона. Однако для комплексного решения проблемы требуется повышение штрафов и ужесточение контроля. Только системный подход, подкрепленный современными технологиями, позволит значительно сократить число незастрахованных водителей и защитить добросовестных автовладельцев от лишних расходов.