Следим за работоспособностью насоса
Эксперты компании SKF дали несколько советов как обнаружить неисправность насоса охлаждающей жидкости.
Как известно, выход из строя насоса охлаждающей жидкости может не только вызвать перегрев двигателя, но и в некоторых случаях даже привести к разрыву ремня привода ГРМ. Чтобы подобного не произошло необходимо обнаружить неисправность как можно раньше.
Три симптома неисправности насоса:
- утечка охлаждающей жидкости;
- колебания температуры, видимые на индикаторе (если автомобиль им оборудован);
- нехарактерный шум в моторном отсеке.
Утечка охлаждающей жидкости
Одно из мест в системе охлаждения, где может появиться утечка, — это водяной насос. Причиной утечки может быть уплотнение насоса или прокладка между его корпусом и блоком двигателя. В случае насосов, приводимых в движение ремнем привода вспомогательных агрегатов, определить место утечки относительно легко. Однако в случае, когда используется ремень ГРМ, все несколько сложнее. Здесь может потребоваться снятие защитного кожуха привода ГРМ. У большинства насосов в корпусе предусмотрено дренажное отверстие, из которого, в случае повреждения уплотнения, вытекает охлаждающая жидкость. Следует отметить, что наличие небольшого количества влаги вокруг этого отверстия не обязательно свидетельствует о повреждении уплотнения. «Существуют также нетипичные решения. К примеру, в микроавтобусе VW T5 с двигателем 2.5 TDI насос приводится в движение зубчатой передачей. В этом случае повреждение уплотнения может привести к попаданию охлаждающей жидкости в масло», — предупреждает Томаш Охман (Tomasz Ochman) из компании SKF.
Колебания температуры жидкости
Другая неисправность насоса может возникнуть в результате повреждения его рабочего колеса. Разрушение лопастей крыльчатки или её проворачивание на приводном валу приводит к ограничению или даже к полному прекращению циркуляции жидкости в системе охлаждения. Это вызывает резкий рост или нехарактерные колебания температуры. Перед разборкой насоса, необходимой для правильного диагностирования такой неисправности, следует проверить и исключить повреждение других элементов системы охлаждения: термостата, радиатора и датчика температуры.
Неисправности рабочего колеса насоса не вызваны эксплуатационным износом, а могут возникнуть в результате внутреннего дефекта некачественной детали или попадания в систему инородного тела. Вот почему так важно использовать оригинальные запасные части, а при каждой замене насоса — выполнять промывку системы охлаждения.
Поскольку в современных автомобилях водяные насосы обычно меняются при замене ремня ГРМ, мы часто забываем о возможности повреждения насоса. «Развитие дефектов в насосе обычно протекает постепенно. Вначале это может быть небольшой шум или минимальная утечка. Во избежание описанных выше серьезных последствий важно своевременно выявлять и устранять повреждения насоса», — предупреждает Томаш Охман.
Нехарактерный шум
Помимо уплотнения, в водяном насосе также может быть поврежден подшипник. Типичным симптомом такой неисправности является резкий шум, возникающий в области размещения насоса. Для окончательной проверки необходимо разобрать его привод (сняв клиновой ремень или ремень ГРМ) и вручную провернуть вал. Появление аналогичного звука или ощутимого люфта означает, что поврежден именно подшипник. При исправном подшипнике вал насоса вращается равномерно, с небольшим сопротивлением, при этом нехарактерные шумы отсутствуют.
«Исправный водяной насос поддерживает стабильную температуру двигателя, что, в свою очередь, принципиально важно для его многолетней бесперебойной работы», — резюмирует Томаш Охман.