20.09.2017

Spencer Stuart показала «образ будущего»

Spencer Stuart опубликовала исследование, посвященное новому функционалу директоров по исследованиям и разработкам в автомобильной промышленности.

Международная консалтинговая компания Spencer Stuart представляет результаты исследования «Директор по исследованиям и разработкам: образ будущего», посвященного роли директоров по R&D в автомобильной промышленности.

По мнению экспертов Spencer Stuart, в ближайшие три года произойдет переоценка должностных инструкций руководителей этого направления и требований к их опыту: в число приоритетных компетенций войдут бизнес-моделирование и опыт разработки программного обеспечения. При этом участники российского авторынка отмечают особый путь развития отрасли в России, что делает роль директора по R&D на отечественных предприятиях особенно важной. Предвосхищение тенденций и управление ожиданиями рынка, нежели традиционная работа в соответствии с маркетинговыми планами, - именно этого будут ждать от директоров по разработкам в ближайшем будущем.

«Директоров по R&D обычно воспринимают как руководителей творческих лабораторий. Но в современных экономических условиях роль исследовательского подразделения меняется, сам новаторский процесс становится все более технологическим, соответственно, и управление им должно эволюционировать. Наше исследование - своего рода свод требований к директорам по разработкам, которые будут предъявляться к ним уже в ближайшее время. Кроме того, это первая попытка комплексной оценки роли директоров по R&D в условиях меняющейся экономики как в мировом масштабе, так и в контексте российской специфики», - комментирует Антон Стороженко, руководитель индустриальной практики и партнер российского офиса Spencer Stuart.

В результате анализа деятельности подразделений по исследованиям и разработкам 50 крупнейших международных компаний автомобильного сектора, специалисты Spencer Stuart пришли к следующим заключениям:

  • В ближайшие три года произойдет масштабная переоценка эффективности работы действующих директоров по исследованиям и разработкам, которая повлечет за собой пересмотр их должностных инструкций, кадровые перестановки и организационные изменения внутри компаний. Это будет одним из последствий изменяющихся бизнес-стратегий лидеров мирового автопрома.
  • Роль директора по R&D в стратегическом процессе и продвижении бренда возрастет.
  • Помимо основной обязанности - обновления модельного ряда и создания конкурентных преимуществ - директора по исследованиям и разработкам должны будут находить технологии, оптимальные по соотношению риска и прибыльности, и обеспечивать их освоение и внедрение.
  • К ключевой компетенции директора по исследованиям и разработкам - успешной научно-исследовательской работе - добавятся актуальные для рынка требования: опыт работы на производстве, управленческие компетенции, навыки финансового контроля, межкультурная и языковая подготовка, умение уверенно вести себя на публике и др.
  • Компаниям в первую очередь будут интересны кандидаты, обладающие опытом разработки программного обеспечения (чего раньше не требовалось) и бизнес-моделирования (этот навык важен уже сейчас, в будущем его актуальность увеличится).
  • Наиболее эффективным будет директор по исследования и разработкам, сочетающий в себе компетенции стратега и новатора, отличного руководителя и опытного менеджера по изменениям, чья работа исключительно ориентирована на достижение поставленных целей.
  • 13 навыков эффективного директора по R&D: способность к выходу за рамки классического функционала и отстаиванию своих проектов; развитые рационализаторские и новаторские способности; умение брать ответственность за риски; способность выступать на равных с другими директорами, в том числе по вопросам разработки стратегии; хорошо развитые лидерские качества; развитая компетенция найма сотрудников и формирования команды; высокая коммуникабельность; способность принимать участие в обсуждении вопросов по различной тематике; сочетание различных стилей руководства; уверенность в освоении нового; инициирование изменений и управление ими; умение устанавливать и поддерживать деловые отношения; способность достигать стратегических целей.

Антон Стороженко, руководитель индустриальной практики и партнер российского офиса Spencer Stuart: «Усиление роли отделов исследований и разработок в компаниях автомобильного сектора, о котором говорится в исследовании, актуально и для российского автопрома. Текущая модель разработки позволяет производить продукцию, но ее недостатки на фоне обострившейся конкуренции и технологий, используемых иностранными игроками, проявляются все очевидней. Вызов заключается в том, чтобы создать новую модель с учетом передового зарубежного опыта, не потеряв достоинств действующей модели и связи с российской действительностью. Отечественные производители уже занялись реформированием своих научно-технических центров и столкнулись с другой проблемой - в мировых масштабах российский рынок очень невелик, а инвестиции в создание новых моделей весьма серьезные. Окупить вложения в создание новой платформы для автомобиля могут только компании с очень большим масштабом производства, чего в России нет. Поэтому в сообществе имеет место дискуссия о создании одной платформы для нескольких производителей. Но в любом случае, для сохранения независимости компаниям необходимо иметь свою научно-исследовательскую функцию, особенно в условиях ужесточающейся конкуренции. Будущее за теми, кто научится создавать современный продукт по привлекательной цене с современным дизайном и хорошими потребительскими качествами».

«Кадры с современными подходами в области НИОКР автомобильной техники формируются только сегодня. Фактически, мы решаем поколенческую проблему - нам всем необходимо вырастить специалистов, смотрящих вперед, с пониманием самых современных трендов», - комментирует особенности российского рынка в области разработки новых автомобилей Евгений Галкин, заместитель генерального директора по развитию, директор научно-технического центра ООО «УАЗ». - Нельзя попасть в будущее, не прожив в настоящем. Задача сегодняшнего дня - создать продукт, способный конкурировать с международными марками не только ценой. Такой продукт сформирует группу лояльных клиентов. И лишь имея в активе такую группу клиентов, можно приступать к конкуренции на международных рынках за счет лидерских разработок. Конструкторам, безусловно, сегодня в гораздо большей степени, чем еще вчера, приходится участвовать в обсуждении и решении стратегических вопросов. Непросто, но процесс идет вперед. Технических специалистов научить разбираться в маркетинге проще, чем маркетологов - особенностям НИОКР. И альтернативы здесь нет - невозможно создать новый продукт, не опираясь на инженерный потенциал».

«Данное исследование достаточно верно отражает изменения, происходящие в нашей отрасли. В частности, тезис о том, что директор по разработкам должен отвечать уже не только за создание автомобилей, но и разрабатывать новые бизнес-модели, имеет высокую актуальность для КАМАЗа, как ведущего российского производителя коммерческих транспортных средств», - считает Игорь Савельев, руководитель Службы стратегического планирования ПАО «КАМАЗ».

Евгений Мейлихов, заместитель директора службы по развитию НП «ГЛОНАСС»: «Развитие концепции подключенных автомобилей, общая цифровизация автомобилестроения требуют создания в автомобильных компаниях и альянсах кросс-функциональных организаций, отвечающих за внедрение новых технологий и бизнес-моделей. Эта реорганизация диктует дополнительные требования к директору по разработкам - ему приходится взаимодействовать с подразделениями, с которыми раньше это общение почти отсутствовало, а также требует от директора по R&D умения управлять кросс-функциональными задачами. Не менее важными являются компетенции в области ИТ и других современных технологиях. Сегодня все производители находятся в поиске новых бизнес-моделей, и директору по разработкам нужно быть готовым включиться в этот процесс, что невозможно без широких знаний. Автопроизводители планируют стать участниками рынка мобильности как услуги, по-новому позиционируют свои продукты. К примеру, компания Geely представила новый бренд Lynk & CO - марку, ориентированную на новые модели потребления. Автомобили этого бренда будут постоянно подключены к интернету, они должны будут обеспечивать быструю «персонализацию» автомобиля при смене водителя. Для эффективного создания продуктов, предназначенных для использования в совершенно новых бизнес-моделях, директор по R&D должен обладать очень широким кругозором и знаниями, в том числе в области технологий связи, в технологиях навигации, в городской мобильности, логистике и т.д. И, конечно, не стоит забывать о важности делегирования. При существующей широте задач, которая сегодня возникает у директора по разработкам, без этого умения его работа не будет эффективной. К сожалению, в большинстве компаний очень жесткое разделение обязанностей, которое мешает такому делегированию, но освоить его необходимо».


Статьи по теме