Что нужно знать об ADAS?
Если ваш автосервис еще не сталкивался с усовершенствованными системами помощи при вождении (Advanced Driver Assistance System, ADAS), это обязательно случится в ближайшее время. В прошлом году внутри Евросоюза было достигнуто предварительное соглашение, согласно которому с 2022 года системы ADAS станут обязательными для всех новых автомобилей. Уже сегодня инновационные технологические решения для обеспечения безопасности — один из самых быстрорастущих сегментов на рынке диагностических услуг, ведь они входят в перечень стандартного оборудования большинства современных автомобилей. Для независимых автосервисов — в том случае, если у них есть надлежащее оборудование и квалифицированный персонал — системы ADAS представляют огромный потенциал дополнительного заработка, особенно с учетом непрерывного усовершенствования систем автономного вождения.
Что такое ADAS (Advanced Driver Assistance System)?
Системы ADAS предназначены для повышения безопасности и оказания помощи водителю при управлении автомобилем. С помощью датчиков, подключенных к интернету вещей (IoT), технология ADAS способствует предотвращению ДТП, предупреждая водителей о возможных проблемах в режиме реального времени, принимая меры предосторожности и в некоторых случаях беря на себя управление автомобилем.
Существующий рынок технологий ADAS можно условно разделить на два сегмента: системы, использующие камеры, и системы, использующие радары. Скорее всего, вам уже приходилось работать с автомобилем, оснащенным системой ADAS с камерой: небольшая камера закреплена на ветровом стекле, объектив направлен по ходу движения автомобиля. После замены ветрового стекла на таких автомобилях требуется калибровка системы ADAS с помощью диагностических приборов и специальных инструментов.
При этом в настоящий момент наиболее быстро развивается именно сегмент систем ADAS с радарами. Они охватывают пространство вокруг автомобиля: контролируют «слепые» зоны, обнаруживают пешеходов, распознают дорожные знаки и при необходимости активируют экстренное торможение. Наличие этих систем требует калибровки после любой операции, влияющей на геометрию автомобиля, поскольку связанная с этими параметрами информация используется в работе ADAS.
Рост популярности систем ADAS начался с 2016 года, когда автопроизводителям пришлось внедрять системы автоматического экстренного торможения и системы предупреждения о смене полосы движения, — иначе они не смогли бы обеспечить соответствие собственной продукции минимальным требованиям для получения «5 звезд» в рейтинге безопасности Euro NCAP. С появлением автономных транспортных средств роль систем ADAS в конструкции современных автомобилей возросла еще больше.
Технологии, меняющие концепцию вождения
Большинство современных систем ADAS вмешиваются в управление автомобилем только в случае потенциальной опасности. Автомобили с автономным управлением полностью изменят концепцию вождения, однако для этого требуется дальнейшее развитие технологии ADAS.
Технологии будущего сделают возможным автономное управление на высокой скорости движения, а пассажиры смогут уделять внимание другим видам деятельности, напримерработе или чтению. Системы ADAS должны работать в любых дорожных условиях, снижая скорость в плотном потоке транспорта и увеличивая ее по мере устранения дорожного затора. А поскольку автомобили превращаются в мобильные офисы, передвижные жилые пространства и зоны отдыха, используемые технологии должны обеспечивать всестороннее восприятие окружающей обстановки. В будущем системы датчиков будут взаимодействовать с защищенными высокопроизводительными вычислительными платформами и искусственным интеллектом, поддерживаемым облачной инфраструктурой.
Лидер в разработке систем автоматического вождения
Одна из глобальных установок компании DENSO — создание безопасного автомобильного сообщества. Поэтому DENSO уже более 20 лет находится в авангарде технологий автоматизированного управления автомобилем. Компания выделяет огромные ресурсы на разработку продуктов и технологий, повышающих безопасность и эффективность дорожного движения.
Работа компании DENSO в этом направлении началась с создания технологии, позволяющей человеку полностью контролировать автомобиль, но обеспечивающей функционал, который сводит к минимуму вероятность ДТП. Именно так работает подавляющее большинство современных систем ADAS. Ключевым направлением стала широкая исследовательская работа по изучению радаров и датчиков, устанавливаемых на автомобиль. Это позволило компании DENSO создать технологию, способную обнаруживать и распознавать потенциальные источники опасности до наступления необратимых последствий.
За последние десятилетия компания DENSO представила несколько инновационных технологий ADAS, включая первую в мире двумерную систему оптического обнаружения и измерения дальности (LIDAR) в 1996 году. Более двадцати лет назад компания DENSO создала линейный радар, сканирующий в горизонтальной плоскости область перед автомобилем для выявления потенциально опасных объектов.
Далее последовали другие инновационные разработки: например первая в мире радарная система, сканирующая в диапазоне миллиметровых волн. Она была выпущена на рынок в 2003 году. Эта система способна обнаруживать объекты в трехмерном пространстве, включая объекты, падающие на дорогу. Сравнительно недавно, в 2015 году, компания DENSO успешно внедрила технологию V2X: эта коммуникационная система связывает автомобили друг с другом и с окружающей инфраструктурой. Данная технология DENSO позволяет получать информацию о дорожных условиях на предстоящем участке пути, который еще не виден водителю. Такое решение значительно повышает уровень безопасности: коммуникация автомобилей друг с другом и с объектами дорожной инфраструктуры, например светофорами, реально помогает снизить количество ДТП.
Другое направление исследований компании DENSO сфокусировано на усовершенствованных системах помощи при парковке. Это оптимизированная функция автоматизированного управления третьего уровня. Ожидается, что в ближайшие несколько лет технология, позволяющая автомобилям самостоятельно парковаться на тесных городских улицах, станет повсеместной. А у технологии автоматизированного управления четвертого уровня еще больше возможностей: водитель сможет безопасно и законно доехать до пункта назначения, не принимая никакого участия в управлении автомобилем.
Для поддержки исследовательской работы и разработки систем автоматизированного управления четвертого уровня компания DENSO в 2016 году открыла Научно‑исследовательский центр машинного зрения (Computer Vision Research & Development Centre), которым заведует подразделение DENSO ADAS Engineering Services. Этот центр поможет компании DENSO укрепить технологическое лидерство в области разработки алгоритмов, обрабатывающих полученную камерами информацию.
На пути к автомобилям будущего
Хотя некоторые технологии DENSO еще не вышли на массовый автомобильный рынок, они играют важнейшую роль в проверке возможности практической реализации новых программ автоматизированного управления в качестве стандартизированных систем ADAS, готовых для вывода на рынок.
Для рынка послепродажного обслуживания автомобилей ADAS это технология, с которой уже сталкиваются автосервисы и которая неизбежно станет более распространенной в ближайшие несколько лет. Инвестируя в соответствующее оборудование и обучение, независимые станции технического обслуживания смогут превратить эти системы в основной источник дохода. Помимо этого, благодаря инновациям DENSO в области автоматизированных систем управления для автомобильной отрасли транспорт будущего станет более безопасным и технически совершенным.