Пир КИА во время чумы
22 января 2015 года на пересечении Ярославского шоссе и МКАД в торжественной обстановке открылся новый дилерский центр КИА «Стрим Авто Север». Это один из крупнейших дилерских центров КИА в Москве и Московской области. Цифры, которыми может похвастаться дилер, впечатляют. Площадь нового центра – более 6450 кв.м. Тут и шоу-рум на 16 автомобилей, слесарный и кузовной цеха, а в дополнение к этому - склад площадью более 500 кв. м.
Казалось бы, зачем закатывать такой пир во время чумы? Ведь все предрекают автомобильному рынку России грандиозный спад, цены на автомобили растут, то и дело закрываются дилерские центры, с рынка исчезают целые автомобильные марки. Однако новенький дилерский центр, вокруг которого все еще идет мегастройка по расширению Ярославского шоссе, открылся. Более того, несмотря на то, что и сам дилер заявляет о том, что «времена непростые», в планах компании не только выжить, но и развиваться дальше. На чем основан оптимизм и на что делают ставку в «Стрим Авто Север»?
Первое и основное – это формат и место расположения центра. «Стрим Авто Север» планирует привлекать клиентов не только продажами автомобилей. А если быть точнее, то и вовсе не продажами. Главная «фишка» центра – сервис, доля доходов которого в случае группы компаний «Стрим Авто» достигает внушительных 60 процентов. «Объем сервисных услуг, которые мы здесь можем предлагать, очень велик. Мы насчитали минимум 10 тысяч клиентов в радиусе нескольких километров, просто владельцев автомобилей КИА, не говоря уже о путешествующих из городов-сателлитов. Это тоже наши будущие клиенты», - заявил на пресс-конференции Дмитрий Лосев, директор дилерского центра «Стрим Авто Север».
К этому вопросу в «Стрим Авто Север» подошли серьезно: слесарная зона с 10-ю постами для проведения техобслуживания автомобилей занимает около 1000 кв.м., кузовной цех на 2 этаже - порядка 700 кв.м. Собственный склад позволит держать всю необходимую номенклатуру запчастей в наличии и принимать автомобили в ремонт в день обращения.
Тут вроде бы предусмотрено все. Проблема может возникнуть с организацией контроля качества работ и неудовлетворенностью клиентов. Но представители «Стрим Авто Север» считают, что предусмотрели всё и обещают, что будут строго следить за тем, чтобы клиенты уезжали счастливыми.
На самом деле, озвученная проблема, похоже – основная. Наш информационный век ставит новые задачи, которые и не снились еще лет 10 назад. Главная проблема здесь – это достоверность информации, как позитивной, так и негативной. Можно сколько угодно обзванивать клиентов, чтобы узнать их мнение, но недружественные информационные атаки становятся все более опасными. Что с этим делать, толком пока не знает ни один из дилеров, в том числе и «Стрим Авто Север». Объем работы по выявлению причин появления негативных отзывов в интернете действительно неподъемный, справиться в одиночку с ним едва ли возможно. Однако возрастающая конкурентность среды в условиях кризиса может оказаться полезной для всех, в том числе и для потребителя.
В России очевидно остро стоит серьезная проблема контроля качества. И это касается не только работы данного конкретного дилера или дилеров вообще. Стране не хватает инструментов для независимой оценки качества товаров, услуг, работы во всех сферах. И в условиях кризиса отсутствие такого инструмента может серьезно тормозить возможности развития целых секторов рынка. Попытки самоорганизации участников рынка с целью налаживания контроля и оценки услуг пока единичны и далеко не все успешны. Так, например, работа объединения автостраховщиков РСА вызывает много вопросов, и в последний год не только не принесла особой пользы для потребителей страховых услуг, но и во многом затруднила положение добросовестных страхователей из-за начала работы централизованной базы, где учитывается КБМ (коэффициент бонус-малус) по ОСАГО. Правительству страны стоит всерьез задуматься над тем, чтобы помочь бизнесу и потребителям в создании эффективных инструментов контроля и качества. А пока… пока нам придется верить на слово, и играть в своеобразную лотерею.
На что еще делает ставку «Стрим Авто Север», чтобы повысить доходность мероприятия? А ведь обошлось оно в «кругленькую» сумму около 460 миллионов рублей. При этом около 60 процентов составил инвестиционный кредит Сбербанка России сроком на 7 лет. Если сначала срок окупаемости проекта оценивался в 2 – 4,5 года, то сейчас удлинился до 6 -7 лет. Однако, по мнению господина Лосева, такой срок в условиях мировой и российской экономики достаточно адекватен и в результате новый дилерский центр не только окупится, но и будет приносить прибыль. Конечно, этой убежденности немало способствует то, что инвестиционные кредиты не подверглись атаке по ставкам из-за ситуации на рынках валюты и нефти. Но это не всё. Дилерам приходится проявлять изобретательность и поворотливость.
Новым направлением работы, которое планирует активно развивать «Стрим Авто Север», станет плотная работа с корпоративными клиентами. Помимо обслуживания автомобилей, в качестве «фишки» дилерский центр хочет развивать программу трейд-ин корпоративных автопарков. «Мы намерены предложить выкупать автомобили сразу партиями и менять их на автомобили КИА. Это развито в сегменте физлиц, но совершенно не развито в корпоративном сегменте», - заявил Дмитрий Лосев. Тема новая, и, возможно, имеет неплохие перспективы, поскольку, несмотря на меньшую доходность, бизнес-сектор традиционно более стабилен, чем частный.
Еще одно направление работы «Стрим Авто Север» - это продажа подержанных автомобилей. На верхнем этаже дилерского центра располагается площадка на 90 автомобилей, где выставляются подержанные авто. Этим, в общем-то, никого не удивить, если бы не одно «но». «Стрим Авто Север» станет пилотным проектом, где дилер совместно с компанией КИА будут продавать подержанные сертифицированные автомобили. Программа называется «КИА уверен» и включает в себя полную диагностику подержанного автомобиля, что позволит покупателю совершить «гарантированную покупку», которую не могут обеспечить физлица.
Дмитрий Лосев, генеральный директор "Стрим Авто Север", смотрит в будущее с оптимизмом: "За прошедший год оборот компании превысил 3 миллиарда рублей, в 2015-м году мы планируем удвоить оборот, таким образом он должен составить более 6 миллиардов рублей".
И, конечно, же, почему именно КИА? Это позиции корейского автопроизводителя в России - по итогам прошлого года КИА стала иностранным производителем №1 по проданным автомобилям. Хотя президент ООО «КИА Моторс Рус» Ким Сонг Хван и ожидает заметного снижения рынка, однако заявляет, что кризис – это шанс, тем более, что российский рынок для КИА входит в четверку приоритетных наравне с Кореей, Китаем и США.
«Возможно, рынок будет испытывать серьезное снижение. В прошлом году было продано 2,5 млн автомобилей. АЕБ собирает консолидированные прогнозы, и по этим прогнозам падение составит 25 процентов, т. е. 1,7 млн проданных автомобилей. Я соглашусь, что рынок в точности будет меньше 2 млн автомобилей. Причины - курс обмена валют, слишком слабый рубль. Плюс падение нефти ниже 60 долларов за барель. Значительно уменьшится сегмент С1. Сегмент кроссоверов и внедорожников рос, но и он будет затронут в этом году. КИА всегда гоняется наперегонки с рынком. И кризис — это шанс. 2014-й год также не был хорошим годом для автомобильной промышленности, но КИА смогла нарастить рыночную долю и мы надеемся, что и в этом году мы сможем все сделать», - заявил Ким Сонг Хван на пресс-конференции. В среднесрочной перспективе президент российского отделения КИА ожидает возврат роста рынка и оценивает его емкость в 3 миллиона автомобилей.
Ким Сонг Хван, президент ООО "КИА Моторс Рус": "КИА всегда гоняется наперегонки с рынком. И кризис — это шанс".
Немалую роль в уверенности КИА, что компания справится с кризисом, играет и высокая степень локализации модельного ряда. У КИА 12 моделей в России и лишь одна импортируется из-за пределов России – KIA Picanto. В компании будут поддерживать дилеров с помощью рекламных кампаний, однако новых инвестиций в производство на территории России, похоже, ждать не приходится и это не может не расстраивать: государству нужно предпринимать более активные шаги для предотвращения глобальной катастрофы.
Что еще в планах «Стрим Авто»? В компании заявляют о развитии своей сети дилерских центров. В 2015-м году планируется открытие еще одного, третьего дилерского центра КИА на Рязанском шоссе. Помимо КИА дилер реализует в Мытищах еще два дилерских проекта — салоны Skoda и LADA, открытие которых ожидается в июле этого года.