Утильсбор в России: как изменится рынок автомобилей?
![](assets/images/news/3M/1/993/util_sbor_soglasie_01.jpg)
Несмотря на то что утильсбор действует в России уже достаточно давно, для многих россиян это понятие стало знакомым лишь недавно. Первое массовое знакомство произошло в октябре 2024 года, когда новые изменения в законодательстве заставили автолюбителей обратить внимание на эту тему. В начале 2025 года «новый спутник» автолюбителей вновь напомнил о себе. Так что же такое утильсбор, и почему он стал предметом обсуждения?
Что такое утильсбор и зачем он нужен?
Вы наверняка замечали во дворах жилых массивов и на обочинах дорог автомобили, которые уже многое повидали в своей жизни. Отличить их можно по спущенным колёсам, «дополнительным» отверстиям для вентиляции на месте окон и внушительным слоям винтажной ржавчины, гармонично дополняющим заводскую покраску. Такие машины ещё способны развивать скорость до 50 км/ч, но, как правило, исключительно на буксире или платформе эвакуатора.
Согласно законодательству РФ, отслужившие свой срок транспортные средства подлежат обязательной утилизации в соответствии с правилами обращения с отходами производства и потребления. Именно с этой целью и был введён утильсбор — специальный налог для всех автопроизводителей, который компенсирует расходы на последующую утилизацию автомобилей.
Как рассчитывается утильсбор?
Стоимость утильсбора складывается из базовой ставки, умноженной на определённый коэффициент. С 1 октября 2024 года базовая ставка осталась неизменной, однако коэффициент подвергся значительным изменениям, что повысило сумму утильсбора в среднем на 70-85%. И это ещё не предел: согласно долгосрочному плану Минпромторга, россиянам стоит ожидать ежегодную индексацию на 10-20% с 1 января каждого последующего года.
Локализация как ответ на рост утильсбора
Минпромторг планирует продолжить предоставлять российским производителям господдержку, за счёт которой индексация не скажется на стоимости автомобилей. Это мера призвана мягко стимулировать иностранных производителей к локализации производства в России. Логика проста: выше локализация — больше возврат средств. Таким образом, чистый импорт должен становиться дороже локально произведённых автомобилей.
«На автопроизводителей из РФ данный шаг, безусловно, должен оказать положительное влияние, обеспечив здоровую конкуренцию по отношению к производителям, импортирующим свою продукцию в Россию. Стоит также отметить, что большинство отечественных авто в своей комплектации имеют двигатели небольшого объёма, в то время как популярные иномарки оснащаются более мощными моторами», — отметил заместитель директора департамента андеррайтинга и управления продуктами компании «Согласие» Дмитрий Соколов.
Таким образом, изменения в утильсборе могут стать важным фактором, влияющим на выбор автомобилей россиянами в ближайшие годы. Следите за обновлениями, чтобы быть в курсе всех нововведений и их влияния на рынок.
Как изменения утильсбора повлияют на стоимость автомобилей?
В действительности покупатели автомобилей с двигателями меньшего объёма почувствовали на себе изменения в стоимости транспортных средств не так сильно, как желающие приобрести более мощные автомобили:
Объём двигателя (л) |
Утильсбор до 1 октября 2024 года (₽) |
Утильсбор после 1 октября 2024 года (₽) |
Утильсбор с 1 января 2025 года (₽) |
Менее 1 |
81 200 |
150 200 |
180 200 |
1 – 2 |
300 600 |
556 200 |
667 400 |
2 – 3 |
844 800 |
1 562 800 |
1 875 400 |
3 – 3,5 |
970 000 |
1 794 600 |
2 153 400 |
Более 3,5 |
1 235 200 |
2 285 200 |
2 742 200 |
В идеальной картине всё действительно складывается в пользу отечественных производителей. Остаётся надеяться, что при фактическом разрыве в ценах на иномарки действующие локализованные игроки не поддадутся соблазну сократить эту разницу. Однако даже в таких условиях эксперты «Согласия» не прогнозируют быстрой победы российского автопрома:
«По итогам 2024 года мы наблюдаем значительное отставание по продажам от той же Lada у нескольких иностранных марок, и повышение стоимости их моделей может повлиять на решение покинуть российский рынок в ближайшем будущем. Но, скорее всего, большинство иностранных игроков довольно быстро адаптируются к изменениям утильсбора благодаря своей бизнес-модели: по аналогии с PlayStation, когда сама консоль продаётся в убыток, при этом основная прибыль компании поступает от продажи игр. Так и иностранные автопроизводители могут начать закладывать утильсбор в стоимость автозапчастей и технического обслуживания. Это позволит сохранить конкурентные цены при покупке автомобиля, но увеличит стоимость его эксплуатации», — подчеркнул заместитель начальника управления андеррайтинга по автострахованию компании «Согласие» Александр Коротин.
Последствия для смежных отраслей
Данная тенденция может повлиять на все отрасли российского рынка, связанные с перевозками. В результате могут подорожать услуги такси, аренды автомобилей и доставки. Поскольку стоимость транспортировки закладывается в цену товаров для конечного потребителя, не стоит удивляться росту цен в розничных сетях. Также изменения в утильсборе окажут влияние на стоимость полисов КАСКО и ОСАГО.
Лазейки для покупателей и риски
Но даже если иностранные автопроизводители включат утильсбор в стоимость транспортных средств, у рядового гражданина всё ещё остаётся возможность купить автомобиль подешевле. Изменения в стоимости не коснулись автомобилей с объёмом двигателя до 3 л, ввезённых именно для личного пользования. В 2025 году утильсбор на них составляет: 3 400 ₽ на авто до 3 лет и 5 200 ₽ на авто от 3 до 5 лет.
В службе безопасности страховой компании «Согласие» отмечают, что подобная конъюнктура в большей мере благоприятна для теневого сектора:
«Будущие владельцы всё чаще будут прибегать к возможности приобрести автомобиль для личного пользования, что позволит им платить минимальный утильсбор. Услуги по доставке авто из-за границы, как правило, оказывают специализированные сервисы или частные лица. Сейчас нельзя назвать такую услугу популярной, но с увеличением числа запросов можно ожидать и развития подобного бизнеса. А поскольку большинство таких сделок происходит на основе оформления генеральной доверенности, существует большой риск столкнуться с мошенниками и вообще остаться без транспортного средства», — поделился сотрудник службы безопасности «Согласия».
Купить автомобиль для личного пользования можно, но стоит помнить, что его нельзя продать в течение года — в противном случае придётся оплатить полную стоимость утильсбора. Чтобы не перегонять авто из-за границы самостоятельно, покупатели прибегают к услугам перевозчиков, которые оформляют транспортное средство на себя, а уже после подписывается генеральная доверенность на год. В конечном итоге покупатель фактически становится арендатором, а не владельцем купленного автомобиля.
Кроме возможности стать жертвой мошенников и лишиться как средств, так и транспорта, есть вероятность потерять купленное транспортное средство в случае банкротства, развода или смерти перегонщика. По генеральной доверенности ваш автомобиль может оказаться уже не вашим. Перевозчик при этом тоже несёт определённые риски — начиная от штрафов, полученных покупателем, и заканчивая ДТП со смертельным исходом.
Как изменится рынок б/у автомобилей?
Благодаря помощи «перекупов» сегодня можно приобрести автомобиль, но в случае с японским автопромом вам с большей вероятностью будет предложено неадаптированное под российские реалии транспортное средство. Наличие правого руля, согласитесь, не всегда может удовлетворить запрос конечного потребителя. В таком случае внимание переключается на рынок б/у авто:
«С ростом стоимости новых автомобилей популярность вторичного рынка будет лишь возрастать. Несмотря на то что большинство действующих сервисов по перепродаже авто проверяют достоверность данных, нельзя забывать о риске приобретения краденного автомобиля. Ситуацию усугубляет и тот факт, что с закрытием границ у угонщиков сократилось количество путей для вывоза авто, и они всё чаще стараются реализовать украденные машины на внутреннем рынке», — отметили в службе безопасности страховой компании «Согласие».
В службе безопасности также добавили, что уход с рынка одной или нескольких моделей автомобилей всегда вызывает интерес у автоугонщиков. Эти "доблестные" Робин Гуды видят возможность разобрать дефицитные авто на запчасти и продать их нуждающимся владельцам. А поскольку наибольший прирост к стоимости от утильсбора запланирован именно на автомобили с объёмом двигателя 2 литра и более, спрос на новые мощные модели может снизиться, а владельцам уже существующих машин стоит задуматься о дополнительной защите своего транспортного средства.
В компании «Согласие» проанализировали популярность автомобилей с объёмом двигателя более 2 литров на основе данных о приобретённых полисах ОСАГО за 2023 и 2024 годы и рассчитали среднюю стоимость КАСКО на такие транспортные средства.
Авто с объемом от 2 до 3 л
№ |
Автомобиль |
Каско* (рублей) |
1 |
KIA SPORTAGE |
103 600 |
2 |
TOYOTA CAMRY |
129 200 |
3 |
TOYOTA RAV 4 |
122 180 |
4 |
MITSUBISHI OUTLANDER |
99 680 |
5 |
NISSAN QASHQAI |
86 000 |
От 3 до 3,5 л
№ |
Автомобиль |
Каско* (рублей) |
1 |
TOYOTA CAMRY |
139 050 |
2 |
NISSAN MURANO |
94 150 |
3 |
MITSUBISHI PAJERO |
123 600 |
4 |
TOYOTA LAND CRUISER 150 PRADO |
219 100 |
5 |
TOYOTA ALPHARD |
322 000 |
Более 3,5 л
№ |
Автомобиль |
Каско* (рублей) |
1 |
LEXUS LX |
430 100 |
2 |
TOYOTA LAND CRUISER 200 |
346 000 |
3 |
VOLKSWAGEN TOUAREG |
199 500 |
4 |
TOYOTA LAND CRUISER PRADO |
234 750 |
5 |
LEXUS GX |
246 820 |
*стоимость каско рассчитывалась для водителя из Москвы в возрасте 35 лет со стажем вождения 10 лет и КБМ 0,9.
Что будет с электромобилями?
А как обстоит ситуация с электромобилями? С 1 января 2025 года утилизационный сбор на них вырос в 20 раз — с 32 600 до 667 400 рублей. В дальнейшем утильсбор будут повышать каждый год, таким образом к 2030 году за каждый новый электромобиль нужно будет заплатить сверху 1 миллион 172 400 рублей.
Целью данной меры также является поддержка отечественных производителей электромобилей. Однако на данный момент именно они могут стать главными жертвами нововведения, так как утилизационный сбор платится с каждого автомобиля, впервые вводимого в эксплуатацию на территории России, независимо от его происхождения. А на данный момент ростер российских «электричек» нельзя назвать обширным: на рынке у нас есть Evolute, Москвич, АТОМ, АвтоВАЗ, Газель и Тигарбо, при этом большинство производителей представлены только одной электрической моделью. Государство планирует компенсировать часть утильсбора производителям только в случае высокой степени локализации, но тот же Lada e-Largus локализован не полностью (порядка 50%). Это говорит о том, что сейчас конечный потребитель даже в сегменте электромобилей почувствует утильсбор на своём кошельке.
Заключение
В целом, повышение утильсбора является частью стратегии государства по поддержке отечественного автопрома и стимулированию локализации производства в России. Однако, как и любое изменение экономической политики, оно может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для рынка и потребителей. В любом случае, автолюбителям и автопроизводителям придётся адаптироваться к новым условиям и учитывать их при принятии решений о покупке, производстве и ценообразовании автомобилей.