Акустическая система АК, Компонентная, 2 полосы, 6,5 дюйма (16,5 см), 43-22000 Гц, 90/210 Вт, тест
Задумывались ли вы, как много времени вам приходится проводить в автомобиле? Два часа в день, три, может, четыре? Многовато, особенно если ваш род деятельности не связан с постоянными перевозками. Из-за возросшего трафика мы часто вынуждены тратить на дорогу очень много времени. По наблюдениям, в таком режиме обитают многие жители больших и даже не очень больших городов. А чем занять себя, когда сидишь в пробке? Разумеется, медиаконтентом, самый доступные виды которого – новости, аудиокниги, музыка. Причем по статистке, музыку современный житель мегаполиса, слушает только в машине.
Мы все уже привыкли к тому, что автопроизводители продают уже «озвученный» автомобиль. Но он именно, что озвученный. Он не звучит. Об этом мало стоит задуматься… Хотя бы просто для того, чтобы получать удовольствие от долгого вынужденного сидения в салоне машины.
И если от пробок никуда не деться, то сделать так, чтобы звучание музыки в салоне приносило удовольствие, под силу каждому. Именно такую мысль можно назвать основной парадигмой, основной идейной линией нового отечественного бренда из сферы car audio – AК.
Но одного желания мало – нужны опыт и обширные знания, чтобы сделать продукт успешным и доступным. Такой опыт набирается по крупицам годами и отличает контору-однодневку от тех, кто действительно способен делать продукты не пару лет, а многие годы. Новый бренд АК возник не на пустом месте, а стал развитием уже зарекомендовавших себя решений.
Всем увлеченным темой автозвука известна марка «Урал». Старшее поколение пользовалась автомагнитолами «Урал», зрелые пользователи устанавливали в свой автомобиль акустику «Урал». А молодежь с энтузиазмом озвучивает пространство мощными сабвуферами «Урал» и современной акустикой «Урал». Наверное, если сравнить популярность акустики «Урал» и такого мирового бренда, как JBL, то известность первого будет ниже. Однако в России инсталляций автомобильной акустики «Урала» больше, нежели JBL (всего было продано 10 млн комплектов акустики под брендом «Урал»).
Подобный успех не рождается просто так. Он основан на том пути, которым шла компания. Она не занималась перекупкой китайских продуктов. Акустика производилась в России, на Сарапульском заводе, при этом для нее разрабатывался собственный оригинальный звук на базе кафедры МТУСИ. Результатом этого стали уникальная модель акустики URAL AS-U1306DC с совмещением твитера и вуфера. Впоследствии она выросла с модельную линейку акустики «ИГЛА», которая производилось на собственной площадке в подмосковном Реутове. Дальнейшее развитие акустика «Урал» получила в серии Professional, модернизация которой в свою очередь привела к созданию прототипа нового бренда уникальной модели – «Урал» АК-74. Только этой акустики с 2018 года было продано более 1 млн головок. Это был успех, который послужил надежной основой для выведения собственного бренда АК. Первую акустику которого мы будем тестировать в нашем материале.
Кстати, не нужно считать, что новая линейка – это повторение удачной модели «Урал» АК-74. Это не так. При разработке новинки в конструкцию акустики было внесено более 30 различных изменений.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Красный цвет – один из часто повторяющихся в дизайне акустики и сабвуферов марки «Урал». И если ранее он был только элементом дизайна, то в бренде АК он стал основной связующей нитью. Кричаще-красная коробка с большими буквами на фронте, с одной стороны, лаконична, а с другой – криклива. Современное сочетание фарса и уверенности. Она просит заметить себя на полке так же, как и ее содержимое – акустика, предназначенная для тех, кто хочет улучшений, хочет заметности и выделения из серой массы.
Красный цвет является доминирующим а дизайне автомобильной компонентной акустики АК.
В отличие от коробки, красный цвет в акустике АК строго дозирован. Он ловит внимание зрителя красным фазовыравнивающим телом Венте в центре диффузора. За счет металлического цвета и формы он кажется пулей крупнокалиберного пулемета, застрявшей в динамике. И даже бумажный диффузор со специальным полимерным покрытием играет в гляделки со случайными отблесками на ее боках. Взгляд, оторвавшись от нее, тут же перескакивает на красный логотип «Русский звук», подчеркивающий родину данного продукта.
Кстати, а что же такое – «Русский звук»? Это идея уникального звучания, которую мы могли видеть ранее в моделях акустики «Урал»? Или же что-то особенное, новое, которое присуще исключительно бренду АК? Сейчас ответить на этот вопрос сложно. Данная модель – первенец под новым логотипом. Разработчики видят ее как концепт: «Мужской. Удобный. Настоящий.»
Вернемся к доминирующему красному. Мы как будто собираем пазл, размечая красные штрихи на акустике АК, и он будет неполным без красной точке на фазовыравнивающем теле твитера. Как последний штрих, он завершает переходы красного цвета, выглядывая из-под защитной решетки из шестигранников.
В центральной части диффузора располагается фазовыравнивающее тело в форме пули.
Наконец, красные элементы, находящиеся на виду, закончились, но еще остались скрытые детали в виде защитного кожуха магнита из красного пластика, центрирующей шайбы диффузора, изготовленной также из красного материала, и уплотнительного кольца корзины динамика красного цвета. Последнее, кстати, есть и в более привычной черной раскраске, но главная особенность комплектации в том, что в коробке три уплотнителя толщиной 1,5 и 5 мм, как раз последние сделаны в двух цветовых вариантах.
Хватит расписывать дизайн, давайте перейдем к технической части. И начнем мы с массы одного динамика. Она составляет без малого килограмм (935 г). Я акцентирую на этом внимание, поскольку основной вес конструкции придает магнит, который определяет энергетические характеристики акустики. Только с большим магнитом можно обеспечить высокую чувствительность и высокую мощность динамика. В акустике АК обеспечивается чувствительность 91 дБ, при долговременной максимальной мощности 210 Вт (5% искажения). Мощность по RMS составляет 90 Вт.
В комплекте к акустику идут уплотнительные кольца не только разной толщины 1,5 и 5 мм, но и разного цвета.
Обратим внимание на еще одни параметр – собственную резонансную частоту. Он составляет 52 Гц, что для вуфера такого диаметра (16,5 см) очень низко. При этом у акустической системы высокая добротность – 1,02. Все это, уже по паспортным данным, говорит о том, что разработчики старались создать модель с хорошей отдачей мидбасовой области, причем так, чтобы звучание системы было музыкальным и акцентированным. Приглядимся к конструкции диффузора. Он сделан из целлюлозы – одного из самых музыкальных материалов, а на его верхнюю поверхность нанесено полимерное покрытие. Оно играет двойную роль: делает диффузор более жестким, чтобы улучшить воспроизведение низких частот, а также защищает от влаги. Небольшой рельеф на поверхности гасит высокочастотные колебания. Диффузор подвешен на кольце из вспененной резины и имеет нелинейный изгиб от центральной области к краю. Подвес достаточно мягкий, и для этого диаметра имеет хороший ход.
Для подключения проводов в акустике АК используются разъемы типа «банан». Штампованная корзина акустики покрыта черной антирезонансной краской.
В качестве основы используется штампованная корзина, покрытая черной антирезонансной краской, заглушающей высокочастотные колебания. Диаметр акустики 6,5 дюйма, что подходит для установки в штатные места большинства автомобилей. Заявленная АЧХ вуфера – от 43 Гц до 8 кГц.
На тыльной стороне мы видим контактную площадку звуковой катушки. Но она нестандартная. На нас смотря контакты типа «банан», позволяющие зажимать провода большого диаметра.
Купольный твитер с майларовым диффузором – компонент автомобильной акустики АК.
Прейдем теперь к комплектным твитерам. Они купольного типа, имеют диаметр 1 дюйм и изготовлены из майлара. Над центральной частью диффузора фазовыравниватель с дизайнерской красной точкой. В комплекте идут два подиума: для установки заподлицо и для размещения на поверхности обшивки. Последний обеспечивает угол наклона 45 градусов, но, кроме этого, внутри держателей направление излучения может настраиваться в пределах ±15 градусов. Особенностью комплекта является использование кроссовера 1-го порядка. И если в большинстве брендов это делается для экономии, то в акустической системе АК это результат согласования АЧХ вуфера и твитера на этапе разработки, что позволило использовать простой фильтр с меньшими потерями. При этом диапазон рабочих частот твитера 3,2 – 22 кГц перекрывается на две октавы с заявленными диапазонам низкочастотного излучателя. А естественное падение амплитуды на краях диапазона облегчает согласование полос.
Также в комплект входит крепеж для всех деталей.
Даже центрующая шайба звуковой катушки и защитная накладка на магнит акустики АК сделана красного цвета.
ОСОБЕННОСТИ ЗВУЧАНИЯ
Прослушивать акустику АК пришлось в немного нестандартных условиях. Она была установлена не в привычном нам закрытом ящике, а в варианте Free Air, что не характерно для этого типоразмера. Оптимальным же объемом для нее является 14–15 литров, что согласуется с внутренним пространством стандартной автомобильной двери. Но даже при такой установке акустика порадовала хорошим мидбасом. Вуфер получился удачный и универсальный, он хорошо отыгрывал практически во всех музыкальных композициях. В камерных произведениях он уверенно брал на себя создание тела инструмента, и особенно удачно это проявлялась в вокале и в воспроизведении ударных инструментов, что, кстати, является хорошим подтверждением заявленной добротности. При этом акустика пыталась играть и ниже мидбасовой области, но отдача быстро падала, что является следствием неоптимальной установки тестового варианта, поскольку, по данным АЧХ, она должна уверенно работать до 60 Гц.
Перед тем как перейти к разбору твитеров, хочется сделать небольшую ремарку. При прослушивании акустики в домашних условиях излучатели ставятся перед слушателем. Это стандарт, поскольку подобное расположение наиболее удобно для излучателя. Но в автомобиле все по-другому. Излучатели не направлены на слушателя, и установщики предпринимают много усилий, чтобы развернуть их на него. Это, кстати, одна из причин того, почему акустика, хорошо играющая дома, как правило, вообще не звучит в автомобиле. Углы прослушивания в машине совсем другие, нежели в помещении.
Амплитудно-частотная характеристика вуфера компонентной акустики АК.
Акустика АК создавалась именно для машины, и это очень хорошо заметно при прослушивании. Первое произведение в нашем тестовом трек-листе – Banjo / The Soul of Violin, где солирует скрипка. Струны так резанули по ушам, что в первые секунды я испытал шок, пытаясь понять, как это вообще можно слушать. В недоумении я прошелся по комнате и при расположении к излучателям под углом 40–45 градусов услышал привычное мне звучание. Резкость исчезла, звук приобрел знакомые очертания. Дальше я продолжил прослушивание уже под углом к оси излучателя. И это было правильно. Акустика разрабатывалась для замены штатных систем и улучшения звука при такой замене. Это привело к необходимости учитывать неоптимальность расположения акустики в автомобиле и компенсировать это диаграммой направленности излучателя. С учетом таких вводных данных правильным будет прослушивание ее как раз под углом к основной оси излучения. В этом случае мы сможем услышать звук таким, каким он будет в машине. И если на оси слух резанула резкость воспроизведения, то под углом это все выровнялось и встало на свои места. Твитер хорошо отрабатывал сценические образы. Верх был насыщенный и плотный. Хорошо звучали вокальные партии, при том, что на оси излучения звук явно тонкомпенсирован.
Амплитудно-частотная характеристика твитера компонентной акустики АК.
Однако дальнейший разбор особенностей работы акустики с учетом ее АХЧ показал, что жесткость звучания скрипичной партии был обусловлен даже не работой твитера, который достаточно линейный, а особенностью звучания вуфера в области 4–5 кГц, хорошо видной на осевом АЧХ, но оно исчезает при угловом прослушивании. Именно такое расположение излучателя характерно для автомобильной инсталляции и позволяет формировать сценическую картину, опираясь только на излучение твитеров.
РЕЗЮМЕ
Искренне хочется пожелать успехов новому бренду АК. У него есть все для того, чтобы заслужить популярность у российских любителей хорошего автозвука.
Акустика АК способна существенно улучшить звучание любого автомобиля, даже при установке в штатные места. Сделать мир внутри автомобиля немножечко комфортнее своим натуральным звучанием. И за счет доступной стоимости стать по-настоящему народной.