Тестируем СТЕК MXS 3.8 – зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Коробка с зарядным устройством СТЕК MXS 3.8 имеет блистерное окошечко, через которое видна передняя панель аппарата. В коробке помимо устройства находятся коннекторы постоянного подключения с герметично закрывающимся разъемом и разъемы типа крокодил.
Корпус устройства самый компактный в тесте. Он неразборный и защищен от попадания воды и пыли по классу IP65. Провода выходят с обоих торцов аппарата, что увеличивает длину соединительной линии.
На верхней панели видны одна кнопка выбора режима работы и два ряда светодиодов. Верхний ряд из семи индикаторов показывает действующий режим цикла заряда, нижний – из трех индикаторов – служит для выбора режима: первый для зарядки 12 В АКБ емкостью от 1,2 до 14 А·ч, второй для стандартных АКБ с зарядкой до напряжения в 14,4 В и третий для зарядки холодных батарей до напряжения 14,7 В.
Отдельно вынесены еще два индикатора. Один загорается при включении устройства в сеть, второй – при неправильной полюсовке подключенной батареи.
Устройство разработано в Швеции, а производится в Китае.
Дополнительно в коробке присутствуют инструкция на русском языке и пакет для хранения ЗУ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Производителем заявлено, что CTEK MXS 3.8 заряжает АКБ с максимальным током 3,8 А, минимальное остаточное напряжение 2 В, емкость заряжаемых аккумуляторов от 1,2 до 80 А·ч, при профилактической зарядке – до 130 А·ч.
Программа работы зарядного устройства:
1. Ток подается импульсами, происходит восстановление емкости. В этом режиме устройство производит десульфатацию АКБ за счет подачи на ее клеммы импульсов тока напряжением 15,8 В.
2. Стартовый момент – осуществляется проверка способности аккумулятора к принятию заряда. В этом режиме, в инструкции названном Soft Start (плавное включение), ЗУ подает на клеммы напряжение 12,6 В для плавного начала зарядки АКБ.
3. Процесс основной зарядки. В этом режиме производится заряд максимальным током. Длится он, пока уровень заряда не достигнет 80%.
4. Готовность устройства к применению. В инструкции это называется режим абсорбции (поглощения), когда батарея дозаряжается слабым током до 100% заряда.
5. Диагностика батареи – проверка удержания заряда.
6. Поддержка заряда АКБ на максимуме за счет подачи постоянного напряжения на клеммы.
7. Профилактическая зарядка. В этом режиме устройство контролирует напряжение на клеммах и в случае необходимости заряжает батарею.
Зарядное устройство работает с аккумуляторными батареями типа WET, MF, Ca/Ca, AGM и GEL.
Заявленная производителем вольтамперная характеристика зарядного устройства СТЕК MXS 3.8.
Видео обзор зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов СТЕК MXS 3.8.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Сначала рассмотрим работу зарядного устройства СТЕК MXS 3.8 в стандартном режиме, когда напряжение на клеммах заряжаемой батареи выше 12 В. Устройство начинает цикл заряда максимальным током 3,65 А и поддерживает его значение немногим ниже 3,5 А, пока на клеммах не достигается напряжение 14,0 В. После этого сила тока начинает плавно снижаться, и большую часть времени идет дозарядка током всего 250 мА. Напряжение доводится до 14,33 В. Необходимо отметить, что по скорости зарядки АКБ до 14,0 вольт CTEK MXS 3.8 оказалось одним из самых быстрых в тесте. Ему на это потребовалось 2 часа 14 минут.
При этом нужно отметить, что, судя по характеристике кривой, на конечном режиме заряда батареи ЗУ отслеживает уровень зарядного тока. И только после его снижения до минимальной величины прекращает заряд аккумулятора.
Во время теста зарядное устройство СТЕК MXS 3.8 нагрелось до 65 градусов.
Режим поддержки (хранение АКБ)
После непродолжительного тестирования батареи устройство перешло в режим хранения, при котором поддерживало напряжение на клеммах 13,5 В, чтобы не допустить саморазряда. В таком режиме устройство работает 10 дней, после чего переходит в режим подзарядки АКБ, в котором периодически подзаряжает батарею.
Кривая заряда автомобильного зарядного устройства СТЕК MXS 3.8.
Режим глубоко разряженной АКБ
Для тестирования режима работы зарядного устройства CTEK MXS 3.8 с глубоко разряженной батареей мы использовали аккумулятор, на клеммах которого было напряжение 6,1 В. После включения батареи устройство реализует режим Soft Start, при котором аккумулятор начинает заряжаться малым током 0,8 А и напряжением 9 В. Потом напряжение повышается до 12 В, а ток до 2 А, затем устройство переходит в режим стандартной зарядки током 3,8 А и напряжением 13,13 В, при этом индикатор показывает работу в режиме 3.
Режим десульфатации импульсами 15,8 В зарядное устройство в тесте не продемонстрировало.
Кривая заряда автомобильного зарядного устройства СТЕК MXS 3.8. Режим глубоко разряженного аккумулятора.
Режим заряда при отрицательных температурах или АКБ типа AGM
При включении режима зарядки холодной батареи зарядное устройство СТЕК MXS 3.8 начинает зарядку по стандартному циклу. Потом доводит напряжение на клеммах до 14,65 В и начинает цикл зарядки малым током. Зарядка прекращается, когда АКБ перестает принимать зарядный ток.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Самое компактное ЗУ в тесте. Быстрый заряд АКБ. Режим поддержания напряжения после окончания цикла зарядки.
НЕДОСТАТКИ
Высокая стоимость. Не обнаружен режим десульфатации сильно разряженного аккумулятора.
Видео обзор результатов теста зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов СТЕК MXS 3.8.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Зарядное устройство CTEK MXS 3.8 неплохо показало себя в тесте, продемонстрировав и быструю зарядку АКБ, и правильные режимы отключения батареи, и зарядку малым током. Единственное, чего мы не обнаружили, – это импульсную десульфатацию (режим 1). Главный же недостаток СТЕК MXS 3.8 – очень высокая стоимость.