Гоночный КАМАЗ команды «КАМАЗ-Мастер» - испытано на себе!
Спортивная команда «КАМАЗ-Мастер» – это безусловная легенда российского автоспорта. Основанная в 1988 году, она стала символом надежности российской техники и выносливости наших пилотов. За это время члены команды поднимались на высшие ступеньки подиумов всех мировых ралли-рейдов. Зачастую весь пьедестал оказывался занятым отечественными спортсменами. А синий гоночный КАМАЗовский автомобиль стал таким же символом автогонок, как болиды «Формулы-1».
Нам выпала уникальная возможность побывать в «конюшне» команды «КАМАЗ-Мастер» и самим посмотреть, как готовят автомобили, поговорить с гонщиками и механиками, а также проехать в легендарной машине на полигоне команды.
Перелет в Набережные Челны был недолгим, и вот наш микроавтобус, переехав на левый берег реки Камы, съезжает с трассы. Нас ждет пересадка на КАМАЗ-бытовку. Именно он довезет нашу группу журналистов до бивака на полигоне. К слову, другие автомобили до бивака доехать не смогут – застрянут по дороге.
И вот мы на месте. Из-за дождевых туч выглянуло солнце, осветив раллийные машины команды «КАМАЗ-Мастер», ждущие своего часа. Это КАМАЗ 4326 в разных модификациях. Один из них – новый грузовик с рядным шестицилиндровым двигателем объемом 13 литров, разработанным командой в соответствии с новыми требованиями к гоночным автомобилям в рамках подготовки к ралли «Дакар». Именно на этом грузовике команда примет участие в южноамериканской гонке в январе следующего года. Это первый опыт, когда подобный двигатель был установлен на бескапотную машину, чтобы соответствовать дакаровскому регламенту, который затронет машины «КАМАЗ-Мастера» уже с января 2019 года. Установка такого двигателя повлекла за собой большие изменения и в конструкции автомобиля, и во внешнем виде.
Второй автомобиль КАМАЗ-4326, который удалось протестировать журналистам ведущих федеральных, республиканских и городских СМИ, – это машина с 16-литровым двигателем Liebherr.
Рядом с машинами стояли живые легенды российского и международного автоспорта – пилоты команды Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев.
Заезды прошли на полигоне команды в районе поселка Тарловка. Здесь располагается трасса, по характеристикам приближенная к ралли-рейду – с множеством крутых поворотов, трамплинов и неровностей.
Прямо напротив бивака расположен трамплин, на котором перед финишем прыгает спортивная машина. Именно это место все гости посчитали самым опасным на трассе, но все обстояло не так.
Всем, кто принимает участие в заезде, предлагается надеть шлем, после чего механик проверяет пятиточечные ремни безопасности и пристегивает как гостей, так и пилота. Все сотовые телефоны и ключи рекомендуется отдать механику во избежание их поломки или потери.
Старт! Автомобиль шутя развил скорость в 138 км/ч по глубоком песку. Такая цифра – 138 км/ч – не случайна: во многих ралли ради безопасности движения скорость грузовиков ограничена 140 км/ч, и на гоночные машины ставится ограничитель, чтобы не заработать штрафные очки за превышение скорости. Автомобиль шел по песку мягко, чуть раскачиваясь, и гости кабины предвкушали отличную поездку.
После поворота все резко изменилось. Песок сменился большими ямами и кочками, на которых резвая машина начала подпрыгивать и рыскать из стороны в сторону. Казалось, Дмитрию Сотникову, эти прыжки на скорости 70–80 км/ч не доставляли никакого неудобства, он вел машину и одновременно рассказывал нам об автомобиле и о гонках. Мы же пытались себя зафиксировать в прыгающей кабине, и только удивлялись его спокойному голосу. Даже не так: удивлялись мы этому уже потом, на финише, а пока старались удержаться, несмотря на то, что были привязаны на ремнях. Проехав этот участок, мы поняли, почему в программу тренировок спортсменов команды «КАМАЗ-Мастер» входит ежедневная физическая тренировка. Здесь требуется крепкий мышечный каркас. Это же подтвердил и директор команды «КАМАЗ-Мастер», заслуженный мастер спорта России и семикратный победитель ралли «Дакар» Владимир Чагин: «Автомобиль движется настолько быстро, насколько пилот выдерживает физические нагрузки».
Но это был еще не конец наших испытаний. Обратную дорогу после разворота мы приняли стоически, ожидая, что вот-вот эти ухабы закончатся и нас будет ждать мягкий песок. Не тут-то было! Машина резко ушла в лес и начала петлять между сосенок. И этот слалом преподнес нам еще одни сюрприз – в виде небольших неровностей дороги (хотя небольшими они могут считаться лишь с точки зрения колеса КАМАЗа).
Движение тяжеловесного автомобиля на высоких скоростях по труднопроходимой территории невозможно без отличных аэродинамических характеристик, а также повышенной жесткости кузова. Для крепежа резьбовых соединений, которые поддаются большой нагрузке в гонке, и технического обслуживания грузовиков используются специальные клеи и герметики Loctite компании Henkel, с которой команда сотрудничает на протяжении многих лет.
Применение данных клеевых технологий позволяет снизить вес автомобиля и сократить расход топлива, а также исключить необходимость в дополнительных сварочных и заклепочных работах, экономя время механиков.
Удары подвески от них отдавались в теле как короткие, но очень чувствительные хуки боксера, бьющего по корпусу. Были они точными и резкими и отдавались ноющей болью в почках. После них прыжок машины на трамплине показался детской шалостью. Машина взмыла в воздух – и мягко приземлилась на все четыре колеса. Подвеска поглотила энергию прыжка. Мы подъехали к финишу.
Пилоты команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев.
На трассе мы были всего 10 минут, а вот члены экипажа машины едут в таком режиме на протяжении нескольких дней ралли-рейда.
После такой встряски начинаешь с еще большим уважением относиться к тем результатам, которые команды демонстрируют на соревнованиях. К выигранным минутам и секундам гоночного времени, добываемых потом и нечеловеческими усилиями.
Новая четырехосная техничка команды «КАМАЗ-мастер» готовиться к выступлению на ралли-рейде «Дакар – 2018».
За спиной пилотов стоит большая команда, которая не просто готовит автомобили, а создает и совершенствует их.
Команда приоткрыла нам тайну особенности подготовки, пригласив в конюшню и показав, что происходит в рабочем цехе, как тестируются и доводятся до совершенства новые двигатели. Мы смогли посмотреть новую техничку команды, выполненную по формуле 8×8, а также место, где проводят тренировки спортсмены, и ознакомиться с выставкой легендарных машин «КАМАЗ-Мастер». Увидели и одну из первых машин команды.
Один из первых коночных КАМАЗ команды на котором выступал Владимир Чагин, теперь восстановлен и стоит в музее команды «КАМАЗ-мастер».
В этот же день руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин объявил составы экипажей для участия в ралли «Дакар-2018». На самый известный ралли-рейд в мире поедут четыре экипажа:
1) пилот Э. Николаев, штурман Е. Яковлев, механик В. Рыбаков;
2) пилот А. Мардеев, штурман А. Беляев, механик Д. Свистунов;
3) пилот Д. Сотников, штурман Р. Ахмадеев, механик И. Мустафин;
4) пилот А. Шибалов, штурман Д. Никитин, механик И. Романов.
Подробности пресс-конференции: https://www.autodela.ru/main/top/news/kamaz_master_dakar_2018_anons
Желаем нашим ребятам успехов на их нелегком поприще!
Испытательный стенд для доработки двигателей в лаборатории «КАМАЗ-мастер».