Тест-драйв Lexus RC-F: три дня под дождем
Двигатель: атмосферный V8 5.0 л,
477 л.с., бензиновый, DOHC, с непосредственным впрыском, Dual VVT-i, АИ-95, Евро-5.
Трансмиссия: 8АТ с режимом ручного секвентального переключения
передач, задний привод.
Разгон до 100 км/ч (сек.): 4,5
Габариты (ДхШхВ, мм): 4705х1845х1390
Колесная база (мм): 2730
Дорожный просвет (мм): 130
Снаряженная / полная масса (кг): 1765~1860 / 2250
Шины и диски: 255/35 R19 (передние) + 275/35 R19 (задние)
Объем топливного бака (л): 66
Стоимость тестового автомобиля: RC F Carbon от 6 439 000 руб.
Производство автомобиля: Япония, Тахара (Префектура Айти)
Гарантия на автомобиль: 3 года или 100 000 км
Межсервисный пробег: 10 000 км или 1 раз в год
Золотая осень русских классиков кончилась. Стало холодно, деревья стремительно пожелтели и жухлые листья укрыли разноцветным ковром землю. Улетели перелетные птицы, попрятались по зимним норам мотоциклы.
Мне предстояли три дня тест-драйва голливудской мечты – спорт-купе Lexus RC-F. Все три дня небесные хляби будут изливать на землю дождь. Ночью промозглый холод выстудит дороги и заставит вздрагивать при каждой пробежке от машины до дома, а тусклый свет дня не принесет тепла и лишь напомнит о том, что лето кончилось, а мы не в Лос-Анджелесе.
Был такой фильм под названием «Борат», в котором главный персонаж в исполнении британского комика Саши Барона Коэна играет роль казахстанского журналиста, «изучающего американскую культуру на благо славного народа Казахстана». Средней руки псевдодокументальная комедия, которая, однако, за свой едкий чернушный юмор, заставила невзлюбить всех, помянутых в ней: кино запрещали и отказывали ему в прокате не только в Казахстане, но и в прочих постсоветских республиках. С трудом пробившийся через препоны официоза, он принес публике великолепный мем - «бабий магнит».
Собственно, «бабий магнит» - это Lexus RC-F. Он там есть. Это тот самый белый конь из романов и кино, к которому должен прилагаться принц. И никаким осенним дождям не изменить этот факт.
От Lexus RC-F невозможно оторвать взгляд, им хочется любоваться и любоваться, даже в промозглых сумерках под накрапывающим дождем. Отточенные грани и линии кузова, агрессивный прищур фар и задних фонарей, черный карбон капота и крыши, и огромные элегантные 19-дюймовые кованые диски, за которыми блестят массивные тормозные диски и суппорта.
Этот автомобиль привлекает внимание любых девочек, даже когда паспорт третий, а машины узнаются лишь по цвету и размеру – красненькие-синенькие, маленькие-большие. Чудо-лекарства для вечной молодости – всё это ерунда. Вы бы видели глаза 90-летней бабушки, севшей на пассажирское место, чтобы прокатиться со мной «за хлебушком»! Что уж говорить, когда паспорт первый и при знакомстве надо тщательно считать, чтобы цифры в итоге сошлись на 18-ти?
Элегантное торпедо, высокий центральный тоннель с загадочными кнопками и короткой ручкой селектора коробки передач, стильные спортивные кресла, дорогая кожа, мягкий пластик, и, конечно же, непременные часики.
От машины так и расходится аура роскоши: Lexus RC-F - это красочные сказки Голливуда про принцев и принцесс наяву.
Хотя, если честно, положа руку на сердце, с таким конём можно обойтись и без принца. Ну, по крайней мере, за рулём. Ведь самая прелесть Lexus RC-F – это сесть за руль! Поэтому если от принцев избавиться нельзя, тогда всех их направо - в смысле, на пассажирское кресло - и поехали!
Итак, что у нас под капотом?
А под капотом у нас атмосферная пятилитровая «восьмерка» с 32-мя клапанами, непосредственным впрыском и регулировкой фаз газораспределения впускных и выпускных клапанов Dual VVT-i. Идет она в паре со спортивной сверхбыстрой 8-ступенчатой автоматической трансмиссией Sport Direct Shift с режимом секвентального переключения передач и датчиком перегрузок.
Если вы поняли, о чем идёт речь, то продолжим дальше. Если нет – тогда лучше выбрать другую машину или удовольствоваться пассажирским креслом, поскольку мотор Lexus RC-F – это не просто погремушка с фальшь-звуком «тигриного рыка» от то ли вставленной в выхлопную трубу «свистелки», то ли от электронного звукоимитатора в салоне.
Это самый мощный мотор в линейке Lexus! И рычит он не потому, что таким образом можно эффектно подчеркнуть особую «мужскую стать» своего обладателя. Его максимальный крутящий момент - 530 Нм при 4800-5600 об/мин, а максимальная мощность - 477 л.с. при 7100 об/мин. И разгоняет он почти две тонны веса до 100 км/ч за 4,5 секунды! Lexus RC-F – одна из немногих машин на рынке, которая при старте со светофора способна удивить даже спортбайкеров.
Для сравнения: более «спокойный» собрат Lexus RC-200t имеет «всего» 350 Нм крутящего момента при 4400 об/мин и 245 л.с. максимальной мощности. Разгоняется же он до 100 км/ч за 7,5 секунд. «Обычные» же автомобили, с мощностью двигателя до 150-ти «лошадок», имеют крутящий момент порядка 120-170 нМ и разгоняются до сотни за 10 и более секунд.
Так что, Lexus RC-F – совсем не та машина, которую стоит дарить детям на 18-летие, даже если финансы позволяют не задумываясь купить десяток спорт-купе за раз. На такой машине достаточно не вовремя посильнее нажать педаль газа, чтобы испытать на себе все многочисленные устройства активной и пассивной безопасности, предусмотренные производителем. Lexus RC-F - автомобиль, способный сражаться за первые места на треке, и требует он соответствующего отношения и определенного класса вождения.
Как не трудно догадаться, «F» означает первую букву слова «Флагман». Однако это ещё и первая буква названия знаменитого гоночного трека Fuji Speedway, прохождение которого требует от пилота высокого мастерства. Именно на этом треке доводят «до ума» спорткары Lexus.
Интересная особенность: при разработке спорт-купе RC-F за ориентир были взяты не модели конкурентов, а спортивная гоночная версия Lexus IS F – CCS-R. Продавалась она только на японском рынке и была рассчитана на любителей гоночных заездов на многочисленных японских треках, и, в том числе, на треке Fuji – да-да, не только русские любят быструю езду! Мотор для RC-F спроектирован при участии компании Yamaha Motorsport, которая является поставщиком двигателей V10 для суперкара LFA. Так что RC-F имеет все права на мотивы LFA в оформлении интерьера.
Но мы не в Японии и не поедем на трек, хотя теперь и в России достаточно мест, где можно оттачивать свое водительское мастерство и получать удовольствие от запредельных скоростей. Просто в такую погоду нам там делать нечего – чтобы всерьёз оценить возможности автомобиля нужно, по меньшей мере, иметь специальные покрышки, которых у нас нет. Под дождем, к тому же на подстертой предыдущими тестами резине, особых достижений не покажешь и удовольствия не получишь. Поэтому посмотрим, можно ли на таком автомобиле ездить в городе или его судьба – передвигаться между треками исключительно на постаменте эвакуатора.
2+2=4?
Помимо шикарного внешнего вида, первое, что отмечаешь в Lexus RC-F – комфортную посадку. Спортивные ковши не только выглядят дорого и красиво: они мягко, но уверенно обхватывают спину и ноги, сразу настраивая водителя на спортивный лад.
Удобное положение подбирается очень быстро: широкий спектр регулировок кресла и руля позволяют сделать это легко и точно. Посадка настолько хороша, что вылезать из машины не хочется даже после долгих часов поездки.
В свою очередь, память на три положения даёт возможность не заниматься перенастройкой положения кресла и руля для различных ситуаций.
Не меньше комфорта и у пассажира, но он должен быть один и сидеть справа. Это машина для двоих и задний диван предназначен для чего угодно, но только не для перевозки взрослых седоков.
Хотя залезать на «галёрку» неожиданно удобно, однако, если вернуть передние кресла в исходное положение, сидеть там взрослому окажется затруднительно. Максимум, тут поместится ребёнок, но зачем он нужен в гоночном спорт-купе? Поэтому если у вас нет цели замучить кого-нибудь до смерти, испортив в процессе экзекуции дорогую кожу передних кресел ботинками подопытного, не берите с собой лишних пассажиров даже в часовое путешествие.
Не предназначен Lexus RC-F и для перевозки грузов: задние кресла не складываются из-за силового каркаса спинок, а львиную долю свободного пространства багажника занимает запасное колесо. Сюда не влезет ничего лишнего: ни длинные лыжи и или удочки, ни большие чемоданы. Хотя, пожалуй, клюшки для гольфа и теннисные ракетки здесь все-таки поместятся.
Поскольку передние и задние колёса имеют разную высоту профиля, «запаска» у Lexus RC-F - исключительно «докатка». Однако, наличие хотя бы такой «запаски» – это, скорее, повод для радости. Пробить низкопрофильную резину на наших дорогах крайне просто - для этого достаточно попасть на бесконечные дорожные стройки и отнестись к непременным для них ямам и ухабам с недостаточным пиететом. А шиномонтажи, где подобную резину смогут не только не испортить, но и отремонтировать, даже в Москве встречаются не так часто, как выбоины с острыми краями. Поэтому возможность поменять колесо в дороге и доехать, хотя бы и со скоростью черепахи, до места ремонта поврежденного колеса, вызывает немалый оптимизм и с лихвой компенсирует расстройство из-за отсутствия возможности перевозки стиральных машинок.
Поехали!
Нажимаю кнопку зажигания, и благородный рык раздается из-под капота. Мотор звучит столь же благородно, как и название машины. Хочется немедленно нажать на педаль газа, но надо удержать себя: для начала познакомимся с тем, что умеет RC-F - ведь это почти что космолёт! Целый список «умной электроники» пришел в «гражданский» RC-F практически прямо с гоночной трассы, где высокотехнологичные системы хорошо зарекомендовали себя на болиде RC-F GT3. К слову, команда 3GT Racing team вместе с легендарным Скоттом Пруэттом стабильно финишировала в десятке лучших чемпионата серии IMSA WeatherTech SportsCar Championship, начиная с первого года выступления.
Перед тем как тронуться, на центральном тоннеле кокпита RC-F с помощью «шайбы» нужно выбрать один из четырех режимов движения – «Эко», «Обычный», «Спорт» и «Спорт С плюс» (Sport S+). В зависимости от выбранного режима по-разному будут работать двигатель и коробка передач, электроусилитель руля и электронные системы стабилизации. Также в разных режимах на разных скоростях поднимается прижимное антикрыло сзади: на режиме Eco Lexus RC-F «расправляет» его на скорости свыше 130-ти км/ч, а на остальных – свыше 80-ти. Но если оно не нужно, его можно держать открытым или закрытым принудительно.
Рядом мы видим кнопку отключения контроля пробуксовки TRC и системы стабилизации курсовой устойчивости VSC, которая обеспечивает согласованную работу систем ABS, TRC и рулевого управления.
Эта кнопка чрезвычайно важна для полноценного наслаждения дрифтом. И делать это лучше в режиме «экспертного вождения», который можно включить при выбранном «Sport S+». В остальных случаях ее можно использовать, например, если вдруг автомобиль забуксовал, чтобы попытаться его подраскачать. Правда, всем зрителям и участникам подобного мероприятия стоит быть максимально внимательными и шустрыми: из-под вырвавшегося из плена RC-F можно и не успеть выскочить.
Есть тут и отдельная кнопка для режима «Снег», которая снижает передаваемый на колеса крутящий момент путём выбора повышенных передач. Хотя снега не было, кнопочка оказалась полезна и в сильный дождь: необузданно норовистый RC-F в этом режиме становится более «ручным» и трогается на водяной подушке заметно спокойнее.
Но если значение первых двух кнопок интуитивно понятно, то надпись TVD для непосвященных загадочна. И не зря: это кнопка выбора режима работы установленного на заднем мосту Lexus RC-F активного дифференциала, управляющего вектором тяги (Torque Vectoring Differential).
Работает он так: блок управления TVD анализирует показания датчиков ускорения, тормозных усилий, продольных и поперечных перегрузок и курсовой устойчивости. В случае необходимости передачи большего момента на одно из колес задней оси, например, при прохождении поворотов на скорости, включается мотор привода дифференциала на соответствующей из полуосей (у Lexus RC-F оба моста независимые), что позволяет автомобилю двигаться в поворотах на более высокой скорости при сохранении высокого уровня безопасности.
Выбрать можно один из трёх режимов работы TVD: обычный, слалом (острый отклик руля) и трек (для длительного скоростного вождения). Пожалуй, в городе удобнее всего ездить в обычном режиме работы TVD, поскольку в нём действительно реализован оптимальный баланс между остротой управления и комфортом.
Выбранный «шайбой» режим работы коробки-двигателя меняет вид приборной панели. В центр могут выводиться изображения тахометра, спидометра в цифровом или аналоговом виде, экран дифференциала, индикаторы перегрузки, температура масла и охлаждающей жидкости, информация о расходе топлива и секундомер.
Начнем с режима ECO – экологичный, как не трудно догадаться. По сравнению со спортивными режимами Lexus RC-F в режиме «эко» становится более спокойным. Но не стоит расслабляться: на самом деле, это фиговый листочек, едва прикрывающий выпирающую из всех щелей мощь RC-F.
Не стоит и рассчитывать на сильное снижение аппетитов: хотя и заявляется, что комбинированный расход топлива должен составлять 10,8л/100 км, в жизни это редко достижимые цифры. Так, значение 13,8 л на 100 км пути (а мне удалось ненадолго увидеть и 13,0) появляется после продолжительной езды в режиме «Эко» за городом, по свободной трассе в очень размеренной, спокойной стилистике и желательно на «круиз-контроле». Цифры, конечно, не самые маленькие, но для 5-литрового спортивного мотора – неожиданно умеренные.
Кстати, тем, кто любит подсчет средств на бензин при покупке спорткара стоит учесть, что, хотя на лючке бензобака красуется демократичная надпись «минимальное октановое число не менее 95-ти», всё-таки рекомендуется использовать 98-й бензин.
Невысоким цифрам на дисплее расхода топлива способствует то, что двигатель RC-F умеет переключаться между двумя вариантами работы – по циклу Отто для разгонов и по циклу Аткинсона на крейсерских скоростях, когда обороты двигателя высокие. Цикл Аткинсона, благодаря запаздыванию возврата впускных клапанов, позволяет снизить насосные потери и сделать такты цикла асимметричными, получив степень сжатия ниже степени расширения. Всем был бы хорош двигатель Аткинсона – и компактнее, и экономичнее при увеличении нагрузки... Но стабильно работать такой мотор умеет только на высоких оборотах, а вот на холостом ходу может и вовсе заглохнуть. В гибридных автомобилях проблем решена электромотором, но прогресс не стоит на месте и Тойота, которая является одним из пионеров в использовании подобных двигателей, предложила ряд самостоятельных ДВС. Один из них – это как раз «восьмерка» RC-F.
Однако «пенсионерская» езда на RC-F способна затмить все самые страшные пытки: это примерно как жарить шашлыки на реактивной струе из сопла разгоняющегося истребителя. Теоретически, конечно, возможно. Так, мне за три дня удалось не собрать ни одного штрафа по дороге! Но, право слово, ездить спокойно на RC-F крайне трудно - душа жаждет драйва и удержаться, чтобы не придавить педаль посильнее, очень тяжело.
Поскольку 100 км/ч для RC-F – так, разминка, то в городе возникает ощущение езды на стреноженном жеребце. Почувствовать силу перегрузок и тигриную мощь RC-F удается на перестроениях и обгонах: пока остальные только думают о том, чтобы тронуться, ты уже телепортируешься в горизонт. Тут главное вовремя снять ногу с педали газа, чтобы не выйти за рамки разрешенной скорости. И очень желательно нежно работать тормозами: массивные BREMBO со своими шестью поршнями спереди и четырьмя сзади (на два больше, чем ранее у IS F), а также специальной системой воздушного охлаждения предназначены для эффективного торможения на треке. И если после сезона езды резина все еще не совсем стерлась, RC-F способен удивить своими возможностями торможения даже в ливень. Не хотелось бы, чтобы об этом узнали наши законодатели, у которых возможности торможения простой шипованной резины вызывают такой ужас, что машины требуют обклеивать спецзначками. Что они придумают, если им хоть раз доведется затормозить на RC-F?
Поскольку RC-F - автомобиль трековый и рассчитан на серьезные скорости даже по меркам спортивных автомобилей, то и уровень безопасности у него высокий: прочная силовая клетка салона, передние сиденья с защитой от хлыстовых травм (WIL) и восемь подушек безопасности.
Однако при любой телепортации потребление топлива немедленно вырастает, и получившийся за время всего тест-драйва средний расход в 16,3 - 16,7 л на 100 км (почти те 16,1 л на сотню, которые заявляет автопроизводитель для города) для Lexus RC-F – далеко не предел.
Если нервная система крепкая и позволяет держать себя в руках при рыке двигателя RC-F, то и в городе можно получать огромное удовольствие от езды. Шикарная маневренность, отличная обзорность, удобные помощники для парковки и перестроений.
Несмотря на низкопрофильную резину и ультимативно спортивный характер, RC-F имеет достаточно плавный ход, поэтому езда на неровностях не превращается в испытание стиральной доской: зубы не стучат, а позвоночник благосклонно воспринимает танцы колёс. Восторгов неровная дорога, конечно, не вызывает, но всё в пределах нормы. Высоты дорожного просвета маловато – приходится внимательно относиться к лежачим полицейским и бордюрам, но если дорога не превратилась в поля боевых действий, то в городе можно передвигаться, не цепляясь «брюшком». Ночью ездить на RC-F удобно: светодиодные фары хорошо сфокусированы и дают приятный свет, отлично освещая дорогу и подсвечивая обочину.
Редкие потуги «заряженных гонялок» уровнем, а то и парой ниже, вынудить на стритрейсинг, чтобы «показать класс», выглядят просто смешными – если их дерготня надоедает, можно просто придавить педаль газа и оказаться на пару светофоров впереди, не нарушая при этом ни одного пункта ПДД. Встречающиеся же одноклассники обычно с уважением показывают себя и едут по своим делам дальше.
Как и положено дорогому спорт-купе, RC-F может похвастаться премиальной аудиосистемой. В данном случае, это Mark Levinson Premium Surround с 17 динамиками и выходной мощностью 835 Вт, которая создана с учетом акустических особенностей салона. Она дает прекрасную звуковую картину в формате 7.1 и включает в себя технологию Clari-Fi, которая восстанавливает частоты, потерянные при сжатии в цифровой формат MP3. Пожалуй, единственное, к чему можно тут предъявить претензию, так это к тому, что из-за хорошей звукоизоляции салона, своим звуком она способна затмить урчание двигателя, когда спешить никуда не надо.
С помощью 7-дюймовой «мультимедийной головы» настраивается часть из длинного списка функций RC-F - здесь даже можно задать, будет или нет RC-F предупреждать вас о непристёгнутых ремнях. На экране системы отображается работа ряда электронных помощников, например, парковки. Здесь же отображается основной экран навигационной системы – часть предупреждений могут выводиться на приборную панель. Навигация имеет забавную функцию построения «последней мили»: если вдруг надо пройти пешком, чтобы добраться до конечной точки маршрута, навигатор сгенерирует специальный QR-код для смартфона.
Управление и интерфейс мультимедийной системой в целом удобное, но когда машина стоит. Потому что как только машина разгоняется, управление берёт на себя сенсорный джойстик на центральном тоннеле.
Если честно, не знаю, что безопаснее – тыкнуть пальцем в нужную кнопку на экране или поймать нужное положение в меню джойстиком. Производители считают, что подобный джойстик безопаснее. Лично у меня управление им отнимает куда больше внимания, чем общение с сенсорным дисплеем. И это несмотря на неплохие навыки работы «вслепую», благодаря с успехом законченной музыкальной школе по классу фортепиано.
Климатическая система в RC-F соответствует классу автомобиля, поэтому писать о ней трудно: кроме фразы «всё отлично», ничего не приходит в голову. Как и положено идеальному работнику «задворок сцены», его работу попросту не замечаешь. Из специальных возможностей тут есть вентиляция передних кресел на случай жары, а для холодной погоды - подогрев сидений и руля.
РЕЗЮМЕ
Lexus RC-F – интересный вариант, если хочется драйва на треке и возможности ездить в городе и по трассе. Но, пожалуй, в подобных машинах есть что-то от спортбайка: спорт-купе - это байк, но с четырьмя колесами. Летом, в хорошую погоду, на хорошей дороге на них здорово. А вот зимой немного грустно.
Конечно, по сравнению с мотоциклистом, пилот RC-F зимой почувствует себя «кум королю, кузен – королеве». В автомобиле тепло и уютно, грязь не поливает со всех сторон, но, главное, с четырех колес не «разложишься» на какой-нибудь неожиданно появившейся луже с корочкой льда. Изобилие «умных» технологий позволяют держать мощь RC-F в узде и потому не только не оказываться в кювете сразу после нажатия на педаль газа, но и достаточно уверенно чувствовать себя в плохих дорожных условиях.
Однако это серьёзный автомобиль, и требует хороших навыков вождения. Обладателю RC-F стоит большое внимание уделять не только регулярному ТО, но и покрышкам. Очень важно следить за состоянием протектора, особенно к концу сезона: поведение машины сильно зависит от того, насколько стерлась резина (а стирается она достаточно быстро). Штатная резина неплоха - она позволяет и удовольствие ощутить от вождения, и достаточно уверенно чувствовать себя в разную погоду. Но если выезжать на трек, стоит задуматься о том, чтобы иметь набор специально подобранных покрышек под разные варианты погодных условий, иначе достижения пилота будут фатально зависеть от «милостей природы».
Текст и фотографии Натальи Парамоновой.