Экспедиция журнала «Автодела» на Север с Toyota Hilux успешно завершилась
24-го августа в Москве успешно завершилась экспедиция журнала «Автодела» на Север с Toyota Hilux . За время экспедиции пройдено 5685 километров и истрачено 635 литров солярки. Забегая вперёд, сразу скажем, что истраченный объем солярки удивил немало: несмотря на то, что путешествие было насыщенно совершенно разнообразными условиями передвижения, средний расход топлива не превысил 11,1 л на 100 км. Пожалуй, столь скромный аппетит нашего пикапа стал завершающим приятным штрихом к прекрасной поездке.
Но давайте обо всем по порядку.
Запасаемся силами в Мурманске
По плану вторая часть нашего маршрута проходила по берегам Баренцева моря и начали мы с Мурманска. Город после долгого путешествия по безлюдным местам поначалу пугает: машины, люди, светофоры, мотоциклы. И… парковки! Наш верный Hilux вместителен, умеет тягать тяжести… но его длина 5 метров с немаленьким гаком, и зачастую парковки на него едва налазят. Приходится мучиться с поиском свободных мест дольше, и иногда даже мечтать о машине поменьше. Но есть и плюсы. Hilux умеет заставить себя уважать и пока мы ворочаемся на свободном пятачке, чтобы втиснуться на пустое место, окружающие обычно с уважением ждут окончания маневров. Хорошо, что у Hilux легко с габаритами и отличные зеркала – машину выставить легко, а камера заднего вида спасает от внезапного нашествия заборов и клумб.
Погода к прогулкам не располагала, поэтому главной целью стали музеи. С ними в Мурманске все хорошо, и, пожалуй, все они интересны, а чтобы их обойти, требуется немало сил и времени. Не кривя душой, грандиозным можно назвать Мурманский областной краеведческий музей. На него можно закладывать целый день, а то лучше и пару заходов – четыре этажа экспозиций требуют хорошей физподготовки от посетителя! Первый атомный ледокол тоже стоит посетить в обязательном порядке, но прежде чем туда рваться, лучше уточнить расписание работы музея: путь туда лежит либо через железнодорожную станцию, где можно легко потерять час, либо по так называемой нижней дороге – длинной и разбитой.
Музей же Северного флота способен довести до слез. Интереснейшие экспозиции в увядающем величественном доме. Запах нафталина, застоявшейся в подвале воды и залежалой пыли ушедших времен. Все чинно, благородно. Экспонаты хороши, но дополнительной информации минимум. Не каждый ценит наслаждение ностальгией и грустью, поэтому в залихватском настроении туда лучше не ходить. Однако если вы не страдаете осенними депрессиями и неплохо знаете историю, то атмосфера музея придется вам по душе и экспонаты раскроют вам удивительные тайны нашего прошлого.
В Мурманске состав нашей экспедиции пополнялся еще одним членом экипажа и дальше мы ехали уже вдвоем. После двух недель путешествия в одиночестве это было и приятно, и немного странно: приходилось заново учитывать то, что второй человек может иметь свои пожелания, по-другому реагировать на работу той же климатической системы, ему будет по душе другая музыка, а по дороге будут интересны другие места. Но штурмана я знаю уже не первый десяток лет, поэтому никаких проблем в перестройке концепции поездки не возникло.
Полуостров Рыбачий
Поскольку штурман прибыл в Мурманск поздно вечером, на легендарные полуострова Средний и Рыбачий мы решили выходить с утра: здесь хоть все еще светло ночами, но сумерки уже достаточно глубокие, чтобы езда по разбитой дороге через горы не вызывала энтузиазма. Да и режим не стоит сбивать – без привычки к круглосуточному солнцу так легко потеряться во времени. Ночевать решили в хостеле Титовка, который расположен практически у поворота в горы. Чистое белье, теплая комната, душ, вкусная еда - что еще надо?
Утренняя зорька была мрачной и насупленной, с неба накрапывала морось, дул ветер. Арктика на что-то дулась. Ну что ж, пока девушка куксится, мы и узнаем, на что способна наша дорожная резина в полностью «боевых» условиях. С поставленной задачей она справляется легко: конечно, со специализированной резиной бывает и лучше, но особого дискомфорта мелкий рисунок шин на камнях не доставляет. Зато бесконечные ямы, разбросанные по дороге в беспорядке, выматывают и заставляют ехать не быстрее 20 км/ч.
Тянется дорога, на удивление попадается мало разбитных компаний. Зато то и дело снуют военные машины, рядом с которыми вспоминаешь, что ты, все-таки, на большой, но легковушке. Местами дорога узкая и, когда заезжаешь на такой участок, молишься, чтобы не пошла встречка.
Многочасовое покачивание на разбитой дороге – хорошая проверка вестибулярного аппарата, с которой мы со штурманом справляемся «на отлично». С нежной тоской вспоминается, как несколько лет назад дорога была под надзором геологов и ее ремонтировали. Сейчас же все под ведением военных, «Уралам» и «КАМАЗам» которых особые дороги не нужны. Водителю на такой дороге немного легче - он держится за руль, а вот штурмана жалко. Его болтает, трясет, раскачивает - приходится висеть на ручках. Благо, они в Hilux крепкие и способны выдержать вес человека без ущерба для себя.
Наконец, на горизонте появляется Баренцево море - за изумрудно-синими водами губы Кутовой показывается и полуостров Рыбачий. Перевал Муста-Тунтури скоро закончится, и пойдет дорога вдоль полуострова Средний. Но ехать мы будем долго: когда-то быстрые 20 километров превратились в испытание на выдержку. Хаотический рисунок ям, бесконечная качка – дорога выматывает.
Наш основной автомобильный навигатор Navitel RE900 FULL HD знает маршрут, но карта его пуста – без дополнительных манипуляций с картами штатное оснащение навигаторов Навител на Рыбачьем бесполезно.
Но у нас есть «костылик» - спортивные часы Garmin Fenix 5S Plus, на которые в Мурманске все-таки удалось поставить нужные карты. Пользоваться им неудобно – специализированные спортивные часы оказываются совсем непредназначенными для работы в качестве автомобильного навигатора, но сориентироваться на местности при необходимости можно.
Наконец, полуостров Рыбачий. Погода становится чуть лучше, но радовать специальными грандиозными подарками Арктика не спешит.
Теперь нам предстоят броды – когда-то через каждый ручей был перекинут добротный мост. Однако военные ушли в конце 90-х и за более чем 20 лет от них от всех остались лишь воспоминания и развалины.
Для стандартно оснащенных внедорожников-кроссоверов броды через ручьи могут быть достаточно серьезным испытанием – военная техника «копает» ямы, выворачивает камни, набивает колею. А если вода стоит высоко, добавляется еще и испытание собственно водой. Но в этом году полтора месяца стояла засуха, поэтому вода стоит низко и большинство бродов нам вообще не страшны. Однако последний, перед выходом на «сухую» часть Рыбачьего до Мыса Скорбеевский, стоит отдельного внимания. В прошлом году на Isuzu D-Max Arctic Trucks мы проходили его через мост – промерявшему глубину штурману показалось не только глубоко, но и ил на дне сыграл с ним коварную шутку, заставив искупаться в холодной грязной воде по шею. В этом же году на мост лучше уже не соваться и идти все-таки через брод.
У нас есть 70 см максимально возможной глубины – для понимания, это на пару сантиметров ниже, чем заканчивается колесо. Цифры впечатляют, но это не так много, как видится в мечтах. Идти по вязкому илу трудно и не всегда ясно, достала ли вода до заветной отсечки на болотных сапогах. Пока я хожу в раздумьях, появляется группа туристов во главе с подготовленным экспедиционным Land Rover Defender. Подглядев за ними реальную глубину брода, которая местами достигает полноценных полметра, а также безопасную траекторию прохождения, я тоже иду в бой. Конечно же, предварительно хорошо подготовившись. Зная, что там глубокий ил, включаю, наконец-то, весь арсенал своего Hilux – а вдруг впереди будет так сухо, что мне и не доведется попробовать весь комплект! У нас же такое богатство - полный привод, понижающий ряд, блокировка заднего моста и ограничение АКПП по первой передаче. И все включено. Вот это да! Машина идет по сложному дну, как по асфальту. Не замечает ни косых илистых бортов колеи, не пытается подскользнуться. Да что там, вода не шелохнется! Хоть уток из окна машины лови руками!
Столь идеальное поведение Hilux меня впечатлило, и я чуть не рванула назад через брод, чтобы посмотреть на это еще раз. Однако у брода образовалась тем временем пробка и я решила не усугублять и без того сложную дорожную обстановку. К тому же стоит поспешить, чтобы попасть на отлив.
Песчаные отливные дороги пугают новичка – кажется, что автомобиль непременно должен «сесть», увязнув в песке. Однако они не так страшны, хотя и вовсе не столь безобидны. «Сесть» здесь при желании можно, и тогда стоит здорово поработать, чтобы вытащить машину до наступления прилива. Однако при правильном подходе отливные дороги зачастую оказываются куда безопаснее «верховых», где прячутся глубокие трудно проходимые броды.
На Мысе Скорбеевском нас ждет «автобан» - ровная дорога на несколько километров, по которой можно разогнаться от души. После бесконечного мотания по ямам такая дорога воспринимается как манна небесная. Но пора вставать на ночевку. Можно было бы пройти дальше, но здесь хорошая река и отличное место для стоянки. При этом ночью и в сумерках «трофиться» оказывается не так комфортно, как хотелось бы. Фары у Hilux очень яркие, даже слепят, и делают камни слишком плоскими из-за резких глубоких теней. Приходится в сумерках ехать на габаритных огнях, чтобы камни были лишь подсвеченными, а не вырезанными в темноте, словно гравюра.
За отказ от ночных приключений нас вознаграждает природа Рыбачьего. Мошке и комарам холодно, а особо морозоустойчивых сдувает ветер. Рядом черника, брусника, клюква, морошка – собирай себе в удовольствие. И никого. В хорошей одежде можно наслаждаться видами вокруг бесконечно. Через какое-то время появляются олени. Сначала по одному, по два - вдалеке. Но осмелев, они подходят достаточно близко, чтобы мы могли хорошо разглядеть этих грациозных животных.
На следующий день мы решаем слазить на гору – уж больно заманчивой кажется дорога наверх. Глубина воды позволяет легко форсировать реку, а дальше не видно никаких особых препятствий для нашего Hilux. За свое любопытство мы получаем отличное вознаграждение. Гора оказывается Май-горой – так нам подсказывают часы Garmin, потому что Навител потерялся совсем. Можно было бы попытаться запустить Яндекс.навигатор, но связь плохая и я бросаю эту затею. К тому же наши вышки то и дело перебивают норвежские, и можно легко раскошелиться на роуминг.
Наверху Май-горы нам открывается чудесный вид, а по дороге снова встречаются олени. Далеко нам уехать не удается – верховые болота хоть и здорово обсохли, но их камни могут оказаться очень опасными даже для 22,7 см «честного» дорожного просвета. Доехав до длинного серьезного брода, поворачиваем назад, тем более, что у нас и в планах не было ехать в том направлении.
На стоянке мы будем стоять у подножия гостеприимной Май-горы, в окружении ее величественных скал.
Когда утром мы поехали исследовать гору дальше, обнаружилось, что выбранный путь наверх был одним из лучших. Разбегаются дорожки по долине и склонам горы, поди угадай, куда тебя приведет очередная. И каково же было мое удивление, когда одна привела нас к броду, где мы когда-то мучились на УАЗике-«буханке». Так вот обо что мы расколотили порог средней двери! Тогда камень едва виднелся из воды, и по илистому берегу машина сползла на него боком, как мы ни старались обойти его стороной. Поскольку высота его сантиметров 30-40, в пороге средней двери образовалась вмятина, которая дальше позволяла сливать воду из салона после бродов, не открывая дверей. К тому же тогда у нас была лебедка, которая позволила выбраться на «мостик» своим ходом, а сейчас у нас ее нет.
Сейчас мы на стандартном пикапе, на обычной дорожной резине, да и цели прорваться на тот «берег» тоже нет. Поэтому испытывать автомобиль на прочность в этой коварной яме не будем – слишком велика вероятность застрять, а на въезде-выезде повредить нежный пластиковый обвес. Теперь нужно было развернуть нашего «слонёнка» на узкой дорожке, чтобы поехать на мыс Кекурский, куда мы изначально и хотели ехать.
Удобные зеркала и камера, удивительно маленький радиус разворота позволили ловко справиться с задачей, хотя в некоторые моменты колеса опасно нависали над краем дороги, грозя провалиться в грязь и камни болота вокруг. Снова немного тряски по камням в пересохшем болоте и наш путь становится таким же безоблачным и легким, как и небо над головой.
Пока мы наслаждаемся «автобанами» Мыса Скорбеевский, наш талисман Зизи занята работой: наблюдает, чтобы все стоящие на зарядке аккумуляторы зарядились правильно. И хотя розетка рассчитана всего на 100 Вт, этого полностью хватает, чтобы все наши гаджеты были полностью обихожены.
Развалины поселка Мыс Скорбеевский ветшают и рассыпаются на глазах. Кирпичная кладка рушится, и скоро будет страшно входить уже и в бетонные в дома. В такую чудесную погоду эстетика развалин оказывается менее привлекательной, чем красоты природы, и мы едем дальше.
И снова низкая вода позволяет нам легко пройти те броды, которые в обычное время представляют собой серьезное испытание для неподготовленных автомобилей.
Но вода – не единственное, что может помешать проехать к заветной цели. Куда более страшными могут оказаться камни. И добравшись по вершине гор до спуска к морю, мы обнаруживаем, что дальше по этой дороге смогут пройти лишь серьезная техника или квадроциклы. Мы же, погуляв на Краю Земли и попив чая, который в таких условиях приобретает удивительный вкус и аромат, немного вернемся назад и поедем дальше по вершине горы. А вдруг сможем проехать на Вайда-Губу? Вода такая низкая и так заманчиво попробовать проехать туда напрямую!
Когда-то ужасающий брод оказывается грязной лужей-переростком и мы неожиданно для себя попадаем на самую северную точку материковой европейской части РФ. Удивительно! Изначально мы и не планировали там оказаться – не хватало одного дня, чтобы туда попасть.
Но нам пора на юг: наше путешествие по Рыбачьему подходит к концу. Да и на горизонте с материка стало натаскивать подозрительно пухлые облака – в условиях Арктики это может означать скорую смену погоды.
Снова отлив и мы едем по дну моря-окияна, вместо того, чтобы штурмовать речки. Дорога бежит весело и буквально через час-другой мы встаем на прощальную стоянку.
Не зря мы спешили. Солнце, всеми силами желавшее подарить нам розовый закат, проиграло битву за небо налетающим ордам туч. И последние вечерние дела мы доделываем под барабанную дробь дождевых капель.
Страшное дело ураган на Рыбачьем. Ветер сбивает с ног, горизонтальный дождь моментально пропитывает влагой вещи и одежду. Лишь хорошо отработанная схема упаковки вещей и слаженность действий позволила нам не вымочить все, что только можно. И вот, мы наслаждаемся теплом в нашем верном Hilux. Очень вежливо греющий подушку сидений подогрев сушит штаны и добавляет уюта в нашем маленьком передвижном островке спокойствия.
Еще немного развалин – на этот раз поселок Большое Озерко, и нам пора прощаться с Рыбачьим.
Навстречу выглядывает солнце, и все погодные страсти оказываются позади. Раз так, можно позволить себе немного еще покататься и мы едем в Долину Смерти, чтобы посмотреть, как же можно было удержать в течение всей Великой Отечественной войны эти два полуострова. Во время войны небольшая долинка между полуостровом Средний и материком стала для фашистов непреодолимым препятствием на пути завоевания полуостровов. Ключ к Мурманску так и не достался врагам, несмотря на кровопролитное многолетнее противостояние.
Открывающиеся виды заставляют задуматься, сколько же героизма было у наших предков, насколько они любили свою Родину, чтобы выдержать здесь столько времени под ударами отборных немецких альпийских егерских войск.
В размышлениях о том, зачем мы здесь и почему, можно насладиться солнцем, перекусить и подсушить палатки - хотя и солнечно на улице, ветер продолжает задувать изо всех сил. Но скоро вечер, и нам пора на Муста-Тунтури, чтобы завтра продолжить экспедицию дальше. Теперь нас ждет совершенно сумасшедший заплыв на Краю Земли – соревнования по плаванию в открытой воде X-Waters в Териберке, ставшей знаменитой благодаря фильму «Левиафан».
X-Waters Териберка: сумасшедший заплыв на Краю Земли
Дорога пролетает быстро, хотя поднявшийся вчера ветер продолжает буйствовать и заставляет вести себя осторожнее на скорости. Огромные облака стремительно летят через все небо, и когда пытаешься выйти из машины, главное, удержать дверь.
Но ветер разгоняет облака: чем ближе мы к Териберке, тем ярче становится солнце.
Остановимся мы на берегу, недалеко от старта – после проверки возможностей Hilux на песке, заехать сюда и выехать обратно будет легко. Всем хорошо место, но соседство с помойкой, в которую туристы и местные жители превращают красивейший пляж, заметно снижает радость от красоты природы. А не утихающий ветер заставляет скрипеть песком на зубах и незаметно подсыпает песчаную пыль в совершенно неожиданные места.
Но вода в Баренцевом море удивительно теплая, невероятных +10 градусов, и я не отказываю себе в удовольтсвии искупаться в едко соленой воде Ледовитого океана под ослепительно ярким арктическим солнцем. Совершенно неожиданный поворот событий! Возможно, такого теплого Ледовитого океана я не увижу больше никогда в своей жизни. Поэтому пока спортсмены совершают контрольный заплыв, я тоже плещусь в ласковых водах Арктики.
На утро, когда начались собственно соревнования, пловцам повезло чуть меньше: ветер стал еще сильнее, в подмогу пригнав новую порцию упитанных облаков. Правда, когда солнце не слепит, плыть легче. Так что, возможно, сами того не ведая, участники соревнований «X-Waters Териберка» обрели болельщика в виде облаков.
В таких суровых условиях на старте всего две дистанции: морская миля и километр. Трудно даются они участникам – боковой ветер мешает, а вода оказывается слишком теплой для гидрокостюмов.
Но не сдаются спортсмены и преодолевают все положенные препятствия, чтобы пробежать через финишную арку, которая смогла устоять на ураганном ветру Арктики.
Домой!
Теперь пора домой. Наша идея еще денек потратить на тундры Кольского полуострова разбивается о реалии ураганного ветра: 15 минут на таком ветру способны заморозить даже хорошо экипированного человека. Для отдыха лучше бы выбрать что-нибудь полегче, и мы едем на побережье Белого моря, где вода еще теплее, а ветра нет.
И пока погода хорошая, «на закуску» там еще можно и поглядеть памятники неолита. Так, рядом с Кандалакшей есть лабиринт «Вавилон», который появился здесь во 2-м тысячелетии до нашей эры.
Зачем их делали люди, жившие здесь? Что они означают? Загадка. Над которой здорово поразмышлять, пока не начался дождь. И как только он начинается, мы забираемся на перевал у горы Барыня – так частенько называют эту гору в честь скалы, находящейся у ее подножия. Отсюда начнется наш обратный путь домой.
И снова повторится история двадцатидневной давности: прекрасная погода Северной Карелии на утро сменится ураганом с дождем, когда дело дойдет до Онежского озера.
Казалось бы, все повидал за время нашего путешествия наш Hilux, но природа посчитала иначе и зарядила ураган покрепче, чтобы валились деревья на дорогу и было страшно ехать. Но пикап Hilux просто так не проймешь и уже к вечеру природе пришлось отступить, чтобы на следующий день мы завершили наш путь веселые, отдохнувшие и по расписанию.
Все цели нашей экспедиции были достигнуты: маршрут пройден весь, да еще и с интересными добавками. Машина и водитель со всем справились: ни одной поломки, ни одной нештатной ситуации. Как и заявлялось, машина все прошла самостоятельно, нигде не застряла и не сломалась,. Все прошло настолько гладко, что даже «лак» не понес никакого ущерба! Но самое удивительное то, как показал себя силовой агрегат: ни одного нарекания - даже масло доливать не пришлось. А расход топлива и вовсе оказался приятным сюрпризом. К путешествиям Hilux готов в любом исполнении, на любой резине и в любое время.
Текст и фотографии Натальи Парамоновй