01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 49
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
7 Августа • Новосибирск
День 49
Сорок девятый день нашего путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы начинаем в Новосибирске. Что мы знаем об этом замечательном сибирском городе: крупнейший научный центр, здесь находится самое восточное в России метро – оно же и одно из самых сложных с точки зрения строительства. Тут и самый длинный в мире метромост длиной 2 километра 145 метров, а еще это крупнейший железнодорожный узел. Так что не удивительно, что именно тут находится один из лучших музеев железнодорожного транспорта в стране.
Масса уникальных экспонатов, которые могут заинтересовать не только специалистов, но и людей, интересующихся историей техники и историей нашей страны. Да, история, ведь паровозы, вагоны – это в конце-концов судьбы людей, которые куда-то ехали: к своему счастью или к своей смерти, навстречу горю или радости, отдыхать или созидать индустриальные гиганты, воевать и побеждать...
Вот совершенно потрясающий экспонат музея – санитарный вагон-операционная, построенный в 1937 году. Именно в таких вагонах, в составе санитарных поездов, были спасены сотни тысяч жизней в Великую Отечественную войну. Операционную легко узнать по аэродинамическим отсекателям – они не давали паровозному дыму, гари и копоти попадать внутрь вагона. Так хоть как-то обеспечивалась стерильность. Конкретно этот вагон прошел всю войну, а потом ему «повезло» – он попал под консервацию и простоял до 2000 года в прямом смысле слова «на запасном пути», пока не занял место в экспозиции музея. В этом вагоне все подлинное, все правда, до последней заклепки, до последней гайки, все оборудование, все инструменты – только оригиналы.
Когда попадаешь внутрь вагона, невольно вспоминаешь одну из самых трагических сцен культового фильма «Офицеры»: санитарный поезд, мать – военврач, на столе – стопка дел смертельно раненых и на одном из них – фотография ее сына...
В одном из отделений лежали те, кто уже был прооперирован, в другом раненых готовили к операции и перевязывали. И наконец – святая-святых – операционная. Сейчас лето, на улице жарко, а здесь и вовсе пекло. Так было и тогда – и летом 42, 43, 44 годов. Военные хирурги работали в любых условиях – в жаре и в холоде, иногда – даже в тряске, под обстрелами. Машинистов в санитарные поезда отбирали тщательно. Брали самых опытных, чтобы «не дергали», умели плавно трогаться и тормозить. Кровь раненых во время операций, ампутаций, стекала в отверстия в металлическом полу, так называемую «яму». Яму в этом вагоне никто не мыл с 45 года. Говорят – один раз открыли. Запах там был очень специфический. Запах запекшейся крови, запах боли и страдания. Именно с этим запахом ассоциируется наша Победа.
И еще об одном экспонате: в отличие от большинства экспонатов музея – серийных или мелкосерийных электровозов, паровозов, тепловозов – локомотив ТЭП80 – опытный образец. Таких было построено всего 2 – их история началась в 1984 году, когда было принято решение о создании самых мощных пассажирских тепловозов в мире.
Вскоре грянула перестройка, закончилось финансирование, и в 2003 году была спета лебединая песня этой уникальной машины: в районе Бологого Октябрьской железной дороги, бригада создателей этого технического шедевра, без всякой подготовки, установила абсолютный рекорд скорости для тепловозов – 271 км в час! На самом обычном железнодорожном пути и на тепловозе, который никак не был рассчитан на такие высокие достижения. Так был установлен рекорд Гиннесса.
Но на том программа и закончилась. Один – первый – стоит здесь, в Новосибирске, а рекордный – в Санкт-Петербурге, в музее на Варшавском вокзале. Ну а мы – с железных, возвращаемся на обычные дороги – асфальтовые и грунтовые. И нас ждет одна из самых красивых – знаменитый Чуйский тракт.