01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 55
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
13 Августа • Томск – Семилужки
День 55
Пятьдесят пятый день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA». Мы в Томске.
Если Томск, то значит – удивительная деревянная архитектура. И действительно, попадаешь сюда и погружаешься в этот неповторимый мир деревянного кружева, псевдорусского стиля, удивительного, такого разнообразного сибирского модерна. И мы не будем оригинальны, и тоже поговорим о деревянной архитектуре, но о той, которая, надеемся пока, остается за кадром официальных документальных фильмов и не входит в туристические маршруты.
Усадьба купца Хромова. Вернее то, что от нее осталось. Сегодня это почти руины – стены с пустыми глазницами окон, провалившиеся перекрытия… Знаменита она не благодаря своему хозяину, а благодаря истории, которая связана с этим домом. А история эта, в свою очередь – это хронология последних лет жизни знаменитого старца Федора Кузьмича.
Этот человек был канонизирован в 1984 году русской православной церковью как праведник. Кто-то называет его чудотворцем, кто-то говорит о том, что он был якобы даже юродивым. Но самое главное – учёные до сих пор еще спорят, был ли этот человек в прежней жизни русским императором Александром I или нет. О том, что сходство на лицо было очевидно, говорит множество свидетелей. Более того, даже почерковедческая экспертиза подтвердила, что в почерке императора российского и в почерке старца есть много общих элементов.
Впервые старец Фёдор Кузьмич был упомянут в официальных документах в 1836 году. На него донес кузнец, к которому Фёдор Кузьмич подъехал подковать лошадь и починить телегу. Оказалось, что у Фёдора Кузьмича нет документов, а кроме того на спине следы от розог или кнута. Разумеется, его забрали в полицию – он признался, что неграмотен, документы подписать не смог, и его отправили в ссылку под Томск в Мариинский уезд – за бродяжничество.
И вот дальше выяснилось, что и вполне себе был старец грамотен, и вполне он умел общаться с людьми и оказывать на них определённое влияние, ибо куда бы старец потом в Сибири не попадал, везде ему предоставляли стол, кров и никто никогда не заставлял его работать, хотя в ссылке, в общем, полагалось это делать.
После того как Фёдор Кузьмич освободился, он ездил по местным деревням, в основном по Мариинскому уезду, проповедовал и встретил купца Хромова, который как раз и предложил ему поселиться зимой в Томске во флигеле своего дома, ну а летом на купеческой заимке в пригороде Томска.
По воспоминаниям современников, Фёдор Кузьмич был человеком скромным: носил холщовую рубаху, питался постно. Но вот два факта из этих воспоминаний тоже заставляют нас задуматься. Первое – Фёдор Кузьмич из всех церковных праздников особо выделял день святого Александра Невского, а, как известно, именно этот святой был небесным покровителем Александра I, и второе – когда скончался император Николай I, который был младшим братом Александра I, старец Федор Кузьмич заказал панихиду, на которой долго молился и плакал, причём плакал очень искренне, так, как плачут по родным и близким. Упокоился Фёдор Кузьмич здесь же, в городе Томске, в 1864 году, и покоится в Богородице-Алексеевском монастыре.
А мы едем дальше в Томскую область, на восток, чтобы посмотреть на ещё одно произведение деревянного зодчества, которое тоже не имеет ничего общего ни с резными деревянными кружевами, ни с таким популярным в Томске стилем модерн.
Едем в сторону Красноярска, по нашему маршруту, но в 17 км от города поворачиваем налево, в местечко, которое называется Семилужки.
Место это известно с той поры, когда был основан сам город Томск. Именно там мы сможем посмотреть на образец той самой деревянной архитектуры, которая знаменовала собой зарождение цивилизованной жизни в этих местах. Именно там воссоздан настоящий казачий острог, который когда-то в Семилужках действительно стоял.
Эта реконструкция – стопроцентно народный проект. Его ведут местные казаки-энтузиасты на пожертвования, на народные деньги. Но это не означает, что работа ведётся по остаточному принципу. Нет, наоборот, здесь восстанавливается все тщательно, от изб и дач, до утвари и традиций – мы видели мальчика, работающего шашкой, причем делал он это не играючи, а исходя из определенной тренировочной системы.
Что касается самого сооружения, то все это сделано по так называемым воеводским документам. Грубо говоря, это то, что после себя оставляли воеводы в виде отчетов о проделанной работе. На основе этих документов и воссоздан острог, который стоял здесь, в Семилужках, с 1609 года.
Именно здесь проходила засечная черта, по сути граница Московского государства. Острог здесь был поставлен на год позже острога Томского, то есть фактически можно сказать, что в исторических масштабах они ровесники. Семилужский острог, после того, как границы государства сдвинулись дальше на восток, оказался на основной магистрали, на тракте, который шел через Томск дальше в Сибирь. Именно поэтому здесь останавливались многие замечательные люди своего времени, включая наследника престола, цесаревича Николая, который ехал в Москву, возвращаясь из Владивостока, и проделав путь вдоль всей, только заложенной им, транссибирской магистрали.
Здесь же неоднократно бывал и молился уже упомянутый нами сегодня старец Федор Кузьмич. Молились все в церкви, которая ставилась в середине острога. Строилась она по казацкой традиции, была так называемой безалтарной. Но ее скромные размеры не мешали здесь, в том числе августейшим особам, отстаивать вечерю, так сделал и цесаревич Николай.
Так что, если будете ехать по дороге из Томска дальше в сторону Красноярска, непременно заезжайте сюда, чтобы окунуться в эту удивительную атмосферу. И дело не только в воссозданных инструментах, древних механизмах и орудиях труда казаков. Здесь очень правильный хороший дух, дух тех людей, которые стремятся нам напомнить о нашем достойнейшем прошлом.
А мы едем дальше, нас ждёт Красноярский край.