Подсветка днища автомобиля
Пусть нам светит даже ночью!
Как известно, тюнинг бывает разный. Кому-то не хватает лошадей под капотом, кто-то недоволен качеством звучания штатной аудиосистемы, а для кого-то важно быть заметным. Причем в любое время суток. Именно для таких случаев предназначена подсветка днища автомобиля.
Еще несколько лет назад порадовать себя вечерним свечением вокруг собственного авто могли лишь единицы. Причины были вполне тривиальны: высокая стоимость установочных комплектов и банальное их отсутствие в широкой продаже. Сегодня ситуация на рынке кардинально изменилась, и любой желающий может выбрать себе подсветку и по цене и по характеристикам.
Для начала следует определиться, какого именно типа будет источник освещения днища авто. На заре отечественного тюнинга в качестве такового как правило устанавливали люминесцентные лампы своими руками с рабочим напряжением 12 вольт. У этого варианта сплошные минусы. Во-первых, лампа сама по себе не в состоянии выдержать длительное время вибрационные нагрузки, неизбежные при движении. Как следствие - довольно часто возникающая необходимость замены. Во-вторых, цоколь лампы довольно хрупок, и без установки плафона срок его жизни будет весьма коротким. А плафон, в свою очередь, отрицательно сказывается на светимости. И в-третьих, цветовая палитра люминесцентных ламп довольно скудна.
Вывод: люминесцентная подсветка днища автомобиля - пережиток прошлого.
Следующий вариант - установка отдельных светодиодов на днище автомобиля. Подобное решение применялось опять-таки из-за отсутствия более-менее рациональных альтернатив. Плюс только один - более высокая живучесть. А вот минусов не меньше. Установка одиночных светодиодов вызывает необходимость либо сверлить кузовные детали, либо долго и нудно придумывать и изготавливать для них каркас, крепление которого на кузов тоже не самое приятное занятие. Следующая проблема возникает при подключении такого варианта подсветки днища своими руками. Для обеспечения сколько-нибудь равномерного светового потока расстояние между светодиодами не должно превышать 3-5 см. А это значит, что, подсвечивая автомобиль по периметру, придется задействовать несколько десятков диодов, а ведь к каждому необходимо подвести питание. Если каждый диод запитывать независимо, то в результате образуется весьма внушительный жгут проводов, а попытка организовать общую шину питания займет немало времени, да и в случае возникновения необходимости замены перегоревшего диода придется изрядно повозиться.Вывод: подсветка днища из отдельных светодиодов также отпадает.
Но времена меняются. И теперь на рынке представлены всевозможные светодиодные ленты, которые можно прокладывать как угодно, и которые не требуют сложных решений при подключении к бортовой сети автомобиля.
Первыми на рынке появились диодные ленты для подсветки днища автомобиля в ПВХ трубке. Правда изначально они предназначались для использования в рекламных конструкциях и для оформительских целей, но энтузиасты тюнинга сразу разглядели в них неограниченные возможности и для своей деятельности. Минус у таких лент один: ПВХ трубка, в которой уложена светодиодная лента, изрядно снижает светимость, поэтому подсветка получается блеклой. Зато ни монтаж, ни подключение не вызовут никаких дополнительных трудностей.
Вывод: вариант вполне жизнеспособный, но... тоже устарел.
А все дело в том, что два-три года назад в автомагазинах случилось настоящее светодиодное нашествие. Прилавки заполонили smd-светодиоды для подсветки днища автомобиля: полоса из 15-20 светодиодов, соединенных общей шиной питания и заключенные в оболочку из прозрачного силикона.
Лишенные недостатков предыдущего варианта smd-светодиоды обладают рядом преимуществ. Во-первых, организация подсветки из сегментов значительно упрощает задачу по замене вышедших из строя элементов. Во-вторых, общая шина питания позволяет придумывать и реализовывать различные варианты подключения и режимы работы. В-третьих, различные цветовые варианты дают широкие возможности для организации многоцветной подсветки с различными комбинациями. Наконец, силиконовая защитная оболочка обладает небольшим светопоглощением, что положительно сказывается на светимости.
Вывод: оптимальный вариант для бюджетных решений.
Но если хочется действительно чего-то необычного, то стоит выбрать один из недавно появившихся на рынке установочных комплектов для подсветки днища автомобиля. В их состав входят набор светодиодных лент, выполненных по LED-технологии, контроллер, пульт управления и все что необходимо для коммутации (провода, соединители и т.д.). Особенность этой конструкции заключается как раз в LED-технологии. Благодаря такому решению можно изменять цвет подсветки в диапазоне более чем 1 миллиона цветов, комбинируя их различные сочетания на отдельных участках, а перепрограммируемый контроллер способен задавать бесчисленное множество режимов работы (бегущая волна, пульсация и т.д.). Как и всякая новинка, эти комплекты далеко не дешевы (до 10000 рублей). Однако, стоит ожидать, что по прошествии некоторого времени цены могут снизиться.
Вывод: наилучшее решение для создания оригинального экстерьера автомобиля, однако требует значительных финансовых затрат.
P.S. Стоит помнить, что в действующем законодательстве нет однозначного подхода к подсветке наружных деталей автомобиля и кузова в целом. Такая неопределенность позволяет в ряде случаев сотрудникам ГИБДД пытаться привлекать автовладельцев к административной ответственности за установку световых приборов цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению БДД (КоАП ст. 12.4 ч.1, предусматривает наложение штрафа на граждан - 2500 руб., на должн. лиц - от 15000 до 20000 руб., на юрид. лиц от 400000 до 500000 руб. Приборы и приспособления конфискуются. Запрещение эксплуатации ТС со снятием ГРЗ). Помимо этого, установка подсветки однозначно делает невозможным прохождение государственного технического осмотра в законном порядке, ибо классифицируется как несогласованное внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Егор Александров, г.Москва
Еще один материал по неоновой подсветке днища автомобиля
Статья написана на конкурс читательских работ на призы DREMEL.