Комитет AEB подвел итоги продаж новых авто 2013
Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) подвел итоги 2013-го года. Они неутешительны для российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей: ушедший год показал снижение объемов продаж на 5%, против объемов 2012 года. В абсолютных цифрах это означает, что в 2013 году по стране разошлось 2,78 миллиона новых машин на фоне 2 938 789 штук в 2012. В наступившем 2014-м году, по мнению Комитета, рынок продолжит сдуваться: в абсолютных цифрах экспертам АЕБ снижение видится до 2,73 миллионов автомобилей.
Несмотря на общую отрицательную динамику, три месяца из двенадцати показывали рост продаж. «Росли» январь (+5%), февраль (+2%) и… декабрь (+4%). Все остальное время – шло падение от 4% до 12%. Объяснение простое: в первые месяцы года допродавались остатки 2012-го, а в декабре дилеры боролись за выполнения плана, опустошение складов и получение бонусов, предлагая автомобили со скидками. Помимо этого, в декабре закончила действовать госпрограмма по субсидированию розничного автокредитования. По мнению Йорга Шрайбера, председателя Комитета автопроизводителей АЕБ, это усилило эффект, традиционно связанный с окончанием года, а также с необычайно теплой погодой прошедшего декабря. Но ряд брендов это не спасло: у ряда автопроизводителей по-прежнему остались залежи машин выпуска 2012 года.
По объему продаж за год лидирует франко-японо-русский концерн АВТОВАЗ-Renault-Nissan с долей «пирога» 29,6% (821 404 проданных автомобилей). Хотя его продажи упали на 8% (в более успешном 2012-м концерн продал 890 433 новых автомобилей), кусок «пирога» снизился не столь заметно - на 0,8%. Две марки концерна получили «золото» и «серебро» по результатам продаж в общем зачете, еще одна – в десятке самых продаваемых.
Безусловный лидер продаж, как среди марок концерна АВТОВАЗ-Renault-Nissan, так и в целом на рынке – бессменная Лада, хотя в 2013-м году ее продажи снизились на 15%. В 2013 году АВТОВАЗ продал 456 309 новых автомобилей против 537 625 в 2012-м. Наиболее продаваемым автомобилем стала Lada Granta (166 947 автомобилей, 38% роста). Приора и Калина показали существенное снижение популярности (снижение на 43% и 54%, соответственно). А вот Ларгус, чьи продажи начались в конце 2012-го, показал фантастический прирост 296% - 57641 авто в 2013-м против 14 563 авто в 2012-м.
Второе место, как в личном, так и в общем зачете у стратегического партнера Лады – Renault. Раньше стабильные продажи марки делали востребованные Logan и Sandero, а теперь солидным довеском стал Renault Duster, успешно прошедший всю дистанцию года. В 2013 у Renault рост продаж (+11% или 210 099 машин). А вот еще один «родственник» в концерне – Nissan, падает как и Лада. Ниссанов было продано в 2013-м году 146 319 штук, что на 5% меньше, чем в 2012-м. Это дает марке Nissan почетное восьмое место. Кстати, премиальный Infinity тоже упал – в прошлом году под этой маркой было продано 8677 машин, что на 6 процентов хуже результатов 2012-го года.
Если с первыми двумя местами все понятно – лидеры рынка безусловны, то далее начинаются «игры престолов».
Среди концернов второе место занимает VW Group с 299 143 проданными автомобилями. Он показал снижение продаж на 5%, но его доля на рынке осталась прежней - 10,8%. А вот по зачету брендов, концерн Фольксваген «размазан» по таблице. Продажи флагманов концерна в России – титульного Volkswagen и чешской Шкоды – упали на 5 % (156 247 авто) и 12% (87 456 авто) соответственно. В зачете брендов это шестое и десятое места. Прирост показали «новичок» SEAT (35%, 3375 единиц) и «старичок» AUDI (8%, 36 150 единиц). И если еще Ауди попадает в двадцатку «сильнейших», то Сеат может радовать пока только красивыми процентами.
Третий в «зачете концернов» - GM Group. Но с продажами у концерна все совсем не радужно - всего 257 583 автомобилей, что на 11% хуже показателей 2012-го года. Да и «на пятки» американцам активно наступают «корейцы» Hyundai-Kia. Наиболее популярный бренд концерна – марка Chevrolet, всего лишь пятая среди брендов. Динамика продаж бренда Chevrolet в 2013 шла в унисон с рынком - продажи марки обрушились на 15%, до 174 649 машин. Его «родственник» Opel закончил год «по нулям» - рост в менее чем 200 машин (81 421 штука против 81 242-й) дал слишком мало цифр после запятой, чтобы прирост можно было заметить. Его место – во второй десятке брендов, 12-е. Премиальный Cadillac со своими 1 513 проданными автомобилями и 25-процентным падением продаж находится где-то в аутсайдерах.
Наиболее любопытны «корейцы». Hyundai и KIA в статистике Комитета учитываются как разные концерны, поэтому доля рынка каждого размером в 6,5 и 7,1 процента, соответственно, ниже чем у GM и VW Group. Более успешная KIA «приросла» на 6%, продав 198 018 машин, а «собрат» Hyundai «подрос» чуть меньше – на 4%, продав 181 153 авто. А вот «зачет брендов» показывает куда более реалистичное положение: у «корейцев» бронза и местечко рядышком – четвертое. Если всерьез вспомнить об их «родстве», то и «немцам» и «американцам» нужно выдирать волосы – суммарное количество проданных корейских авто этих двух концернов по статистике АЕБ достигло 379 171 авто. Да и безусловным лидерам с их «падением» должно быть крайне дискомфортно – ведь даже отрыв «растущего» Renault не столь значителен. «Погоду продаж» корейским концернам сделали Hyundai Solaris (113 991 единиц, 3% роста) и Kia Ria New (89 788 единиц, 6% роста). Обе модели в тройке наиболее продаваемых моделей, на втором и третьем месте, соответственно.
Японская TOYOTA Group подросла на 1%. Под титульной маркой Тойота и премиальным брендом Lexus продано 170 580 автомобилей. В «зачете брендов» концерн седьмой, но наиболее востребованный RAV 4, который хоть и «подрос» на 47%, находится всего лишь на 18-м месте по популярности среди моделей (39 885 проданных авто).
Среди других «японцев» наблюдается «разброд и шатание». Сделавший ставку на SUV японский Mitsubishi «подрос» на 6%, реализовав 78747 автомобилей. Honda показывает успехи – она продала 25741 автомобилей, что на 20% больше, чем в 2012-м. Subaru тоже «пдросла» на 18%, реализовав 16831 автомобилей. А вот Mazda и Suzuki продавались хуже: у первых падение на 3% (43 179 автомобилей), у вторых – завал на 15% (27 724 вто).
Старик Генри Форд теряет позиции по всем фронтам. Собственно Ford упал на 18% - его продажи составили 106 734 автомобилей, а узбекская дочка DAEWOO «упала» на 31% 60829 авто в 2013-м против 88 232 авто в 2012-м. Хотя бессменный Ford Focus по-прежнему находится в десятке самых продаваемых автомобилей (67 142 штуки), по сравнению с 2012-м его продажи упали на 27%/
Примечательно, что в прошедшем году популярность набирали китайские автомобили. Все бренды «большой китайской четверки» - Geely, Chery, Lifan и Great Wall - показали рост, хотя объемы продаж у них по-прежнему в несколько раз меньшие, чем у титулованных брендов. Лидером по продажам среди «китайцев» стал Lifan, подросший на 34%, и «дышащий в спину» Geely, который «вырос» на 5%. По цифрам их объемы продаж практически равны – Lifan выиграл год с разницей в двести автомобилей, продав 27 467, против 27 263 авто у Geely.
А вот французы Peugeot и Citroen «упали» на 21 и 12 процентов соответственно. В 2013-м году они с трудом оторвались от «китайцев», продав всего 33 862 и 28 961 автомобилей.
Посмотрим по моделям. Самые продаваемые модели 2013-го года – Лада Гранта (166 947 единиц), Hyundai Solaris (113 991), Kia Rio (89 788), Renault Duster (83 702), VW Polo (72 565), Лада Калина (67 960), Ford Focus (67 142), Лада Приора (57 687), Лада Ларгус (57 641), Chevrolet Cruze (54 367). Вслед за ними идут свидетели низкой заботы нашего государства о своих кровеносных артериях: «нестареющие» Chevrolet Niva и Lada 4x4 «оккупировали» 11 и 12 места. Падение их популярности на 10 и 5 процентов соответственно не является заслугой государства – это «подсуетился» Renoult со своим Дастером. Вторая десятка лидеров, где представлены Nissan Qashqai, Toyota RAV 4 и KIA Sportage – дополнительное свидетельство этого.
Если делить рынок по классам, то картина популярности машин следующая. В самом маленьком A-сегменте стабильный лидер Daewoo Matiz (23 490), следом Kia Picanto (5025), а потом Chevrolet Spark (2901).
В классе «B» тройка лидеров совпадает с тройкой самых популярных автомобилей рынка. Это Лада Гранта (166 947), Hyundai Solaris (113 991), Kia Rio (89 788).
Гольф-класс или сегмент C, судя по продажам, на самом деле следует называть Фокус-классом. Первый Ford Focus (67 142), второй – Chevrolet Cruze (54 367), а замыкает тройку соплатформенная Крузу Opel Astra (42 040). Четвертое место у Kia cee’d. Пятое у Skoda Octavia двух поколений (А5 и А7).
В 2013 году первой машиной в D-классе стала Mazda 6 (10 379), за ней уже немолодой и не столь интересный Volkswagen Passat (7630). стабильно популярен Ford Mondeo (6794). На четвертой позиции - вышедший из сумрака Hyundai i40. После снижения цены он стал востребованней. Недавний рестайлинг обеспечил пятое место в классе Opel Insignia.
Автомобилей в E-классе на нашем рынке немного, но они весьма продаваемы. В массовом сегменте это Toyota Camry (32 895), Nissan Teana (5612), Skoda Superb (4323). В премиуме – BMW 5-й серии (7815), Mercedes-Benz E-класса (7641) и Audi A6 (4758).
Продажи представительских седанов (F) не высоки, но стабильны. Mercedes-Benz S-класса (1645), «семерка» BMW (1298), Audi A8 (926). Примечательно, что «самозваный» Lexus обошли корейцы. Kia Quoris на четвертой строчке (658), а Hyundai Equus – на пятой (631).
Тройка лидеров среди минивэнов представлена исключительно моделями GM. В 2013 продано 7297 Chevrolet Orlando, 6644 Opel Zafira и 2752 – младшей Meriva.
Самые востребованные субкомпактные кроссоверы это Nissan Juke (22 376), Opel Mokka (13 628) и Suzuki SX4 (12 681).
В классе компактных SUV в лидерах относительно доступный Duster (83 702), Toyota RAV4 (39 885), Nissan Qashqai (36 897).
Самыми тиражируемыми среднеразмерными паркетниками стали Nisan X-trail (27 261), Mitsubishi Outlander (26 548), Hyundai Santa Fe (11 744).
Среди больших кроссоверов наиболее популярна Toyota Highlander (7254). Продажи Honda Pilot (1609) и вернувшейся Mazda CX9 (681) оказались значительно хуже. Надо сказать, что в целом большие внедорожники тоже лучше всего идут у Toyota: Land Cruiser Prado (14 519), Land Cruiser 200 (13 669), Mitsubishi Pajero Sport (8198).
Рост рынка в 2014 не предвидится, а начавшееся падение сохранится и в наступившем году, считают эксперты. Время затягивать пояса: экономика страны чувствует себя плохо. Но у плохих новостей есть и хороший аспект: дилерам придется придумывать новые способы привлекать и обихаживать клиента. Именно поэтому на сегодняшний день еще можно найти массу привлекательных предложений от дилеров, особенно если рассматривать автомобили 2012 года выпуска не самых массовых классов. А это значит, что статистика следующего года преподнесет сюрпризы.
Текст: Роман Харитонов
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей* в России по маркам за периоды январь-декабрь 2013/2012 гг. и декабрь 2013/2012 гг.1
(Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и локально произведенные автомобили)
МАРКИ |
январь-декабрь |
декабрь |
||||
2013 |
2012 |
YoY |
2013 |
2012 |
YoY |
|
Lada |
456 309 |
537 625 |
-15% |
38 948 |
43 354 |
-10% |
Renault* |
210 099 |
189 852 |
11% |
18 884 |
17 242 |
10% |
KIA |
198 018 |
187 330 |
6% |
16 024 |
14 752 |
9% |
Hyundai* |
181 153 |
174 286 |
4% |
14 171 |
12 845 |
10% |
Chevrolet* |
174 649 |
205 042 |
-15% |
18 755 |
15 815 |
19% |
VW |
156 247 |
164 702 |
-5% |
13 548 |
13 310 |
2% |
Toyota* |
154 812 |
153 047 |
1% |
14 742 |
12 755 |
16% |
Nissan* |
146 319 |
153 747 |
-5% |
17 540 |
11 677 |
50% |
Ford* |
106 734 |
130 809 |
-18% |
12 376 |
14 162 |
-13% |
Škoda |
87 456 |
99 062 |
-12% |
8 513 |
9 990 |
-15% |
ГАЗ ком.авт.* |
82 395 |
90 247 |
-9% |
7 381 |
9 238 |
-20% |
Opel |
81 421 |
81 242 |
0% |
8 827 |
7 793 |
13% |
Mitsubishi |
78 747 |
74 294 |
6% |
8 429 |
8 416 |
0% |
Daewoo |
60 829 |
88 232 |
-31% |
6 196 |
8 073 |
-23% |
UAZ* |
51 624 |
60 648 |
-15% |
6 436 |
6 236 |
3% |
Mercedes-Benz |
44 376 |
37 436 |
19% |
4 165 |
3 770 |
10% |
Mazda |
43 179 |
44 443 |
-3% |
4 372 |
2 963 |
48% |
BMW |
42 071 |
37 515 |
12% |
4 183 |
4 398 |
-5% |
Audi |
36 150 |
33 512 |
8% |
2 585 |
2 194 |
18% |
SsangYong |
34 055 |
31 198 |
9% |
3 268 |
3 160 |
3% |
Peugeot* |
33 862 |
44 420 |
-24% |
2 745 |
3 478 |
-21% |
Citroën* |
28 961 |
32 858 |
-12% |
2 543 |
2 321 |
10% |
Suzuki |
27 724 |
32 684 |
-15% |
2 148 |
2 761 |
-22% |
Lifan |
27 467 |
20 544 |
34% |
3 182 |
1 830 |
74% |
Geely |
27 263 |
17 566 |
55% |
3 003 |
2 003 |
50% |
Honda |
25 741 |
21 512 |
20% |
3 065 |
2 087 |
47% |
Land Rover |
21 030 |
19 043 |
10% |
2 221 |
1 786 |
24% |
Great Wall |
19 954 |
14 373 |
39% |
1 914 |
1 809 |
6% |
Chery |
19 855 |
19 127 |
4% |
2 101 |
1 552 |
35% |
Subaru |
16 831 |
14 296 |
18% |
1 654 |
1 669 |
-1% |
VW ком.авт.* |
15 915 |
16 161 |
-2% |
1 735 |
1 474 |
18% |
Lexus |
15 768 |
15 653 |
1% |
1 474 |
1 299 |
13% |
Volvo |
15 017 |
20 364 |
-26% |
1 601 |
1 839 |
-13% |
Infiniti |
8 677 |
9 209 |
-6% |
944 |
770 |
23% |
FIAT* |
8 001 |
8 623 |
-7% |
874 |
956 |
-9% |
Jeep |
5 250 |
4 704 |
12% |
769 |
390 |
97% |
Mercedes-Benz ком.авт.* |
5 247 |
3 974 |
32% |
800 |
417 |
92% |
FAW* |
4 838 |
560 |
764% |
472 |
109 |
333% |
Porsche |
3 790 |
3 613 |
5% |
408 |
239 |
71% |
SEAT |
3 375 |
2 500 |
35% |
154 |
366 |
-58% |
ZAZ |
3 260 |
9 964 |
-67% |
220 |
412 |
-47% |
MINI |
2 800 |
2 629 |
7% |
284 |
175 |
62% |
Bogdan |
2 055 |
7 512 |
-73% |
61 |
306 |
-80% |
Jaguar |
1 710 |
1 506 |
14% |
157 |
140 |
12% |
Cadillac |
1 513 |
2 024 |
-25% |
129 |
148 |
-13% |
BAW* |
1 494 |
1 845 |
-19% |
72 |
120 |
-40% |
Vortex |
1 005 |
5 953 |
-83% |
0 |
357 |
- |
Иж |
698 |
2 465 |
-72% |
14 |
132 |
-89% |
Haima3 |
401 |
591 |
-32% |
75 |
32 |
134% |
TagAZ* |
371 |
1 331 |
-72% |
12 |
28 |
-57% |
Isuzu* |
213 |
175 |
22% |
17 |
25 |
-32% |
smart |
193 |
31 |
523% |
18 |
5 |
260% |
Dodge |
192 |
206 |
-7% |
4 |
21 |
-81% |
Chrysler |
159 |
194 |
-18% |
8 |
23 |
-65% |
BYD |
106 |
2 630 |
-96% |
1 |
50 |
-98% |
Luxgen4 |
62 |
- |
- |
35 |
- |
- |
Foton* |
6 |
141 |
-96% |
0 |
25 |
- |
VIS2 |
- |
3 539 |
- |
- |
282 |
- |
Total |
2 777 447 |
2 938 789 |
-5% |
264 257 |
253 579 |
4% |
1.Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки
(отмечены *);
указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Возможны незначительные
корректировки данных по легкой коммерческой технике.
2. С января 2013 г. продажи LADA включают автомобили сборки ООО "ПСА ВИС-АВТО".
3. С июля 2013 года ООО ”Хайма Автомобили Рус” осуществляет деятельность по продаже и послепродажному обслуживанию автомобилей
марки Haima на территории России.
4. С сентября 2013г. продажи LUXGEN в России осуществляются через LUXGEN Motor LLC.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ по моделям за периоды январь-декабрь 2013/2012 гг. и декабрь 2013/ 2012 гг.
(Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и локально произведенные автомобили)
МОДЕЛЬ МАРКА |
январь-декабрь |
декабрь |
||||||||
2013 |
2012 |
г/г (шт.) |
% |
2013 |
2012 |
г/г (шт.) |
% |
|||
1 |
Granta |
Lada |
166947 |
121151 |
45796 |
38% |
12923 |
13153 |
(230) |
-2% |
2 |
Solaris |
Hyundai |
113991 |
110776 |
3215 |
3% |
8824 |
7196 |
1628 |
23% |
3 |
New Rio |
KIA |
89788 |
84730 |
5058 |
6% |
6917 |
5540 |
1377 |
25% |
4 |
Duster |
Renault |
83702 |
47344 |
36358 |
77% |
7976 |
6659 |
1317 |
20% |
5 |
Polo |
VW |
72565 |
69385 |
3180 |
5% |
6649 |
5144 |
1505 |
29% |
6 |
Kalina |
Lada |
67960 |
119890 |
(51 930) |
-43% |
8590 |
6095 |
2495 |
41% |
7 |
Focus |
Ford |
67142 |
92219 |
(25 077) |
-27% |
7590 |
9831 |
(2 241) |
-23% |
8 |
Priora |
Lada |
57687 |
125951 |
(68 264) |
-54% |
5332 |
10429 |
(5 097) |
-49% |
9 |
Largus |
Lada |
57641 |
14563 |
43078 |
296% |
6280 |
2403 |
3877 |
161% |
10 |
Cruze |
Chevrolet |
54367 |
63181 |
(8 814) |
-14% |
4261 |
5182 |
(921) |
-18% |
11 |
Niva |
Chevrolet |
53344 |
59331 |
(5 987) |
-10% |
6309 |
5381 |
928 |
17% |
12 |
4x4 |
Lada |
51693 |
54656 |
(2 963) |
-5% |
2284 |
4727 |
(2 443) |
-52% |
13 |
Logan |
Renault |
50894 |
58734 |
(7 840) |
-13% |
4137 |
3810 |
327 |
9% |
14 |
Sandero |
Renault |
43737 |
48632 |
(4 895) |
-10% |
3895 |
4104 |
(209) |
-5% |
15 |
Astra |
Opel |
42040 |
52331 |
(10 291) |
-20% |
4860 |
3930 |
930 |
24% |
16 |
Qashqai |
Nissan |
40739 |
36793 |
3946 |
11% |
6435 |
2556 |
3879 |
152% |
17 |
Samara |
Lada |
40098 |
67971 |
(27 873) |
-41% |
2409 |
5239 |
(2 830) |
-54% |
18 |
RAV 4 |
Toyota |
39885 |
27166 |
12719 |
47% |
3568 |
2509 |
1059 |
42% |
19 |
New Cee'd |
KIA |
34981 |
11429 |
23552 |
206% |
3506 |
2512 |
994 |
40% |
20 |
Sportage |
KIA |
33451 |
32716 |
735 |
2% |
3087 |
3523 |
(436) |
-12% |
21 |
Camry |
Toyota |
32895 |
34619 |
(1 724) |
-5% |
2783 |
3289 |
(506) |
-15% |
22 |
Octavia A5 |
Skoda |
32153 |
52036 |
(19 883) |
-38% |
0 |
5090 |
(5 090) |
-100% |
23 |
ix35 |
Hyundai |
31706 |
28104 |
3602 |
13% |
2524 |
3170 |
(646) |
-20% |
24 |
Corolla |
Toyota |
30644 |
33262 |
(2 618) |
-8% |
3297 |
2334 |
963 |
41% |
25 |
Nexia |
Daewoo |
28898 |
55034 |
(26 136) |
-47% |
1920 |
5238 |
(3 318) |
-63% |