10.12.2013

Кукушка, кукушка, сколько мне оста...

Пришла зима – пора заряжать аккумулятор. Мы рекомендуем для этого зарядные устройства Optimate. Почему? Читайте в статье.

О полезности зарядного устройства, да и о необходимости обслуживания аккумуляторной батареи чаще всего вспоминают с приходом настоящей зимы, с морозами от 15 градусов и ниже. Каждый год во дворах и на улицах наблюдается одно и то же: утром несостоявшиеся водители с печальным выражением лица бегают за настоящими водителями, у которых автомобиль завелся и упрашивают дать «прикурить». А современные машины очень не любят всяких дополнительных нагрузок, и поиски становятся все длительнее с каждым годом...

На самом деле, аккумулятор такая штука, что его неисправность становится заметна только тогда, когда положение становится критическим. Никаких предварительных «постукиваний», «потрескиваний», свистов, скрежетов он не издает. Контрольных приборов, отслеживающих его состояние, в автомобиле тоже не предусмотрено. А ведь аккумулятор, как и всякая другая деталь автомобиля, потихоньку стареет, изнашивается и приходит в негодность. В результате — отказ при холодной температуре или после длительной стоянки, причем происходит он, чаще всего, именно тогда, когда надо срочно ехать. А еще распространенная ситуация: быстрый разряд батареи. Утром «прикурил», погонял автомобиль на холостых, доехал до места назначения. Вроде достаточно для восстановления. Ан, нет. Постояла машина часов шесть — восемь — десять и опять не заводится. Тут причина — старение «начинки» и, как результат — снижение емкости и повышенная скорость разряда. Еще бывает, у аккумулятора, который по сути состоит из нескольких соединенных вместе отсеков-батарей (в народе именуемых «банками»), одна из банок выходит из строя. Совсем. Тогда с задачей запуска двигателя должны справляться остальные. Что увеличивает нагрузку на них, в процессе зарядки приводит к перезаряду и ускоряет отход аккумулятора в мир иной.

Кто относится к группе риска? Владельцы новых автомобилей в большинстве случаев могут не переживать. Хотя брак встречается даже у именитых производителей, но это скорее исключение. А вот те, кто покупает подержанный транспорт или пользуется машиной более трех лет, должны задуматься об обслуживании аккумулятора и, главное, периодически проверять его состояние. Потому что, как уже говорилось выше, не всякий аккумулятор, способный накопить энергию, может потом ее удержать.

Проведенные нами тесты зарядных устройств показали, что с обслуживанием исправных аккумуляторов, даже сильно разряженных, может в той или иной степени справиться большинство изделий, представленных на рынке. А вот определить, насколько батарея исправна, может далеко не каждое устройство. Покупать же специальные приборы обычному пользователю тоже особого смысла не имеет — как правило они достаточно дороги и не настолько часто используются. А вот зарядное устройство с функцией тестирования и отображения состояния аккумулятора — это вещь более правильная, функциональная и полезная. Такие изделия есть, их выпускает, в частности, компания Tecmate под маркой Optimate.

В этой статье мы рассмотрим приборы Optimate 5 и Optimate 6.

Зарядно-диагностические устройства для автомобильных аккумуляторов Optimate 5 и Optimate 6 имеют одинаковую форму корпуса, схожую с формой автомобильного кузова «универсал»: низкая передняя часть и высокая задняя. На «капоте» расположены индикаторы. Никаких устройств управления у приборов нет: все происходит в автоматическом режиме. При подключении приборов к автомобильному аккумулятору зарядно-диагностическое устройство Optimate 6 первым делом проводит тестирование батареи, отображая результаты в окошке «Test»: зеленый — заряжено, красный — надо заряжать. При этом еще проводится дополнительный тест, результаты которого, правда, не сообщаются пользователю на этом этапе. Измерением внутреннего сопротивления определяется степень сульфатации аккумулятора (требуется ли восстановление) и подключена ли батарея к проводке автомобиля. Последнее требуется для того, чтобы понять, можно ли подавать на батарею ток с напряжением выше 16 В.

Затем запускается процесс зарядки. Зарядные устройства либо восстанавливают источник питания (если он совсем разрядился), либо заряжают и потом проверяют, что получилось. Восстановление у приборов реализовано по-разному. Начальный этап одинаков: подача тока небольшой силы 0,4 А, с высоким (до 22 В) напряжением. При этом стоит иметь в виду, что если батарея подключена к бортовой сети автомобиля, то напряжение на этапе восстановления ограничено 16 В, что абсолютно безопасно. Процесс может длиться до двух часов, в зависимости от степени «запущенности» батареи. Но, если на этом «пятерка» восстановление заканчивает, то «шестерка» — нет. Зарядно-диагностическое устройство Optimate 6 продолжает восстановление импульсами с напряжением 14,3 В.

Зарядно-диагностическое устройство для автомобильных аккумуляторов Optimate 5 рекомендовано компанией HONDA

Основная зарядка у приборов также различается. Optimate 5 ведет процесс постоянным током силой 2,8 А, пока напряжение на клеммах аккумулятора не достигнет 14,2 — 14,5 В. А Optimate 6 во время основной зарядки изменяет силу тока от 0,4 до 5 А в зависимости от емкости и степени разряженности самой батареи. После завершения зарядки OptiMate 6 переходит к стадии выравнивания уровня заряда в банках: короткими импульсами меняя напряжение от 13,7 до 14,3 В доводит электролит почти до «кипения». В результате, с одной стороны, электролит начинает перемешиваться и активнее растворять твердый осадок (не вдаваясь в дебри химии, просто представьте себе, как вы размешиваете сахар или соль в воде: растворение идет быстрее), что позволяет максимально восстановить емкость аккумулятора, с другой — электролит не разрушается (не «выкипает») и не требует долива в него дистиллированной воды, что необходимо, если электролит начинает кипеть.

Затем оба прибора проводят проверку возможности удерживать аккумулятором принятый заряд. И это умение очень важно для автомобилиста. Проверить степень заряженности (по напряжению) могут многие устройства, а вот определить наличие саморазряда умеют лишь наиболее продвинутые, к которым и относятся зарядно-диагностические устройства Optimate. Надо иметь в виду, что это основной показатель состояния здоровья батареи. Причины быстрого саморазряда бывают разные, например, внутренние (из-за старения аккумулятора), или внешние — появляется утечка тока в проводке автомобиля (из-за работающих устройств или пробоев изоляции), но результат одинаков: после относительно недолгого стояния автомобиля с заглушенным двигателем аккумулятор пуст и завести мотор не в состоянии. Зарядно-диагностическое устройство Optimate 5 проверяет аккумулятор «быстро», в течение получаса, а зарядно-диагностические устройство Optimate 6 еще и проводит длительную проверку, длящуюся 12 часов. Результат диагностики выводится на «капот» устройств, в секторе «Test». Причем у зарядного устройства Optimate 5 (которое попроще) два режима отображения результата: красный (все плохо) и зеленый (пока можно не волноваться), а у зарядного устройства Optimate 6 — пять. Более продвинутый прибор может выдать три основных сообщения: красный (покойся с миром), желтый (больной скорее жив, чем мертв), зеленый (нет повода для беспокойства) и два промежуточных: красно-желтый и желто-зеленый. Понятно, что владелец зарядно-диагностического устройства Optimate 6 получает больше информации и может точнее определить дальнейшие действия: срочно покупать замену батарее, ставить аккумулятор на длительную и бережную подзарядку или просто ездить дальше до следующей проверки.

Вольт-амперная характеристика режимов работы зарядных устройств Optimate

Вольт-амперная характеристика режимов работы зарядных устройств Optimate

Если после этого зарядные устройства не выключить, то они переходят в режим поддержки заряда: 30 минут импульсная зарядка небольшими токами при напряжении 13,6 В/30 минут перерыв, во время которого идет повторная проверка батареи. Таким образом, результат теста все время обновляется, что позволяет определить наличие тока утечки. А чтобы понять, чем оно вызвано – саморазряд или проблема в бортовой сети, достаточно полностью заряженную батарею отсоединить от автомобиля. Если прибор продолжит указывать на наличие утечки — надо батарею менять. Если же Optimate говорит, что все в порядке — ищите пробой в бортовой сети автомобиля.

 

В заключение можно отметить еще одну особенность зарядно-диагностического устройства Optimate 6, на которую редко кто обращает внимание, а между тем... Основные отказы аккумуляторов происходят при сильных морозах, при которых большинство зарядных устройств использовать не рекомендуется. Приходится аккумулятор снимать, нести в дом, потом обратно. А на многих автомобилях лишать систему питания противопоказано. Сплошные проблемы. Заявленный минимум температурного режима у Optimate 6 — - 40 градусов, что позволяет использовать устройство круглый год в уличных условиях на большей части нашей страны.

Зарядные  устройства для аккумуляторов Optimate рекомендованы производителями автомобилей и мототехники

Зарядные  устройства для аккумуляторов Optimate рекомендованы производителями автомобилей и мототехники

 

Как видно, оба зарядно-диагностических устройства, Optimate 5 и Optimate 6, работают полностью автоматически, сочетают в себе способность заряжать и тестировать состояние аккумулятора, что делает их универсальными, способны восстановить сильно разряженный аккумулятор, зарядить его до максимально возможной емкости и поддерживать уровень заряда в течение неограниченного времени. Но при этом зарядно-диагностическое устройство Optimate 6 более функционально, обладает расширенными возможностями как по диагностике, так и по возможностям обслуживания батарей, что делает его более привлекательным для придирчивого потребителя.

 

Тест автоматического зарядного устройства Optimate 6

 

Зарядно-диагностическое устройство для автомобильных аккумуляторов Optimate 5

Зарядно-диагностическое устройство для автомобильных аккумуляторов Optimate 5

Технические особенности

Максимальный ток заряда, А

2,8 А

Окружающая температура, град.

-20 - +40

Режим тестирования

есть

Ступеней тестирования

2

Режим восстановления

есть, 1 этап

Зарядка

с постоянной силой тока

Тестирование после окончания зарядки

есть, 1 этап

Режим поддержки заряда

есть

Схема работы в режиме поддержки заряда

30 мин зарядка, 30 мин отдых

Время работы в режиме поддержки заряда

не ограничено

 

 

Зарядно-диагностическое устройство для автомобильных аккумуляторов Optimate 6

Зарядно-диагностическое устройство для автомобильных аккумуляторов Optimate 6

Технические особенности

Максимальный ток заряда, А

5 А

Окружающая температура, град.

-40 - +50

Режим тестирования

есть

Ступеней тестирования

5 — достаточно для точной диагностики

Режим восстановления

есть, 2 этапа: с постоянной силой тока и плавно падающим напряжением, затем — импульсной подачей тока

Зарядка

2 этапа: с растущей силой тока и плавно изменяющимся напряжением, затем — импульсная с падающим максимумом силы тока для получения однородности электролита

Тестирование после окончания зарядки

есть, 2 этапа: простой (30 мин) и длительный (12 ч)

Режим поддержки заряда

есть

Схема работы в режиме поддержки заряда

30 мин зарядка, 30 мин отдых

Время работы в режиме поддержки заряда

не ограничено


Статьи по теме