Все о дизельном антигеле (депрессорной присадке)
Как мне нравятся дизельные легковушки! Приемистые, экономичные, в динамике ничем не уступающие бензиновым аналогам. В Европе продажи данного типа двигателей растут и в России – тоже, несмотря на кризис (а может быть, благодаря ему). Правда, есть предубеждение о низком качестве дизельного топлива на отечественных заправочных станциях. Но данные независимого мониторинга компании БОШ говорят об обратном. Выявленные факты продажи некондиции ниже одного процента, и на протяжении последних 10 лет число случаев неуклонно снижается. В основном отмечается превышение серы, но и это должно сойти на нет, так как в 2016 году завершаются основные программы по модернизации отечественных НПЗ для перехода их на изготовление топлива стандарта «Евро 5».
Остается одна проблема, гарантированно решить которую на наших просторах очень сложно, – это время межсезонья. Зачастую на АЗС летнее топливо меняют на зимнее несвоевременно. При подготовке статьи мы объехали пять заправочных станций, и только на двух из них было зимнее дизельное топливо, на всех остальных торговали летним. Это означает, что вероятность залить летнее дизтопливо в холода выше, чем вероятность заправиться просто некачественным топливом. Проблема переходного межсезонного периода усугубляется еще и тем, что в это время АЗС должны торговать особым – переходным – дизельным топливом, точных требований к составу которого не предъявляется, а это оставляет широкие пределы для трактовки физических свойств продукта. Также зимой, даже в европейской части России, нередки суточные колебания температуры в пределах 20 градусов, даже в Москве воздух может охлаждаться до –30 градусов, что критично для стандартного зимнего дизельного топлива, не относящегося к арктическому классу.
Чтобы избежать проблем, многие дизелевладельцы начинают с октября использовать в дизельное топливо присадку, которая в простонародье называется антигелем, а по-научному – депрессорной присадкой.
С чем борется антигель?
Самая большая опасность, которая может подстерегать владельца автомобиля, залившего летнее топливо вместо зимнего, – замерзание топлива. Причем этот процесс происходит не так, как в воде: топливо превращается в кашу из кристаллов парафина, между которыми плавают более легкие компоненты. Легкие парафины попадают в конечный продукт во время дистилляции нефти. В теплый период они благополучно сгорают в двигателе, не доставляя хлопот, а вот зимой они кристаллизуются и начинают портить всем жизнь: забивают топливный фильтр и магистрали, оседают на элементах топливного оборудования и т.д. Хорошо, что лечится все это полным отогреванием автомобиля, но сделать это в сильные морозы непросто.
Чтобы этого не случилось, необходимо заливать зимнее дизтопливо. Оно подвергается специальному технологическому процессу депарафинизации и потому дороже. А если есть возможность заработать, всегда найдутся те, кто попытается это сделать.
Давайте посмотрим, как замерзает дизельное топливо.
При снижении температуры в бутылке, куда залито дизельное топливо, образовались хлопья парафина.
Парафин вместе с топливом попадает в фильтр и забивает его.
Дизельное топливо застыло в бутылке и полностью потеряло текучесть.
Что делает антигель?
Отмечено, что помутнение топлива начинается раньше, чем застывание. Для летнего дизтоплива температура помутнения –5 ºС, температура застывания – 10 ºС, для зимнего –25 и – 35 ºС соответственно. На помутневшем топливе двигатель вполне может работать, так как образовавшиеся кристаллы размером всего 1–2 мкм свободно проходят сквозь топливный фильтр с размером отверстий около 4 мкм. При этом в помутневшем топливе кристаллы парафина, несмотря на свою видимость, не срастаются в более крупные образования и не меняют свойств топлива. Застывание же топлива происходит при более низкой температуре.
Задача антигеля (депрессорной присадки) – не растворить парафин, а понизить температурный предел, при котором кристаллы парафина начнут слипаться. Именно поэтому нет никакого смысла заливать присадку в уже замерзшее топливо: все равно не поможет! Кристаллы парафина никуда не денутся и не распадутся. Применять средство необходимо на теплом топливе.
Таблица с результатами теста антигелей (депрессорных присадок), проведенного журналом «За рулем» (№ 01 за 2014 год).
Если мы посмотрим на результаты тестов антигелей, то увидим, что температура помутнения дизельного топлива после применения антигеля не изменилась, а вот температура застывания изменилась значительно. Это происходит потому, что антигель не дает микрочастицам парафина слипаться в большие сгустки, значительно расширяя температурный интервал между моментом помутнения дизельного топлива и моментом его застывания. Например, для антигеля Liqui Moly снижение температуры застывания достигает 23 градусов.
Диаграмма, демонстрирующая степень снижения температуры застывания летнего дизельного топлива после применения антигеля (депрессорной присадки). http://www.autodela.ru/main/top/review/antigel_test_obz_1
В некоторых статьях говорится, что молекулы депрессорной присадки обволакивают частички парафина. Слово «обволакивают» описывает процесс не совсем точно – он больше напоминает смачивание. Его можно представить следующим образом. Возьмите твердое тело, покройте его маслом и опустите в воду. Если оно пробудет в воде недолго, то, достав его, вы увидите, что оно водой не смочилось и осталось совершено сухим. Это произошло из-за того что, твердое тело было отделено от воды тонкой масляной пленкой. Так же и в смеси топлива с антигелем: когда на стадии помутнения начинают появляться первые кристаллы парафина, на их поверхность выпадают полярные молекулы депрессора, образуя слой, препятствующий их склеиванию и разрастанию до более крупных размеров.
Фотография кристаллов парафина, сделанная под микроскопом. На левой картинке кристаллы в чистом дизтопливе, на правой – в дизтопливе с добавлением депрессорной присадки.
Сам принцип действия депрессорной присадки и ограничивает ее применимость. Антигель ни при каких условиях не будет эффективен, если его добавить в замерзшее дизтопливо: ему там просто нечего защищать от слипания!
Не антигель, а растворитель?
Перед началом зимнего сезона на различных автофорумах традиционно завязываются дискуссии о том, как понизить температуру замерзания дизельного топлива. Обычно выдвигаются предложения добавить в него керосин, бензин, ацетон, толуол и т. д.
Следует прояснить и этот вопрос. Добавление этих веществ является ничем иным, как попыткой растворить парафины. Каждое из них справляется с этим с разной степенью успешности, но все они имеют один и тот же серьезный недостаток: упомянутые вещества в разы снижают смазывающие свойства дизельного топлива, что приводит в повышенному износу дизельного оборудования автомобиля.
Аргументацию о том, что этому умельцев учили в армии, автошколе, на буровой и т.д. и что «все было отлично», нужно воспринимать скептически по двум причинам. Во-первых, существенно изменилось топливное оборудование. Зазоры по некоторым системам уменьшились до 10 раз. Во-вторых, сильно изменилось само дизельное топливо. Сокращение содержания серы привело к снижению его базовых смазывающих свойств, поэтому введение внешнего растворителя только усугубляет ситуацию.
В процессе подготовке материала на одном из украинских сайтов нашлась рекомендация кандидата технических наук о безвредности добавления до 30% керосина в дизельное топливо и рассуждение о конструировании депарафинизирующей установки на основе сепаратора или стиральной машины. Такие альтернативные решения, возможно, связаны с тем, что зачастую на АЗС вообще может не оказаться зимнего дизтоплива, но даже в этом случае намного безопаснее, да и экономичнее использовать депрессорные присадки.
На практике отдельные представители рода человеческого умудряются убить топливное оборудование с одного бака, особо же аккуратным удается поиздеваться над двигателем целый месяц…
Депрессорная присадка повышает смазывающие свойства дизельного топлива, потому что состоит из высокомолекулярных соединений. Это подтверждают и результаты тестов, проведенных, например, журналом «За рулем».
Износ топливного насоса высокого давления из-за низких смазывающих свойств дизельного топлива.
Выбор антигеля
При выборе антигеля лучше руководствоваться тестами независимых изданий. На протяжении многих лет такие тесты проводили издания «АвтоДела», «АвтоРевю», «Авто Мир», «Авто Парад», «За рулем».
Для нашего анализа мы воспользуемся сводным тестом, в который вошли 13 продуктов. Тесты показали, что практически все протестированные составы снижают температуру застывания дизельного топлива более чем на 10 градусов, чего достаточно в межсезонье, но недостаточно при сильных зимних перепадах температуры. При этом нужно помнить, что депрессорные присадки лучше работают в смеси с летним дизельным топливом и намного слабее – при использовании их в зимнем. Это объясняется тем, что из зимнего дизтоплива уже вывели парафин на уровне технологического процесса либо добавили депрессорную присадку при производстве топлива.
Поэтому если в межсезонье достаточно практически любого антигеля, который продается в магазинах автозапчастей или АЗС, то зимой нужно выбирать средство с наибольшей эффективностью.
На протяжении нескольких последних лет лидером тестов антигелей (депрессорных присадок) становилась продукция компании Liqui Moly.
Liqui Moly Diesel Fliess-Fit не только показывает лидирующие значения по снижению температуры застывания (до –35 °С), но еще и улучшает смазывающие свойства дизельного топлива на 7,5% по результатам тестов.
Liqui Moly Diesel Fliess-Fit – антигель (депрессорная присадка), тест
ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТА
Антигель Liqui Moly Diesel Fliess-Fit предназначен для самых современных дизельных систем. Присадка разработана по высочайшим стандартам безопасности – в отношении как систем автомобиля, так и экологических норм. Она используется для поддержания топлива в жидком состоянии при низких температурах (до –31 °С). Флакон антигеля имеет воронку и удобен для использования в автомобилях с объемом бака до 50 л.
Liqui Moly Diesel Fliess-Fit – бесцветная маслянистая жидкость во флаконе емкостью 150 мл. Действует посредством обволакивания твердеющих на холоде частичек парафинов в дизельном топливе, не давая образовываться крупным сгусткам. Дизельный антигель поддерживает топливо в жидком состоянии, обеспечивая его подачу в двигатель и прохождение через фильтры в морозную погоду. Уменьшает температуру застывания дизельного топлива в мороз. Улучшает смазку топливной аппаратуры. Абсолютно безопасен для двигателя, так как не содержит химических растворителей. Удобен в применении. Состав соответствует немецкому промышленному стандарту EN 590.
Перед заправкой дизельного топлива в бак автомобиля необходимо добавить присадку из расчета один флакон 150 мл на 50 л топлива. Следом заливается дизтопливо, имеющее температуру выше 0 °С, в соответствующем количестве. Дизельный антигель не должен добавляться в застывшее топливо. Продукт загустевает при температуре ниже 0 °С, но полностью восстанавливает свои свойства после размораживания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Антигель (депрессорная присадка) Liqui Moly Diesel Fliess-Fit тестировалась на понижение температуры застывания летнего дизельного топлива. По результатам теста выяснилось, что применение препарата позволяет понизить температуру застывания солярки на 23 градуса и до –35 °С. Исследование смазывающих свойств дизельного топлива с добавлением антигеля показало улучшение смазывающих свойств топлива на 7,5 %.
РЕЗЮМЕ
Антигель (депрессорная присадка) Liqui Moly Diesel Fliess-Fit показала лучший результат в тесте. Полученная температура застывания топлива ниже, чем заявленная производителем.