08.10.2013

Маслянная "чума"

Зимой 2012-13 годов в Москве у 400 новеньких автомобилей вышел из строя двигатель. У все одна проблема – застыло масло. Мы вместе с экспертами разбираемся, что же послужило причиной данного ЧП.

Не пугайтесь, к чуме данное заболевание не имеет никакого отношения. Да и люди им уже давно не болеют. Зато им болеют двигатели автомобилей.

Как все начиналось.

Зимой пользователь пытается завести двигатель. Стартер прокручивается с большим натягом и после запуска двигателя лампочка предупреждения об отсутствии давления в масляной системе не гаснет еще секунд двадцать. После нескольких подобных пусков двигатель отказывается работать вовсе, и автомобиль уезжает в ремонт на эвакуаторе. Вскрытие показывает, что моторное мало черное и со щупа не капает. Оно похоже не на смазывающую жидкость, а на липкую черную грязь. После вскрытия двигателя наблюдается печальная картина. Забиты масляные каналы и налицо результаты работы двигателя на сухую в виде задиров подшипников скольжения коленвала вплоть до его заклинивания. Зависание клапанов и последствия подобных зависаний – разбитые поршни, изогнутые клапана, поломанные шатуны.

Идентификация болезни по маркам машин ничего не дает.  Спектр представленных марок, как и пробег, очень широкий. Связь проблемы с пробегом автомобиля также не удается провести. Под данными МАДИ-ХИМ: «марки автомобилей, столкнувшиеся с этой проблемой: Opel, BMW, Kia, Toyota, Chevrolet, Hyunday, Fiat, Skoda, Audi, Ford, Jaguar, Infiniti, Mitsubishi, Lexus, Subaru, Volkswagen, Honda, Сitroen, Renault, Nissan и др». Причем болезнью страдали машины как совсем молодые, только что из салона, так и автомобили с пробегами под 100 тыс. Причем все автомобили, по которым есть четкая статистика, находились на гарантийном обслуживании в дилерских центрах, поэтому разговоры о том, что водитель мог залить в двигатель что то не то отпадают сами собой. Классификация по маркам моторных масел также не привела к долгожданному ответу. Специалисты МАДИ-ХИМ приводят следующие сведения: «марки масел, не обеспечившие заявленный ресурс: Castrol, Shell, Mobil, Elf, SK oil, Totachi, GM, Toyota, Мазда, Nissan, Mercedes-Benz, Ford, Mitsubishi Motors, Honda и др».

Зато удалось установить некую корреляцию по пробегу автомобиля после ТО с заменой масла. Средний пробег «больных» автомобилей составил 5000-6000 км. Т.е. вместо заявленных 10-15 тыс. км масло полностью сработалось на пробегах в два раза меньших.

Моторное масло зараженное «масляной чумой» загустевает и превращается в что-то похожее на солидол температура застывания которого, в некоторых случаях выше 0 градусов.

Моторное масло зараженное «масляной чумой» загустевает и превращается в что-то похожее на солидол температура застывания которого, в некоторых случаях выше 0 градусов.

Масштаб беды

Масштаб заболевания таков, что зимой 2012-2013 года в Москве от подобной напасти пострадало 400 автомобилей, и это только данные дилерских центров. Машины, не находящиеся на гарантии, никто даже не считал. В пиковые дни в сервис центры только одного из крупных Московских дилеров привозили до 20 автомобилей с подобными поражениями.

Более подробный анализ показал, что это проблема не только Москвы. Подобное было и в Санкт-Петербурге зимой 2012-13 года и 2009 года, в Казане 2010 году, в Самаре 2004 году, в Нижнем Новгороде.

Во всех городах проблема выглядела одинаково: у клиента в автомобиле «горит лампа давления масла».

Проведенные химические анализы специалистами МАДИ ХИМ, а также производителем моторных масле корпорации SHELL, показали, что кинематическая вязкость при 100 оС упала почти в 1,5 раза, температура вспышки масел с 231 оС упала в некоторых случаях до 153 оС, щелочное число уменьшилось в среднем на 30%. Но самое выдающееся, что температура застывания масла, которая должна составлять -38 оС, поднялась аж до +1 оС и +2 оС!

И если данные первых измерений еще укладывались в общую картину старения масла, которое по каким то причинам произошло быстрее обычного, то столь значительно повышение температуры застывания было удивительно.

К процессу изучения того что могло привести к такому резкому старению масла подключились производители масел. Компания SHELL представила результаты своих исследований на круглом столе прошедшем в сентябре 2013 года в Москве. Выдержки из докладов спикеров этого отраслевого мероприятия мы используем в нашем материале.

Результаты ИК-спектроскопии «зараженного» масла, проведенные специалистами компании  SHELL показывают наличие в них большого содержания примесей нехарактерных для моторного масла

Результаты ИК-спектроскопии «зараженного» масла, проведенные специалистами компании  SHELL показывают наличие в них большого содержания примесей нехарактерных для моторного масла

Исследования свойств образцов моторных масел из двигателей Московских машин было проведено в исследовательском центре компании «Шелл», в Гамбурге. Анализ физико-химических свойств «зараженного» масла дал схожую картину с данными, полученными в МАДИ-ХИМ. Но кроме основных тестов было проведено исследование динамической вязкости и напряжения сдвига на миниротационном вискозиметре при температуре -30 оС, которое показало увеличение напряжения сдвига на порядок (в десять раз). Если в свежем моторном масле оно составляло менее 35 Па, то в отработке более 350 Па. Что однозначно показывало - такое масло прокачиваться по системе не будет, впрочем, в этом Московские автовладельцы убедились на своих двигателях. Также исследования показали, что масло застывает при медленном охлаждении, что характерно для процессов кристаллизации.

Проведенные исследования на газовом хроматографе при дистилляции моторных масле показали, что в них присутствуют следы примесей. Из проведенных исследований были сделаны следующие выводы: в отработаем «зараженном» масле обнаружено до 20% не относящихся к маслу компонентов парафиновой природы, которые, кристаллизуясь, приводят к запустеванию масла.

Исследования, проведенные в лаборатории SHELL в Гамбурге, однозначно показывают, что застыванием «зараженный» продукт обязан несвойственным для моторного масла парафинам

Исследования, проведенные в лаборатории SHELL в Гамбурге, однозначно показывают, что застыванием «зараженный» продукт обязан несвойственным для моторного масла парафинам

Давайте масло загрязним

Далее специалисты провели макетное загрязнение свежего моторного масла. Для эксперимента были выбраны три загрязнителя: печное топливо, масляный дистиллят и парафины.

Проведенные повторные физико-химические исследования однозначно показали, что поведение масла, загрязненного парафинами, хорошо совпадает с отработкой из Московских автомобилей.

А это уже последствия работы на солидоле вместо масла: полировка стенок цилиндра, черный блестящий нагар на днищах поршней, ступенчатая выработка стенок цилиндра.

А это уже последствия работы на солидоле вместо масла: полировка стенок цилиндра, черный блестящий нагар на днищах поршней, ступенчатая выработка стенок цилиндра.

Но откуда в масле парафины, когда все испорченные двигатели были бензиновые?

Появление в моторном масле нехарактерных парафинов - это самый главный вопрос проведенного исследования. Оценка влияния парафинов на свойства моторного масла показала, что введение всего 6% парафинов от массовой доли продукта полностью воспроизводит картину, полученную при исследовании отработанных масел. У него повышается динамическая вязкость. Масло застывает при температуре 3 оС. И при работе в двигателе такое масло выводит его из строя.

Дальнейшие исследования специалистов компании «Шелл» показали, что негативным последствиям загрязнения парафинами можно противостоять, если заменить масло с базы 0W40 на 0W30 производства корпорации SHELL.

Но вопрос, откуда в масле парафины все равно остается открытым.

 

Причина проблем – некачественное топливо

Исследования, проведенные специалистами SHELL, говорят, что причина их появления это некачественное топливо.

Данный вывод делается на основе того, что физико-химические исследования масла показали значительное снижение температуры вспышки образцов отработанного моторного масла (почти на 70 оС), а также присутствие в нем топлива, в количестве 5-6%.

В пользу топливной версии говорит и ареал распространения «эпидемии» зимы 2012-2013 года в Москве, который был локализован в южной половине Москвы и ближнего Подмосковья. Также данные по «вспышке заболевания» в Нижнем Новгороде, о котором говорили присутствующие на круглом столе автодилеры, были связаны с заправкой автомобилей на одной сети АЗС.

И именно эта версия был принята как основная на круглом столе.

Но, как обычно есть НО. Во время круглого стола был задан вопрос о том, почему подобный отказ масла работать в двигателе был обнаружен при низких температурах, на технических жидкостях первой заливки в автомобилях, которые сами-то ездили только с автовоза и на автовоз. Причем отказ двигателя носил не единичный характер.

Плохим качеством топливо это точно не объяснишь.

Причина проблем – масло

Другой точки зрения придерживаются эксперты журнала «За Рулем». В 2011-2012 году, когда в редакцию журнала стали приходить письма от автолюбителей о проблемах с моторным маслом, они описали проблему. Но как и многие другие не могли понять ее причину . Однако желание разобраться с причинами было очень большое, и эксперты редакции совместно со специализированной лабораторией стали испытывать работу моторного масла с различными загрязнителями.

«Что мы только не добавляли, - рассказывает Михаил Колодочкин, много лет занимающийся этой темой, - но добиться того, чтобы масло превратилось в мазут, такого не получалось». Как и во многих открытиях помог случай: в редакцию журнала написал читатель, который рассказал, о случае расслоения масла известного бренда в канистре. Причем на дне канистры остался осадок. Обратившись за разъяснениями в компанию производителя, редакция получила следующий ответ: «Настоящим сообщаю, что в моторных и трансмиссионных маслах допускается присутствие незначительного количества осадка. Он может быть вызван ассоциацией мелкодисперсных частиц катализатора, имеющих размер меньше, чем поры заводского фильтрующего элемента. Эти осадки ... могут иметь цвет вплоть до черного. Встречаются редко и, как правило, только в тех партиях масла, которые были изготовлены сразу после перезагрузки свежего катализатора в аппарате. На эксплуатационные характеристики товарного масла влияния не оказывают и, впоследствии, в процессе работы вновь переходят в мелкодисперсное состояние».

Разыскав указанный катализатор и добавив его в масло, редакция добилась нужного эффекта. Через 3000 км пробега масло превратилось в гудрон.

Получается, что нарушение технологии по очистке базового масла от катализатора приводит к тому, что процесс полимеризации продолжается в работающем двигателе.

А представьте теперь, что масло наливается не из канистры, где его расслоение можно заметить, а на сервисе из бочки. Причем насос забирает масло со дна бочки. Так что особенно повезет тем, кто первый попробует свежее масло из бочки, месяц постаявшей на складе.

Может быть, в этом причина проблем гарантийных автомобилей?

Вот что отвечает компании Лукойл на вопрос о появлении в их масле осадка:

«Осадки и любые механические примеси в масле не допускаются. Такое масло считается некондиционным, не паспортизуется и не поступает в продажу. Чистота масла обеспечивается технологией производства и системой контроля качества. Сообщите, пожалуйста, где, когда и у кого Вы приобрели данную канистру. Соответствует ли вид купленной канистры с представленной на нашем сайте? Были ли защитные элементы канистры целыми при покупке? Вышлите фото канистры и этикеток (передней и задней) на канистре».

Добавление порошка катализатора применяемого при производстве базы моторного масла привело к тому, что масло за 30-40 моточасов превратилось в солидол

Добавление порошка катализатора, используемого при производстве базы моторного масла. в двигатель привело к тому, что масло за 30-40 моточасов превратилось в солидол

РЕКОМЕНДАЦИИ

Таким образом, мы получили два мнения о происхождении «эпидемии отказов». Но в России все привыкли, что спасение утопающих дело рук самих утопающих, поэтому приводим несколько профилактических советов, как обезопасить свое родное авто от «Маслянной чумы»

1) Никакого осадка

В случае если во время замены моторного масла вы обнаружили в канистре осадок, ни в коем случае не заливайте его в автомобиль.

2) Проверяйте уровень масла

Введите за правило хотя бы раз в неделю проверять уровень моторного масла. Если оно резко пойдет на убыль, это первый симптом того, что  что-то не в порядке.

3) Смотрите за состоянием масла по пробке

Открутив пробку маслозаливной горловины, можно заметить первые признаки отложения масла. При их возникновении срочно отправляйтесь в сервис.

4) Промывайте масляную систему при замене масла

Постепенно все отошли от практики промывки двигателя во время замены моторного масла на ТО. Но возникновение опасностей «масляной чумы» заставляет нас вспомнить об этом, тем более, что современные средства для промывки масляных систем еще и улучшают состояние двигателя.

5) Доливайте более жидкое масло

Исследования «Шелл» показали, что в экстренных случаях можно временно купировать болезнь можно сменой базы моторного масла. Это значит, что в случае замеченного уменьшения уровня масла доливать его стоит маслом не той же вязкости, а мене вязким маслом.


Статьи по теме