ОСАГО: страховщики хотят навязать стране «гаражный» сервис
В ходе прямой линии с Президентом, некий Максим Ханжин сделал Владимиру Владимировичу предложение, от которого, будет нельзя отказаться, если страховое лобби доведет его исполнения в виде изменений закона об ОСАГО.
Суть предложения заключается в том, чтобы заменить денежные выплаты по ОСАГО «натурой» - ремонтом в специальной сети автосервисов, подконтрольной Центробанку. Напомним, что ЦБ является регулятором работы системы страхования гражданской ответственности автомобилистов.
Владимир Владимирович в прямом эфире поддержал это предложение.
«Возможно, стоит поручить Центробанку проработать переход на натуральную форму возмещения, — предложил Максим Ханжин. — Возмещение в виде ремонта от страховых компаний снизит мошенничество, создаст места рабочие, повысит собираемость налогов».
Владимир Владимирович на это ответил, что недавно уже обсуждал этот вопрос с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной.
«Ваше предложение, наверное, хорошее и правильное, — сказал Владимир Путин. — Но просто ЦБ такого вида работами не занимается. Но мы подумаем, как можно вмонтировать вашу идею в то, что входит в компетенцию ЦБ».
Хочется думать, что Президент РФ просто не до конца разобрался в сделанном ему в прямом эфире предложении, потому что иначе кулуарно нам готовят мошенническую аферу, масштабы которой поражают воображение. И эту аферу мы будем снова оплачивать из собственного кармана. Однако если к введению очередных разнообразных «откупных» платежей типа «Платона» мы скоро, видимо, привыкнем, то в данной ситуации извращается собственно суть ОСАГО.
Почему? Начнем по порядку.
Во-первых, сейчас у владельца пострадавшего автомобиля есть выбор - получить возмещение деньгами, либо потребовать от страховой компании, чтобы та отремонтировала его машину. Хоть это и работает с целым набором претензий с обеих сторон, однако, работает.
В то же время страховщики постоянно рассказывают нам о том, какие убытки они несут по ОСАГО, несмотря на то, что стоимость полиса растёт как на дрожжах. Как утверждают страховщики, в случае возмещения «натурой» их убыток чуть ли не в два раза меньше, чем при выплате наличными. К тому же, говорят они, идет расцвет мошенничества с подставными авариями и требованиями выплат через суд. То есть, они снова терпят убытки, а значит, в какой-то момент они не смогут исполнить обязательства перед гражданами и те пострадают. Но главное, владельцы пострадавших авто берут деньги и не ремонтируют автомобиль, или ремонтируют его не надлежащим образом, и небезопасные машины наводняют дороги нашей страны. Кажется, что страховщики просто заботятся исключительно о нас, простых автомобилистах, и о самой идее ОСАГО.
Однако напомним, что веры страховщикам особо нет. Например, РСА (Российский союз автостраховщиков) обещал ввести общую базу данных по водителям еще десять лет назад. Заработала эта база данных по КБМ только недавно и ее работа вызывает много претензий. Самая главная претензия, это когда по каким-то причинам водителю обнулили КБМ (коэффициент бонус-малус), исправить ситуацию очень тяжело. РСА отсылает к страховщику, а страховщик к РСА. Арбитр Центробанк при этом не спешит на помощь в этой ситуации, отправляя разбираться к РСА и страховщику. В итоге, например, у автора статьи восстановление справедливости из-за ошибочно посчитанного полиса, в котором страхователем являлся другой человек, заняло полгода интенсивной переписки, составления жалоб и хождения по инстанциям.
Эти проблемы покажутся «цветочками» по сравнению с тем, что предложил господин Ханжин. Вот что нам предлагается.
Во-первых, страховщики создают некоторую структуру, где пострадавший автомобилист принудительно и безальтернативно должен будет ремонтировать свой автомобиль. Подконтрольна эта структура будет фактически тем же страховщикам, поэтому качество работ и их стоимость никто контролировать не сможет.
Во-вторых, само создание подобной структуры – это огромные деньги. Собрать в одном сервисе просто набор специнструмента, необходимых стендов и обучить, а также сертифицировать персонал для работы с автомобилями всех марок, представленными в РФ – не просто сложная задача, а практически невыполнимая. Скорость создания подобных сервисов будет очень низкой, поэтому пострадавших автовладельцев в лучшем случае ждут гигантские очереди на ремонт.
В-третьих, сейчас владелец пострадавшего автомобиля может выбирать, какие запчасти ему ставить – оригинальные или нет, новые или взять что-то подешевле с разборок автомобилей. И это, кстати, помимо учета износа пострадавших деталей, серьезный вопрос расчета размера убытка. Для минимизации расходов новая структура будет пользоваться теми запчастями, которые дешевле. И очень сомнительно, что это будут всегда новые оригинальные запчасти, чья цена обычно существенно выше неоригинальных. А значит, разговоры о том, что страховщики заботятся о нашей безопасности и качестве ремонта, это просто разговоры.
Но больше всех пострадают владельцы гарантийных автомобилей: после такого ремонта они просто потеряют право гарантии.
Итак, что мы имеем в сухом остатке?
Господин Ханжин, который является президентом Ассоциации по защите прав автострахователей, предлагает поражающую своей беспардонностью схему по созданию монополиста, который на деле окажется сетью «гаражных» сервисов. При этом структура худшим вариантом монополии - непрозрачной, создающей широчайшее поле для мошенничества и различных нарушений и злоупотреблений. Поэтому ни о каких гарантиях безопасности речи не идёт - это просто желание передела сложившегося рынка за наш счёт.
Создание такого монстра дискредитирует саму идею гражданской ответственности. Поэтому хочется верить, что инициатива господина с говорящей фамилией останется просто незамеченной, а Владимир Владимирович просто не до конца разобрался в вопросе.
Текст Натальи Парамоновой