Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов
Расход топлива грузовых автомобилей Mercedes-Benz большой грузоподъемности неуклонно снижается. Например, новый Actros расходует на основных автомагистралях и шоссе на 3% меньше дизельного топлива чем его предшественник, который уже был чрезвычайно экономным. На загородных дорогах экономия топлива может достигать 5%. Один из основных секретов такой экономии – оптимизация круиз-контроля, управления трансмиссией и двигателем с помощью еще более усовершенствованной системы предусмотрительного управления силовой линией -- Predictive Powertrain Control (PPC). О том, как работает эта «умная» система, и как ей пользоваться, расскажет профессор, доктор наук Уве Бааке, директор по развитию продукта грузового подразделения Mercedes-Benz.
Для чего нужна PPC Mercedes-Benz?
Общее назначение РРС заключается в экономии грузовиком как можно больше топлива и в максимальной поддержке водителя. Система автоматически учитывает топографию, направление дорог и дорожные знаки. Это позволяет избежать ненужных торможений, ускорений и переключений передач, таким образом, топливо используется оптимальным образом. РРС зачастую управляет грузовиком более экономично чем профессиональный водитель, даже если последний отлично знает маршрут и особенности автомобиля.
Сколько топлива может сэкономить PPC Mercedes-Benz?
Система умного круиз-контроля и управления трансмиссией в среднем экономит до 5% топлива по сравнению с автомобилями без PPC. В последний раз система была в очередной раз улучшена, когда вышел новый Actros. Она обзавелась двумя явными преимуществами: во-первых, РРС обеспечивает экономию топлива даже на проселочных дорогах и загородных маршрутах до 5%. Во-вторых, была дополнительно улучшена работа системы на шоссе и основных автомагистралях. Использование одной лишь новой РРС может обеспечить дополнительное снижение расхода топлива на 1,5% по сравнению с предыдущей версией.
Откуда PPC Mercedes-Benz берет информацию?
Система «знает» более 95% всех европейских проселочных дорог и магистралей. Она связывает текущие GPS-сведения о точном местоположении грузовика с сохраненными 3D-картами, таким образом, рассчитывая своего рода «электронный горизонт», под который затем автоматически подстраивается стиль управления грузовиком. РРС рассчитывает направление и топографию дороги, чтобы заблаговременно распланировать переключения передач и упреждающе скорректировать скорость посредством круиз-контроля. В то же время система постоянно использует информацию системы контроля дистанции Proximity Control Assist, дабы при экономичном управлении силовой линией учитывать «поведение» автомобилей впереди.
Как PPC Mercedes-Benz работает на шоссе и основных автомагистралях?
Посредством ряда «умных» приемов PPC снижает расход топлива на шоссе и основных автомагистралях, например, система постоянно оптимизирует режим автоматической трансмиссии EcoRoll, чтобы наилучшим способом использовать кинетическую энергию автомобиля. Если грузовик может вскоре достигнуть установленной круиз-контролем скорости просто накатом, система обходится без использования ускорения. Система «умного» круиз-контроля и управления трансмиссией использует силу инерции также при движении под гору, автоматически корректируя скорость. Система увеличивает установленную круиз-контролем скорость (верхний гистерезис) максимум на 40 сек, чтобы дать грузовику воспользоваться инерцией на последующем подъеме в гору. Перед отрезком дороги под гору PPC выбирает передачу, которая обеспечит оптимальное использование непрерывного тормоза, тем самым снижая нагрузку на рабочий тормоз, что в особенности актуально для тяжелых грузовиков при движении под гору. Перед отрезком пути в гору система автоматически принимает решение о понижении передачи. В конце подъема мощность вновь корректируется, т.к. РРС умеет заранее, до достижения вершины холма определять, достаточна ли скорость грузовика для переезда через вершины. Если достаточна, система разрешает временное снижение скорости ниже установленной круиз-контролем.
Как PPC и Proximity Control Assist работают вместе?
Благодаря новому, упреждающему управлению расстоянием, РРС оптимизирует работу автомобиля при активизированном автономном круиз-контроле. Система видит автомобиль впереди и учитывает его при расчете будущих фаз езды накатом. Это означает, что РРС может оптимально запланировать переключения передач и изменение скорости для наилучшего использования инерции автомобиля. Например, система обеспечивает грузовику возможность заблаговременно сбросить скорость, если впереди идущий автомобиль вынуждает его замедлиться.
Как PPC Mercedes-Benz работает на загородных дорогах?
«Умные» механизмы работы PPC на шоссе и автомагистралях теперь, с момента выхода нового Actros, могут применяться и на загородных дорогах. Система не только учитывает уклоны, вершины холмов и спуски, но и следит за радиусами поворотов, ограничениями скорости и правилами движения на перекрестках. До сих пор ездить по проселочным дорогам с круиз-контролем не рекомендовалось, потому что было слишком много различных дорожных ситуаций, требовавших вмешательства водителя. Теперь же, благодаря новым усовершенствованиям РРС, водители могут использовать круиз-контроль и на этих дорогах – несомненное улучшение комфорта вождения, снижающее как стресс, так и расход топлива – до 5%. Благодаря высокоточным картам, РРС «знает» ждущие впереди ограничения скорости и такие особенности маршрута, как повороты, кольцевые развязки и перекрестки, а также учитывает указатели остановки и знаки «Уступи дорогу». Даже если водитель еще сам не видит их, система переводит автомобиль в режим движения накатом, чтобы сэкономить максимум энергии, или упредительно корректирует скорость и выбор передачи так, чтобы снизить расход топлива до минимально возможного.
Как видит работу РРС Mercedes-Benz водитель?
На новых Actros и Arocs РРС активируется автоматически, как только водитель с помощью кнопок с левой стороны руля активирует круиз-контроль или адаптивный круиз-контроль, и грузовик достигает скорости 15 км/ч. На основном дисплее появляется белый символ РРС. Если система активно контролирует силовую линию, цвет символа меняется на зеленый. Помимо этого, графические средства предупреждают о таких событиях впереди, как повороты, кольцевые развязки, перекрестки, а также ограничения скорости.
Как управлять PPC Mercedes-Benz?
PPC включается автоматически, когда водитель с помощью кнопок с левой стороны руля активирует круиз-контроль или адаптивный круиз-контроль. После этого водитель может использовать меню «Системы» (Systems), чтобы настроить верхний допуск по скорости для езды накатом в диапазоне от 2 до 15 км/ч в зависимости от выбранной программы. Нижний допуск по скорости для езды накатом варьируется от -1 до -10 км/ч. Водитель также может в меню «Настройки круиз-контроля» (Cruise control settings) установить скорость, при которой РРС должна начать корректировку скорости для поворота. Здесь также можно настроить езду накатом при приближении к таким элементам маршрута, как указатели остановки и знаки «Уступи дорогу». Для РРС также важны настройки системы Proximity Control Assist: при запуске двигателя среднее базовое расстояние задается автоматически. Водитель может затем в 5 этапов установить то расстояние, которое ему необходимо, но при этом должен всегда соблюдать минимальную требуемую по закону дистанцию до впереди идущего автомобиля.
Как водителю отключить PPC Mercedes-Benz?
РРС включается автоматически, как только активируется круиз-контроль и устанавливается необходимый видимый горизонт; подтверждение водителя не требуется. Если водитель не согласен с выбранной РРС скоростью, он может в любое время отменить ее, например, с помощью ускорения или использования педали тормоза. У него также есть возможность полностью отключить РРС в меню «Настройки РРС» (PPC settings) на вспомогательном дисплее мультимедийной панели управления.
Для каких грузовых автомобилей доступна PPC Mercedes-Benz?
РРС доступна для большинства конфигураций новых Actros и Arocs. Последними автомобилями, дополненными программой РРС, стали грузовики большой грузоподъемности до 120 т, полноприводные автомобили и автомобили с системой Hydraulic Auxiliary Drive (HAD) или турборетардерсцеплением.