Дополнительные противотуманные фары, тест
Противотуманные фары, как следует из названия, призваны обеспечить видимость в тумане и во время осадков, когда свет фар ближнего света отражается в глаза водителя и слепит его. Но, помимо этой функции, фары противотуманного света, за счет ширины луча помогают даже в условиях хорошей видимости лучше освещать обочину дороги, что особенно актуально на проселковых неосвещаемых дорогах с пешеходной обочиной. Но штатные противотуманные фары предусмотрены не на всех моделях автомобилей, поэтому люди задумываются об установке дополнительных фар. В нынешнем тесте мы стремились проверить фары небольшого размера, которые можно установить даже на компактный автомобиль.
К противотуманным фарам предъявляются достаточно четкие требования. ГОСТ Р 41.19-99 (Правила ЕЭК ООН N 19) сообщает, что цвет фар противотуманного света должен быть белым или желтым, ГОСТ Р 41.48-2004 говорит, что расположены они должны быть не ниже, чем в 25 см от поверхности дороги и не дальше, чем в 40 см от края кузова, располагаясь при этом ниже фар ближнего света.
Также ГОСТом предусмотрено, что верхняя граница света и тени у фары противотуманного света должна быть четкой и горизонтальной в плоскости перпендикулярной глазу водителя. Устанавливать фары необходимо так, чтобы вдоль направления взгляда водителя светотеневая граница распространялась также горизонтально. Тогда мы добиваемся самого главного — отсутствия отражения света от тумана. На практике, конечно, даже горизонтальная ориентация граничной плоскости не убирает отсветы полностью. Но снижает их настолько, что у наиболее «правильных» фар создается ощущение отсутствия тумана вообще. Еще один плюс такой установки — максимальная дальность освещения без ослепления встречных водителей. Освещение вправо — влево от центральной оси предполагается симметричным, с максимумом яркости в зоне, примыкающей к светотеневой границе. То есть, идеальная противотуманка должна выдавать световой пучок в виде прямоугольника, причем его верхняя граница должна быть максимально четкой, а боковые и нижние — на усмотрение производителя.
Мы не стали проверять светораспределение на вертикальной поверхности, поскольку с пользовательской точки зрения это все равно бы ничего не дало, а сразу приступили к исследованиям на практике. Высота установки фар у нас была 40 см, ориентировали мы их так, чтобы максимум освещения (центральная ось светового пучка) была направлена строго вперед, а сам световой пучок уходил как можно дальше, но при этом передняя граница освещенной области располагалась на расстоянии не дальше 1,5 метров от кронштейна с фарой.
Для имитации тумана мы взяли рамку с натянутой на ней в два слоя сетью из лески с ячейками 12 мм и установили ее в 1,5 метрах от фары.
Естественно, при тестировании использовалась одна и та же лампа, благо во всех фарах используется лампа Н3.
Замеряли уровень освещенности дорожного полотна на расстоянии 5 и 10 метров от фары перед ней и на соседней слева «полосе», а также уровень освещенности в месте, где находятся глаза водителя — владельца противотуманной фары. Серии замеров проводились в двух режимах: с сетью и без нее.
Сравнение результатов серий замеров с сетью и без нее показывали, насколько сильно отраженный свет слепит водителя, сколько теряется света при наличии тумана и степень падения освещенности дорожного полотна. Результаты замеров можно увидеть в таблице, сравнить световые пятна — на фото в описаниях, а выводы даны по каждой фаре в ее описании и, сводные, — в конце статьи.
При изучении результатов замеров необходимо учитывать, что уровень освещенности в месте, где находятся глаза водителя без сети нужен только для сравнения уровней освещенности с сетью и без сети. Начальная паразитная засветка в реальных условиях скроется кузовом автомобиля. Если, конечно, вы не будете устанавливать фару выше капота (что, кстати, запрещено).
Благодарим за помощь в подготовке теста и предоставление образцов компании:
Продукция компании Wesem - http://www.raido.biz; продукция компании PIAA - http://www.autocomp.ru.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ «Противотуманка» DLAA LA900 - миниатюрная фара овальной формы, размерами (ВхШхГ) 52х73х66 мм. Конструкция кронштейна позволяет установить фару в любом удобном месте: он свободно вращается на 180 градусов. Фара герметична: стекло вклеено на герметик, между съемной задней крышкой и корпусом — резиновая прокладка, место выхода проводов из крышки защищено резиновым уплотнителем. Вентиляции нет. Замена лампы в «противотуманке» неудобна: надо откручивать четыре шурупа, крепящие заднюю крышку, а перед этим при любом варианте крепления корпус фары придется снимать с кронштейна, затем фару заново регулировать. Лампа крепится с помощью болтика, держащего одновременно минусовой провод. Шанс, что болтик свалится в корпус фары (если повезет) или на землю (если везение закончилось) довольно большой, особенно когда меняешь лампу в мороз на улице, так что используйте сильно намагниченную отвертку. Минусовой провод заканчивается круглой клеммой. Решение спорное — у ламп обычно клемма плоская, да и собрать разъем проще на плоских клеммах. В комплект входят две фары и прилагаются 4 шурупа — самореза, но в кронштейне есть отверстие под болт М6 и даже предусмотрены выступы, фиксирующие его головку. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Как видно из замеров, фара DLAA LA900 светит не очень ярко, основная яркость направлена влево. Если установить фару так, чтобы максимум освещенности был перед фарой, то она как бы «смотрит» сильно вправо. Это говорит о том, что светораспределение фары зависит от ее установки. Мы просто поставили фару «вверх ногами». Но это простительно, потому что маркировки, где верх, где низ на фаре нет. Когда мы это увидели, решили оставить как есть, чтобы производителю увидел, к чему приводит отсутствие информации и озаботился этой проблемой. А если поставить противотуманную фару правильно, то она будет освещать свою полосу и попутную обочину (хорошо будет видно пешеходов), а на левую полосу отдавать совсем немного света, что тоже неплохо — снижается риск ослепления встречных водителей. Световое пятно не длинное, порядка 12 метров, но довольно широкое — охватывает две полосы и обе обочины. С установленной сеткой («в тумане») засветка в глаза водителя от «противотуманки» DLAA LA900 небольшая, яркость увеличивается всего на 0,5 люкс, а падение освещенности дороги составляет менее 10%. DLAA LA900 - дополнительная фара противотуманного света, тест
Световое пятно, создаваемое «противотуманками» DLAA LA900.
Зона освещения противотуманных фар DLAA LA900 в режиме имитации тумана.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ «Противотуманка» Mega Lighting LA444 - небольшая фара прямоугольной формы, размерами (ВхШхГ) 54х126х73 мм. При установке кронштейн можно поставить сверху или снизу, от горизонтального положения площадка отклоняется назад на 40 градусов, вперед — на 30. Фара Mega Lighting LA444 не герметична: стекло вклеено на герметик, место выхода проводов и крепления лампы закрыто резиновой крышкой, но в нижней части оптического элемента есть вентиляционная щель, через которую внутрь фары точно попадет вода при погружении в лужу. Тем не менее, осадки вреда фаре не окажут. Замена лампы в «противотуманке» не удобна. Даже если за фарой оставить 5 — 10 см свободного пространства, чтобы можно было снять резиновую крышку, все равно придется откручивать болтик, крепящий лампу и минусовой провод, а отвертки такой длины не сильно распространены. Если за фарой достаточно свободного места (это может быть при «врезке» ее в бампер), придется залезать под машину. Но, пожалуй, проще будет все-таки снять фару с кронштейна, а потом заново ее отрегулировать. Лампа крепится с помощью болтика, держащего одновременно минусовой провод. Шанс, что болтик свалится в корпус фары (если повезет) или на землю (если везение закончилось) довольно большой, особенно когда меняешь лампу в мороз на улице, так что используйте сильно намагниченную отвертку. На минусовом проводе клеммы нет, так что ее надо будет приобрести отдельно. В комплект входят две фары и прилагаются 4 шурупа — самореза, но в кронштейне есть отверстие под болт М6 с квадратным фиксатором. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Как видно из таблице замеров, яркость у фары Mega Lighting LA444 средняя, максимум освещения ориентирован по центру, при этом хорошо видны соседние полосы. Световое пятно средней длины, порядка 20 метров, ширины хватает на освещение двух полос и обеих обочин, но обочины освещены не очень хорошо. С установленной сеткой («в тумане») засветка в глаза водителя практически отсутствует, яркость увеличивается всего на 0,1 люкс, а падение освещенности дороги составляет менее 7%. Mega Lighting LA444 - дополнительная фара противотуманного света, тест
Световое пятно, создаваемое «противотуманками» Mega Lighting LA444.
Зона освещения противотуманных фар Mega Lighting LA444 в режиме имитации тумана.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ «Противотуманка» PIAA 50XT – фара прямоугольной формы, размерами (ВхШхГ) 90х160х65 мм. Кронштейн закреплен стационарно, но саму фару можно установить кронштейном сверху или снизу: оптический элемент можно поворачивать на 180 градусов. Конструкция кронштейна позволяет регулировать поворот фары вправо — влево и наклон вверх — вниз. Крепление к корпусу автомобиля осуществляется болтом М8, под который будет необходимо сверлить отверстие. Фара PIAA 50XT герметична: стекло вклеено в отражатель на герметик, между отражателем и корпусом — прокладка, место выхода проводов закрыто резиновым уплотнителем. Вроде бы в конструкции есть слабое место — для вентиляции в нижней части оптического элемента сделаны два отверстия, а в прокладке между оптическим элементом и корпусом — небольшая щель. Так что при погружении в лужу вода вроде бы может проникнуть внутрь фары. На самом деле, этого не происходит: параметры щели подобраны таким образом, что фара остается внутри сухой. Замена лампы в «противотуманке» удобна. Надо открутить два шурупа, расположенные по бокам фары и вытянуть оптический элемент из корпуса. Лампа фиксируется пружинными зажимами. После замены лампы регулировка фары не требуется — положение корпуса не меняется. Наружу выходят плюсовой и минусовой провода, соединение провода лампы — внутри корпуса, так что резиновый уплотнитель в месте выхода проводов будет служить долго. Провода заканчиваются плоскими клеммами, штатно «упакованными» в пластиковый разъем. PIAA 50XT поставляется с полным установочным комплектом. Это верное решение, поскольку интеграция в штатную проводку тут противопоказана — фары комплектуются лампами с потреблением 85 Вт, которые по светоотдаче соответствуют (по словам производителя) 130-ваттным лампам. Установочный комплект включает в себя две фары, защитные крышки на них, соединительные провода, реле, предохранитель, выключатель, соединители, стяжки. То есть докупать ничего не придется. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА «Противотуманка» PIAA 50XT - единственная из всех протитуманных фар у нас в тесте с четкими светотеневыми границами. Благодаря этому она, при правильной установке, не слепит встречных водителей, но хорошо заметна издалека. Как видно из замеров, фара очень яркая, даже страшно представить, что будет при установке штатной лампы, максимум света сконцентрирован по центру, при этом хорошо освещаются соседние полосы. Световое пятно PIAA 50XT средней длины, порядка 20 м, отлично освещена левая полоса, обе обочины и есть еще запас по ширине. Единственная фара, которая «убирает» сетку в освещенной зоне почти полностью. Ориентировать ее надо чуть направо, тогда результат будет еще лучше. С установленной сеткой («в тумане») засветка в глаза водителя небольшая, яркость увеличивается всего на 0,5 люкс. Падение освещенности в тумане составляет порядка 10%. PIAA 50XT - дополнительная фара противотуманного света, тест
Световое пятно, создаваемое «противотуманками» PIAA 50XT.
Зона освещения противотуманных фар PIAA 50XT в режиме имитации тумана.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ «Противотуманка» Sirius NS-177 - небольшая противотуманная фара прямоугольной формы, размерами (ВхШхГ) 50х165х68 мм. Кронштейн закреплен стационарно, но саму фару можно установить кронштейном сверху или снизу: оптический элемент можно поворачивать на 180 градусов. Конструкция кронштейна позволяет регулировать поворот фары вправо — влево и наклон вверх — вниз. Крепление к корпусу автомобиля осуществляется болтом М8, под который будет необходимо сверлить отверстие. Фара Sirius NS-177 не герметична: стекло вклеено в отражатель на герметик, место выхода проводов из корпуса закрыто резиновым уплотнителем, но вода при заезде в лужу протечет внутрь корпуса, а оттуда может попасть внутрь оптического элемента через вентиляционную щель или отверстие под лампу. Тем не менее, осадки вреда фаре не окажут. Замена лампы в «противотуманке» почти удобна: оптический элемент крепится к корпусу с помощью двух накладок. Чтобы их отсоединить, достаточно открутить два шурупа, расположенные на передней стороне фары. А вот фиксация лампы осуществляется с помощью болтика, держащего одновременно минусовой провод. Шанс, что болтик свалится внутрь оптического элемента (если повезет) или на землю (если везение закончилось) довольно большой, особенно когда меняешь лампу в мороз на улице, так что используйте сильно намагниченную отвертку. Минусовой провод заканчивается круглой клеммой. Решение спорное — у ламп обычно клемма плоская, да и собрать разъем проще на плоских клеммах. В комплект входят две фары с защитными крышками. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Как видно из замеров, яркость у фары Sirius NS-177 очень высокая на пятиметровой отметке, но резко снижающаяся с увеличением расстояния. Максимум освещенности ориентирован по центру. Световое пятно короткое, длина с натяжкой достигает 11 м, а ширины хватает лишь на освещение своей полосы, левая полоса и попутная обочина освещены еле-еле, а встречная обочина вообще скрыта в тени. С установленной сеткой Sirius NS-177 («в тумане») засветка в глаза водителя небольшая, яркость увеличивается всего на 0,47 люкс, а падение освещенности дороги не превышает 8%. Sirius NS-177 - дополнительная фара противотуманного света, тест
Световое пятно, создаваемое «противотуманками» Sirius NS-177.
Зона освещения противотуманных фар Sirius NS-177 в режиме имитации тумана.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ «Противотуманка» Wesem HM3.26406 - небольшая фара прямоугольной формы, размерами (ВхШхГ) 48х121х63 мм. Конструкция кронштейна позволяет установить фару в любом удобном месте: он свободно вращается на 180 градусов. Также в комплекте есть два уголка, что расширяет варианты установки фары на автомобиль. Фара герметична: стекло вклеено в корпус на герметик, место выхода проводов из корпуса закрыто резиновым уплотнителем, а задняя крышка, через которую меняется лампа прилегает к корпусу Wesem HM3.26406 через резиновый уплотнитель. Для вентиляции предусмотрен сапун с мембраной, который выпускает влагу наружу, но препятствует попаданию внутрь. Погружение в воду, не говоря уж об осадках, этой фаре не страшны. Замена лампы не удобна: для доступа к ней надо снять заднюю крышку, доступ к которой при установленной фаре затруднен. Придется снимать фару целиком с кронштейна, а после замены лампы регулировать угол наклона. Лампа в Wesem HM3.26406 фиксируется зажимом, что удобно. Соединения расположены внутри корпуса. Выходящие наружу провода заканчиваются плоскими клеммами, «упакованными» в разъем. Фара продается поштучно, в комплекте фара, кронштейн, два уголка, 2 крепежных шурупа, 2 болта для крепления кронштейна к корпусу и два винта для крепления уголков к корпусу. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Как видно из замеров, яркость у фары Wesem HM3.26406 во всех точках, кроме пятиметровой на своей полосе, имеет минимальные значения в тесте. Но при этом видимость дороги без тумана очень большая. Разработчики добились распределения светового потока на большую площадь. В результате небольшая яркость вблизи автомобиля не ослепляет глаз, и дорога видна метров на 30 метров точно — дальше, чем у всех остальных участников нашего теста. Основная яркость Wesem HM3.26406 ориентирована по центру, соседние полосы четко видны. Световое пятно очень длинное не менее 30 метров четко видной дороги. Ширина тоже не подкачала: соседние полосы освещены на расстояние не менее 20 метров, встречная обочина четко различима. С установленной сеткой («в тумане») засветка в глаза водителя маленькая, яркость увеличивается всего на 0,2 люкс. В ярко освещенной зоне сетка пропадает не так качественно, как у лидера теста по этому показателю, но тем не менее ее видимость сильно снижается по сравнению с результатами остальных участников теста. В тумане освещенность своей полосы падает примерно на 3%, а соседней — возрастает (!) на 3 — 4,5%. Wesem HM3.26406 - дополнительная фара противотуманного света, тест
Световое пятно, создаваемое «противотуманками» Wesem HM3.26406.
Зона освещения противотуманных фар Wesem HM3.26406 в режиме имитации тумана.
ВЫВОДЫ
Однозначным победителем теста стала фара PIAA 50XT — в освещенной зоне сетка практически пропала. Причем "вживую" этот эффект выглядит еще более впечатляющим, чем на фото. При этом и размеры светового пятна позволяют комфортно передвигаться в тумане.
А с распределением остальных мест возникла проблема. Скажем, фара DLAA LA900 по качеству «разгона» тумана явно на втором месте, зато освещенная зона имеет небольшую дальность и максимум света располагается прямо перед бампером. «Противотуманка» Wesem HM3.26406 самая комфортная при условии хорошей видимости, но не очень качественно «убирает» туман перед водителем. Sirius NS-177 светит недалеко и узко, освещая только полосу движения, чего явно недостаточно. Mega Lighting LA444 явный "середнячок" как по размерам освещенной площади, так и по качеству борьбы с туманом.
Так что если вам нужна качественная противотуманка и собираетесь вы ее использовать именно в условиях плохой видимости, выбирайте "противотуманку" PIAA 50XT (из дорогих) или DLAA LA900 (из бюджетных), но во втором случае будьте готовы к передвижению с пониженной скоростью, иначе можете не успеть среагировать на неожиданно возникшее препятствие или идущего по краю проезжей части человека.
Если противотуманная фара нужна в основном в качестве помощи ближнему свету, для освещения обочины и повышения яркости освещенности дороги, а прямое назначение — лишь редко используемый «бонус», берите из дорогих модкль PIAA 50XT (яркое освещение в ближней зоне) или, что значительно дешевле, модель Wesem HM3.26406 (наибольшая ширина и дальность освещения, но яркость не слишком высокая).
А вот Sirius NS-177 и Mega Lighting LA444 мы к установке на автомобиль не рекомендуем.
Сравнительная фотография зоны освещения противотуманных фар.
Сравнительная фотография световых пятен, создаваемых «противотуманками» в режиме имитации тумана.
Модель фары противотуманного света |
Результаты замеров освещенности, lx, на расстоянии от фары |
|||||||||
Без Сетки |
С сеткой |
|||||||||
водитель |
Своя полоса |
Левая полоса |
водитель |
Своя полоса |
Левая полоса |
|||||
5 м |
10 м |
5 м |
10 м |
5 м |
10 м |
5 м |
10 м |
|||
DLAA LA900 |
5,0 |
112 |
32,3 |
128 |
56 |
5,5 |
103 |
31 |
120 |
55 |
Mega Lighting LA444 |
6,3 |
320 |
90 |
90 |
56 |
6,4 |
298 |
86 |
86 |
54 |
PIAA 50XT |
5,1 |
560 |
168 |
178 |
25,4 |
5,6 |
664 |
153 |
166 |
28,3 |
Sirius NS-177 |
4,98 |
750 |
85 |
9,27 |
8,4 |
5,45 |
725 |
76 |
8,3 |
10,1 |
Wesem HM3.26406 |
6,0 |
117 |
19,8 |
108 |
16,7 |
6,2 |
113,8 |
19,5 |
111,8 |
17,5 |
Автор: Алексей Чуприков.