Можно ли использовать зимние шины летом?
То что летние шины нельзя использовать в зимний период начинающий водитель убеждается очень быстро. Для этого достаточно попробовать проехать на них после небольшого снегопада. Неуправляемое движение автомобиля занос и невозможность сразу остановиться убедит в этом кого угодно. А вот в том, что на зимней резине передвигаться летом также не безопасно, скептиком убедить сложнее. Мы попробуем это сделать наглядно при помощи тестов.
С наступлением потепления и началом сезона смены резины цоканье шипов от потока постепенно сменяется мягким качением по асфальту. Но даже летом периодический гул, характерный для шипованных шин, доносится от соседних автомобилей. Все потому что у ряда водителей сложилось твердое мнение: летом уместно ездить и на зимней резине, особенно если она уже потеряла изрядную часть шипов.
Профессионалы знают, что это неправильно, а главное небезопасно. Специально, чтобы продемонстрировать недопустимость использования зимних шин летом (причем любых), издания и эксперты проводят наглядные тесты, сравнивая поведение зимних и летних шин в теплое время года.
К сезону 2014 года финский исследовательский центр Test World сравнил поведения двух нешипованных покрышек для зимних условий: Continental ContiWinterContact TS850 – для мягкой, европейской зимы и Michelin X-ice Xi3 – скандинавской покрышки. Эксперты специально выбрали «асфальтовые» модели, ведь некоторые водители считают, что «липучка» подходит для летней езды. На самом же деле любая зимняя шина априори неприменима для лета. Почему?
Ключевое отличие летних и зимних шин – в материалах. А если быть точным – в резиновых смесях. Для зимних шин производители используют более мягкие сорта каучука и резины. Для летних – более твердых. Именно потому в холодную погоду летние шины твердеют и теряют сцепные свойства. Обратный процесс происходит с зимней резиной летом. Из без того мягкие шины становятся еще мягче. И не важно – с шипами они или без. Излишняя мягкость наделяет автомобиль вялыми реакциями и на руль, и на тормозную педаль. В итоге машина неуклюже выполняется команды, что в экстренных обстоятельствах решает все. И цифры, полученные в Test World наглядно демонстрируют это.
Торможение на мокрой поверхности (Тормозной путь с 80 до 5 км/ч, м)
Летние Continental ContiPremiumContact 5: 29.5
Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 34.5
Нешипованные Michelin X-ice Xi3: 43.7
Торможение на сухой поверхности (Тормозной путь со 100 до 5 км/ч, м)
Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.8
Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 44.7
Нешипованные Michelin X-ice Xi3: 47.8
Управляемость на мокрой поверхности (Время круга, с)
Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.3
Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 38.5
Нешипованные Michelin X-ice Xi3: 42.7
Устойчивость к аквапланированию (Скорость потери сцепления, км/ч)
Летние Continental ContiPremiumContact 5: 79.4
Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 80.8
Нешипованные Michelin X-ice Xi3: 69.5
Ездовые качества на мокрой поверхности (Оценка, баллы)
Летние Continental ContiPremiumContact 5: 10
Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 7
Нешипованные Michelin X-ice Xi3: 4
Ездовые качества на сухой поверхности (Оценка, баллы)
Летние Continental ContiPremiumContact 5: 10
Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 7
Нешипованные Michelin X-ice Xi3: 6
Как известно, с помощью цифр можно доказать все, что угодно. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что использование зимней резины летом недопустимо. Достаточно взглянуть лишь на цифры результатов тестов, и станет все ясно. Зимние шины – зимой, летние – летом.
Текст: Роман Харитонов