18.05.2014 Audi стремится к совершенству
Прототип Audi R18 e-tron quattro потребляет меньше топлива, чем любой из его предшественников. Превосходные результаты времени круга и экономичности обусловлены не только эффективностью двигателя и привода, но и в значительной степени аэродинамикой кузова. На втором этапе Чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA (WEC) на трассе Спа-Франкоршам (Spa-Francorchamps) дебютировал Audi R18 e-tron quattro с кузовом новой версии. Коэффициент аэродинамического сопротивления этой модели уменьшен, она специально подготовлена для скоростной трассы Ле-Мана.
Разработка аэродинамической концепции автомобиля тесно связана с его базовой конструкцией. Специалисты по аэродинамике Audi Sport были привлечены к разработке гоночного прототипа текущего сезона уже летом 2012 года. «Обычно мы начинаем работу с создания общей схемы компоновки, – рассказывает глава отдела аэродинамики Audi Sport Ян Моншо (Jan Monchaux). – Концепция двигателя, колесная база и схематические рисунки модели формируют основные данные. Затем мы делаем первые наброски аэродинамической формы и на следующем этапе анализируем потенциал этой схемы методами вычислительной гидродинамики». Вычисления позволяют просчитать динамику потоков воздуха с помощью модельных уравнений. На начальном этапе разработки эти методы позволяют обойтись без тестов в аэродинамической трубе. «После шаг за шагом мы продолжаем развивать удачные элементы первых набросков и устранять недостатки», – добавляет Ян Моншо.
Разработчики неизменно преследуют одну цель: «Для достижения определяемых правилами показателей экономичности необходимо найти идеальный баланс между коэффициентом аэродинамического сопротивления и прижимной силой, – рассказывает доктор Мартин Мюльмайер (Dr. Martin Muhlmeier), глава отдела технологий Audi Sport. – Используя различные средства моделирования, мы еще до первых тестов пытаемся определить, будет ли автомобиль обеспечивать достаточную для достижения желаемой скорости в поворотах прижимную силу. В то же время необходимо не допустить чрезмерного увеличения аэродинамического сопротивления, поскольку автомобиль должен оставаться быстрым на прямых участках трассы. Еще одной задачей, поставленной перед нами новым регламентом, стала разработка аэродинамики, которая была бы оптимальна для соответствия установленным правилами требованиям по расходу топлива».
Трасса в Ле-Мане с ее необычной конфигурацией – это всегда особый вызов. Легендарный трек на западе Франции, с его длинными прямыми и множеством скоростных поворотов, позволяет достигать предельных значений скорости. В прошлом году заводской пилот Audi Андре Лоттерер (Andre Lotterer) в ходе лучшего круга в гонке (3 мин 22,746 сек) показал среднюю скорость 242 км/ч.
Учитывая особенности трассы, специалисты Audi разработали два варианта кузова: один из них характеризуется минимальным аэродинамическим сопротивлением и создан специально для гонки «24 часа Ле-Мана», другой предназначен для остальных семи этапов чемпионата, на которых требуется более высокая прижимная сила. Даже при беглом взгляде хорошо заметны различия между автомобилями в двух версиях кузова, представленных в гонке «6 часов Спа». «Конструкция практически всех элементов кузова была оптимизирована», – объясняет Ян Моншо. В передней части изменениям подверглась геометрия крыльев, получивших отверстия во внутренней части вместо аналогичных отверстий вверху. Отличия в форме задней части также хорошо заметны. Кузов объединен с задним антикрылом, что позволяет полностью реализовать разрешенную длину прототипа 4650 мм. Версия с увеличенной прижимной силой, напротив, имеет более короткий кузов. Также различается расположение выхлопных труб. В версии для Ле-Мана они размещены непосредственно в панели кузова над диффузором, а не по сторонам центрального «плавника», как у прототипов под номерами 1 и 2, предназначенных для других этапов WEC.
«Задача по минимизации коэффициента аэродинамического сопротивления дополнительно усложнилась с введением в 2014 году новых правил по экономичности», – говорит Моншо. В ходе моделирования инженеры Audi рассчитывают предельные параметры аэродинамического сопротивления, с тем чтобы добиться соответствия требованиям по расходу топлива. Вместе с этим необходимо придерживаться определенных характеристик прижимной силы для достижения достаточной скорости в поворотах. «В прошлом у команды было больше пространства для маневра, но теперь нам необходимо максимально точно рассчитать все параметры», – отмечает Ян Моншо.
На этапе в Спа, прошедшем 3 мая, обе версии автомобиля впервые вместе вышли на старт гонки. Данные, полученные в ходе выступления созданного для Ле-Мана Audi R18 e-tron quattro под номером 3, которым управляли португалец Филипе Альбукерке (Filipe Albuquerque) и итальянец Марко Бонаноми (Marco Bonanomi), подтвердили предположения специалистов Audi Sport. Таким образом, Audi готовится к запланированному на июнь 24-часовому марафону в Ле-Мане, имея в своем распоряжении автомобиль с улучшенной аэродинамикой.