11.02.2019 Правильная балансировка колес
Процедура минимизации неуравновешенного вращения автомобильных колес называется балансировкой. К примеру, в момент движения транспортного средства возникает центробежная сила. Она является причиной характерных биений колеса, если последнее не сбалансировано до приемлемых показателей.
Процесс балансировки необходим для обеспечения правильной работы подвески, уменьшения тормозного пути, защиты шин и несущих узлов от повреждений, улучшения управляемости и для безопасного передвижения.
Виды балансировки колес
Существует несколько основных видов балансировки:
- динамическая;
- финишная;
- статическая;
- и автоматическая.
Статический дисбаланс. Основная проблема заключается в биении машинных колес. Ось инерции находится параллельно оси вращения. При этом, общая масса колеса неправильно распределяется по длине. Образуется тяжелое место, которое бьет по дорожному покрытию в момент движения. Чем выше скорость езды, тем сильнее статический дисбаланс.
Динамическая. Происходит пересечение осей вращения и инерции под определенным углом. При этом, идет смещение массы по направлению оси вращения. Другими словами, вес распределяется не по длине, а по ширине колеса. Проблема динамического дисбаланса характерна для машин с широкими покрышками.
Финишная. Если необходима практически идеальная балансировка, то реализуется финишная процедура. При помощи подъемника автомобиль подвешивают на балансировочном стенде, раскручивают колесо до 90 км/ч. Высокоточное компьютерное оборудование для автосервиса, анализирует характер вращения и выявляет место, в котором требуется установка грузика. Его вес не может превышать 15 грамм. Для других типов балансировки вес грузиков может достигать 60 грамм.
Автоматическая. Для настройки вращения колес грузовых машин, автобусов и спецтехники на СТО используют автоматическую балансировку. Метод заключается в засыпании внутрь покрышки гранулированного или адгезионного материла (бисер или песок). В процессе вращения, эти гранулы прилипают к конкретным местам внутренней стенки шины.
Каким оборудованием диагностируют дисбаланс колес?
Преимущественно в каждом шиномонтаже предпочитают пользоваться стендовым методом диагностики. Он предполагает обязательное снятие колеса, с последующим выявлением неуравновешенности. Каждое оборудование выбирается по следующим технологическим параметрам:
- предельно допустимый вес колеса;
- измерительная погрешность;
- габариты дисков (ширина и диаметр);
- количество рабочих режимов;
- мощность и частота вращения вала.
Среди зарекомендовавших брендов на российском рынке можно встретить бренд WiederKraft – это качественное оборудование для автосервиса. Особенным спросом пользуются полуавтоматические стенды и балансировочные аппараты.
Основные параметры качественной сборки
Существуют определенные критерии, которые позволяют выявить степень качества выполненной балансировки. Одним из них является - целостность всех элементов колеса. Важно, в процессе диагностики и устранения дисбаланса, не повредить покрышку, диск, отверстия для фиксации и другие части колеса.
Хорошие мастера обязательно удаляют старые грузики, для точного выявления зон неуравновешенности. Вместо них устанавливаются другие грузики. Работа считается качественно выполненной, когда, после балансировки, колесо заново фиксируют на станке, и его новая проверка показывает предельно допустимую погрешность в 5 грамм. Превышение этого значения означает то, что балансировка выполнена некачественно (биение колеса продолжится).
При диагностических работах многое зависит от правильности установки резины на валу оборудования. Надежная фиксация колеса обеспечивает высокий уровень безопасности для окружающих. Последующая установка сбалансированной покрышки на автомобиль, также, должна выполняться качественно.
Технология балансировки. Процесс
С помощью домкрата, поднимается машина и откручивается бьющееся колесо. Затем, его, в собранном виде, очищают от грязи, фиксируют на балансировочном оборудовании и центруют с помощью специального конуса. При плавно ускоряемом раскручивании, стенд демонстрирует места, в которые требуется установка грузика.
Выбор типа грузика во многом зависит от модификации диска. Для штампованных моделей применяют набивные грузики. Чаще всего, они деланы из свинца или цинка. Их весовой диапазон находится в пределах от 5 до 60 грамм.
Для литых (легко сплавных) дисков используют грузики с клейкой основой (липучки). Их фиксируют с внутренней стороны диска.
После исправление имеющегося дисбаланса, рекомендуется повторно установить колесо на станок и произвести заключительный процесс диагностики. Если предельные погрешности не нарушены, колесо устанавливается обратно на автомобиль.
Балансировка своими руками
Многие владельцы своими руками, в гаражных условиях, осуществляют ремонт дисбаланса колеса. Для этого они подготавливают домкрат, манометр, ключи и закупают специальный набор грузиков.
Они поднимают автомобиль на домкрате до тех пор, пока колесо не будет свободно вращаться. Далее, с покрышки удаляется вся грязь и, застрявшие в проекторе, мелкие камушки. Манометром проверяют давление в шинах. Оно должно соответствовать установленным требованиям.
Затем, колесо плавно раскручивают. Выполняется это против часовой стрелки. Когда оно останавливается, делают отметку (маркером, ручкой, карандашом или мелом) в самом верху, посередине. После этого, колесо новь раскручивают, только теперь по часовой стрелке. В момент полной остановки делается еще одна отметка в верхней части. Нарисованные обозначения говорят нам о том, что в этой зоне колеса самое легкое место.
Далее, клеят балансиры по краям покрышки, весом 30 грамм. Чтобы выяснить нижнюю точку балансировки, колесо снова раскручивают. В результате остановки вращения грузики должны оказаться внизу. Если этого не произошло, необходимо подобрать балансиры по тяжелее и снова произвести данную процедуру. Очень важно, чтобы колесо прекращало крутиться в разных точках. В таком случае, можно считать, что дисбаланс в колесах приведен в предельно допустимую норму.
Четких требований к времени проведения балансировки нет. Сложно об этом найти информацию в нормативных документах. Поэтому, стоит ориентироваться на мнение опытных и умелых мастеров СТО. Они рекомендуют производить балансировочные работы в следующих случаях:
- при замене шин на новые или б\у;
- ориентировочно, после 5 тысяч километров пробега;
- после сильного пробоя подвески машины;
- после попадания в глубокую яму;
- при любом ремонте колес.
Если есть вибрация и биения в руль, при скорости от 60 км/ч, значить нужно выполнить балансировку.