24.09.2021 Трансмиссионные масла: особенности и правила выбора

Трансмиссионные масла: особенности и правила выбора

Трансмиссионные масла защищают элементы трансмиссии от преждевременного износа и механических повреждений. Смазочные материалы используются в агрегатах легковых и грузовых транспортных средств. Многие водители сталкиваются с трудностями при выборе трансмиссионного масла, поэтому в данной статье мы расскажем, на какие параметры и особенности нужно обращать внимание.

Виды масел и их особенности

Чтобы определить, какое трансмиссионное масло лучше, нужно разобраться с его разновидностями. Существует несколько типов смазочных материалов:

  • синтетические;

  • полусинтетические;

  • минеральные.

Замена трансмиссии – дорогой и трудоемкий процесс. Чтобы защитить этот узел, подойдите ответственно к выбору трансмиссионных ГСМ. Рассмотрим особенности каждого представленного типа.

Синтетические

Трансмиссионное масло синтетика популярно из-за пакетов присадок, используемых при его изготовлении. Такие ГСМ способны защитить детали при низких температурах. Несмотря на более высокую стоимость им отдают предпочтение многие автовладельцы. Преимущества синтетического трансмиссионного масла раскрываются в высоконагруженных коробках передач. Высокие нагрузки способствуют износу масляной пленки, в такой ситуации хорошо «срабатывают» противозадирные присадки, присутствующие в этих продуктах.

У синтетики есть несколько достоинств:

  • надёжная смазка деталей даже при высоких оборотах;

  • наличие добавок, которые приостанавливают распространение ржавчины или её появление на деталях;

  • долговечность, позволяющая увеличить интервалы замены;

  • увеличение рабочего температурного диапазона.

В структуре таких смазочных материалов находятся стабилизаторы вязкости, а также качественные ингибиторы. В качестве примера можно привести трансмиссионные синтетические масла 75W-90, многие из которых подходят не только для легковых автомобилей, но и для грузовиков, строительной техники.

Полусинтетические

Трансмиссионное масло полусинтетика можно назвать «золотой серединой» между минеральными и синтетическими смазочными материалами. Такая смазывающая жидкость объединяет в себе лучшие характеристики обоих продуктов, в том числе низкую вязкость при отрицательных температурах. Полусинтетические трансмиссионные материалы обладают такими преимуществами:

  • хорошими моющими свойствами;

  • комплексом диспергирующих, противопенных и противозадирных добавок;

  • большим сроком эксплуатации.

Такие ГСМ обеспечивают бесперебойную работу трансмиссии при низких температурах. С их помощью можно уменьшить расход топлива в холодные времена года. Пакеты присадок обеспечат всем узлам стабильную работу при повышенных нагрузках и температурах. Примечательно, что чаще всего на основе полусинтетической базы изготавливаются смазки для легковых автомобилей. Приведем в пример трансмиссию Renault JH/JR, в которой полусинтетика защищает даже внутренние шарниры угловых скоростей.

Минеральные

Как и другие ГСМ, минеральная смазка может использоваться в коробках передач, двигателях внутреннего сгорания, других механизмах. Одно из главных преимуществ такой смазывающей жидкости заключается в ее экологичности. Смазка практически не содержит вредных веществ. Она производится из нефтепродуктов, при переработке которых применяются качественные очистительные системы. При использовании трансмиссионного минерального масла в атмосферу практически не выделяются вредные химические соединения.

Поскольку это не единственное достоинство минеральных смазочных материалов, перечислим их остальные особенности:

  1. Приемлемые ценники. При производстве не используются дорогие присадки, поэтому минеральная продукция наиболее доступна.

  2. Универсальность. Вещества, входящие в состав материала, стабилизируют его при температурных скачках. Присадки препятствуют появлению шлаков. Поэтому автомобиль, в котором используется минеральная смазка, работает корректно даже в сильные морозы.

  3. Доступность. Возвращаясь к этому преимуществу, отметим, что минеральные смазочные материалы продаются в любых автомобильных магазинах.

У таких масел есть два недостатка. Первый обусловлен низкими эксплуатационными характеристиками, второй – токсичностью нефтепродуктов, из которых изготавливаются ГСМ этого вида.

Правила выбора

При выборе трансмиссионного масла нужно учесть два аспекта:

  • сдельные нагрузки, оказываемые на узлы автомобиля;

  • скорость, с которой происходит относительное скольжение.

С учетом этих параметров подбираются составы с определенным набором и количеством присадок. В некоторых веществах, например, противозадирных добавках, содержатся соединения, способные навредить металлу. В то же время, при тщательно подобранной концентрации в составе они защищают коробку передач и другие детали от износа.

Не будет лишним узнать еще несколько фактов:

  1. Минеральные, синтетические и полусинтетические жидкости используются в разных целях. В большинстве случаев они не взаимозаменяемы.

  2. Продукция выбирается по классификациям SAE и API. Также существует классификация ATF, предназначенная для автоматических коробок передач.

  3. Существуют гипоидные составы, которые используются для работы узлов в условиях больших нагрузок. Такой материал применяется в грузовых автомобилях.

Технические характеристики и классификации

Трансмиссионные масла для МКПП и АКПП классифицируются по показателю SAE, разработанному обществом автомобильных инженеров Соединенных Штатов Америки. Эта классификация является общепринятой во всем мире, составы делятся на летние и зимние. Разделение смазок по категориям происходит на основании соотношения между их вязкостью и температурой. При этом вязкость не является постоянной величиной – она может изменяться в зависимости от рабочей температуры.

При выборе масла нужно учитывать его вязкостно-температурные свойства:

  • диапазон температур, в котором может эксплуатироваться транспортное средство;

  • рекомендации производителя автомобиля, в которых говорится о характеристиках технических жидкостей;

  • техническое состояние авто – в зависимости от него требования к свойствам смазочного материала и масляной пленки могут изменяться.

По классификации SAE зимние смазки обозначаются буквой W. Как для летних, так и для зимних составов определяется минимальный показатель кинематической вязкости при температуре 100 градусов по Цельсию. Также классификация определяет характеристику «High Temperature High Shear Rate». Этот параметр обозначает устойчивость масляной пленки к деформациям, которые могут возникать при росте температур.

Нужно отметить, что существуют и всесезонные составы, при маркировке которых классы указываются через дефис. Так, например, ROLF JP SAE 10W-30 является всесезонной, поскольку эта смазка по высокотемпературным характеристикам соответствует летнему классу, а по низкотемпературным – зимнему. Следует учитывать, что чем выше индекс, тем гуще состав. Так, например, SAE 40 является более густым, если сравнивать его с SAE 20. Примечательно, что SAE – не единственный критерий, согласно которому классифицируют смазки. Существует еще один метод их условного разделения, помимо ранее упомянутого деления по составу.

Классификация API

Чтобы понять, какое трансмиссионное масло заливать в автомобиль, можно воспользоваться маркировками, созданными Американским институтом нефти. При делении жидкостей на классы учитывается их назначение:

  1. GL-1 – содержат минимальное количество добавок. Смазывающие жидкости рекомендуется использовать в коробках передач без синхронизаторов, обладающих малой скоростью вращения.

  2. GL-2 – отличаются антифрикционными свойствами, поэтому используются при средних нагрузках, например, в сельскохозяйственной технике.

  3. GL-3 – защищают коробку передач от износа. Наиболее эффективны в многоступенчатых КПП, а также трансмиссиях грузовых автомобилей.

  4. GL-4 – универсальные смазки, содержащие большое количество добавок. Часто применяются в легковых автомобилях.

  5. GL-5 – из-за высокого содержания присадок применяются в экстремальных условиях.

  6. GL-6 – экологичные смазывающие жидкости, которые имеют увеличенный ресурс из-за добавок в составе.

Примечательно, что группа GL-6 практически не применяется. В классификацию API была дополнительно введена категория MT-1. После её введения требования к термической стабильности и отложениям, появляющимся в процессе нагревания масляных составов, были ужесточены.

Классификация API не применяется для жидкостей, использующихся в автоматических коробках передач. К таким материалам предъявляется ряд дополнительных требований, поэтому для них была разработана классификация ATF. Она предусматривает, что все смазки подчиняются двум сертификациям: для КПП от General Motors и КПП от Ford. Соответствующие спецификации наносятся на емкости, в которых поставляется материал. В страны Европы поставляются вещества, сертифицируемые General Motors.

Покупая синтетические трансмиссионные масла или другие виды смазочных материалов, рекомендуем обратить внимание на описанные выше классификации. Они будут полезными каждому автовладельцу, выбирающему смазывающий состав для автомобиля.

Как часто нужно менять трансмиссионное масло

Чтобы ответить на вопрос о том, насколько часто нужно менять смазывающую жидкость, рассмотрим пользу такой процедуры. Прежде всего, замена смазывающего состава нужна из-за присадок, которые теряют свойства в процессе эксплуатации автомобиля. В таком случае материал не может защитить детали трансмиссии, а это чревато серьезными поломками. Кроме того, выработанная смазка может вспениться, спровоцировав повреждение основной передачи. Последствием такой неисправности станет появление громкого гула и последующее разрушение шестерен коробки передач.

При эксплуатации отработанного материала коробку передач может заклинить. Такая поломка чаще всего наблюдается на авто с передним или полным приводом. Машины с задним приводом и МКПП подвержены описанной проблеме в меньшей степени, поскольку детали коробки передач не нагреваются до экстремальных температур. Замена смазывающей жидкости в таких автомобилях может проводиться совместно с заменой смазки в редукторе.

Обычно автовладельцы проводят замену трансмиссионного масла в нескольких случаях:

  1. Преодолен определенный пробег. В зависимости от производителя и условий эксплуатации автомобиля пробег, через который стоит заменить смазочный материал, может изменяться. Для некоторых моделей замена требуется уже после 30-40 тысяч километров пробега, а некоторым такая процедура нужна после 50-60 тыс. км. Мы рекомендуем опираться на регламент техобслуживания, представленный производителем автомобиля.

  2. Появление характерных признаков. Если смазка почернела и появился запах гари – ее следует заменить. Для уверенности в необходимости замены смазывающей жидкости можете проверить её уровень специальным щупом.

  3. Подозрительные звуки в коробке передач. Во время эксплуатации автомобиля в КПП могут попадать посторонние частицы, в том числе отрываемый от деталей металл. Они способствуют износу коробки передач. Если во время переключения скоростей появились стуки, скрежет или другие звуки, нужно заменить смазку.

Коробки передач большинства транспортных средств отличаются надёжностью. Несмотря на это их эксплуатация с использованием отработанной смазывающей жидкости приводит к серьезным поломкам.

Рейтинг лучших производителей

Среди водителей востребована продукция многих брендов. Тем не менее, среди автовладельцев популярны смазки нескольких торговых марок. Все представленные товары были выбраны с учетом их востребованности, а также оценок и мнения автовладельцев.

ZIG GFT 75W-90

Синтетическое трансмиссионное масло 75W-90 от компании ZIG. Предназначено для МКПП, а также мостов строительной техники, грузовых и легковых автомобилей. В нем содержатся противозадирные добавки, предназначенные для работы трансмиссии в условиях высоких нагрузок. Антикоррозийные и низкотемпературные свойства состава обусловлены добавлением присадок и ингибиторов. Смазочный материал производится с использованием синтетической базы и полиальфаолефинов.

Elf «TransElf NFJ» 75W-80

Среди преимуществ этого смазочного вещества выделяется низкотемпературная текучесть и отсутствие изменений вязкости при отрицательных температурах. Состав защищает шестерни коробки передач от задиров, износа и коррозии. При использовании этой смазки переключение передач становится четким, посторонние шумы исчезают. Это делает смазывающую жидкость от Elf востребованной у многих автовладельцев.

Mobil ATF LT 71141

Это полусинтетическая смазка, которая предназначена для работы автоматических коробок передач от Peugeot и Citroen. Её достоинства обусловлены сбалансированным составом с присадками, направленными на износостойкость. Компоненты, которые используются в этом составе, были одобрены несколькими стандартами качества. Трансмиссионное масло для АКПП от Mobil долговечно, поэтому автовладельцы могут экономить на обращениях в СТО.

HYUNDAI ATF SP-IV

Формула от известного автопроизводителя имеет несколько преимуществ:

  • сохранение эксплуатационных свойств при сильных перепадах температур;

  • совместимость практически с любыми автоматическими коробками передач;

  • эффективная фильтрация в любых системах, обусловленная хорошей текучестью материала.

Характеристики трансмиссионного масла от HYUNDAI позволяют защитить шестерни АКПП от износа. При этом смазка не вспенивается даже после длительного использования.

Ford Motorcraft Mercon LV

Этот состав предназначен для АКПП, устанавливаемых на автомобили марки Ford, Mercury и Lincoln. ГСМ изготавливается из базы премиум-класса, имеющей высокий индекс вязкости. Из преимуществ этого трансмиссионного масла стоит выделить антикоррозийные свойства, а также сопротивление окислению, противоизносную защиту. Вещество может применяться в гидроусилителях руля автомобилей Ford, выпущенных после 2012 года.

Mopar ATF+4

Эта смазка разрабатывалась для применения в АКПП Plymonth, Jeep, Dodge, а также Chrysler. Состав характеризуется хорошей текучестью при высоких эксплуатационных температурах. По этой причине он не теряет своих качеств при температурных скачках. Стабильность вязкости, устойчивость к окислению и защита деталей от коррозии делает продукцию Mopar востребованной. Вещество защищает АКПП от износа, обеспечивает ей долговечную работу.

LUKOIL TM-4 75W-90

Продукция от российской компании «Лукойл» вошла в список лучших трансмиссионных масел из-за достойного сопротивления износу. Смазка обеспечивает надёжную эксплуатацию всех узлов трансмиссии. Она защищает детали от ржавчины и механических повреждений. В автомобилях, в которых используется такой состав, наблюдается плавное переключение скоростей даже зимой. Полусинтетика от «Лукойл» - не самый выгодный, но надёжный вариант.

Gazpromneft GL-4 75W-90

Еще один состав 75W-90, произведенный российской компанией. Он предназначен для механических коробок передач разной техники, начиная с легковых автомобилей и заканчивая моделями для горной добычи. Состав востребован из-за того, что обеспечивает надёжную работу МКПП на протяжении всего интервала до очередной замены. Вязкость материала не изменяется даже при отрицательных температурах. Отзывы об трансмиссионном масле хорошие, что тоже является его преимуществом.

Nissan NS-2 CVT Fluid

Синтетика от Nissan, предназначенная для заправки легковых автомобилей. Она обладает стабильным уровнем вязкости, невосприимчивостью к образованию пены и антикоррозийными свойствами. Единственный недостаток смазки заключается в цене, которая превышает расценки «конкурентов». Во всех остальных направлениях жидкость от Nissan можно назвать условным «лидером».

Подведение итогов

Мы рассмотрели лучшее трансмиссионное масло от ведущих производителей. Также в статье были перечислены критерии, по которым можно выбрать смазочный материал. Поскольку от него зависит качество работы трансмиссии вашей машины, предлагаем обратить внимание на наши советы. Они помогут сделать выбор и избежать серьезных поломок.



Комментарии

comment_form