12.01.2011 Превышение скорости: "уловки" ГИБДД
Превышение установленной скорости движения – это одно из наиболее распространенных нарушений ПДД, наряду с такими, как: неправильный обгон, управление в нетрезвом состоянии, оставление места ДТП и др. А соответственно - это одна из часто встречающихся претензий по стороны инспекторов ГИБДД к водителям.
К сожалению, сегодня не редки случаи фальсификаций со стороны ГАИ якобы имевших место нарушениях. Именно это и обуславливает необходимость грамотной правовой позиции, которую водитель должен отстаивать буквально с момента остановки.
Прежде всего, стоит знать, что превышение скорости больше чем на 60 км/час влечет за собой штраф от 2 до 2,5 тысяч руб. или лишение водительского удостоверения на срок 4-6 месяцев. Естественно, скорость нельзя измерять «на глаз». Для этого сотрудники ГИБДД используют особую аппаратуру. Однако чтобы показания этих приборов были легитимными и могли использоваться в суде в качестве доказательств, они должны соответствовать определенным требованиям – иметь соответствующие сертификаты и пройти метрологическую проверку. Часто встречается ситуация, когда приборы ГИБДД не имеют вообще никаких документов или данный тип измерительной техники не допущен к использованию в России. Показания таких приборов не могут быть использованы в качестве доказательств, и если на водителя составляется административный Протокол, то в своем объяснении водитель может указать и это обстоятельство. Как и на то, что на просьбу показать документы на прибор, сотрудник ГИБДД отказался и проверить законность такого прибора – не удалось. После этого нужно заявить ходатайство о закрытии дела, мотивируя тем, что доказательств, собранных по закону в деле нет. В большинстве случаев, изъять доказательства суд не сможет, поскольку в протоколе о правонарушении редко указывается серийный номер используемого прибора.
Еще одна ситуация: на участке с ограничением скорости 60 км/час, водителю предъявляют обвинение о превышении скорости на основании показаний прибора – 80 км/час. А между тем, каждый измерительный прибор имеет определенную погрешность измерений. И если эта погрешность неизвестна, то использовать «такие» показания не возможно. Если такая ситуация имела место, об этом также стоит указать в Протоколе правонарушения.
Также стоит учитывать еще один момент. Большинство приборов, используемых сотрудниками ГАИ, демонстрируют только «голые» цифры, и не имеют доказательств о принадлежности к тому или иному транспортному средству. Такие показания не могут использоваться в качестве доказательств обвинения водителя в суде.