27.09.2013 Международный дизельный конкурс 1934 года
В начале 30-х годов в СССР появились планы развития собственного автомобилестроения. Для этого среди продукции наиболее известных фирм отбирали те типы автомобилей, которые можно было бы на первых порах закупать, а затем, возможно, и производить на своих заводах. В связи с чем проводились многочисленные конкурсы, испытательные пробеги и другие мероприятия. Одним из них стал Международный дизельный конкурс 1934 года. В то время в СССР дизельные двигатели еще не выпускались. Опытные образцы дизелей проектировались в конструкторском бюро Наркомата (Министерства) внутренних дел. В их разработке принимали участие арестованные якобы за участие в заговорах против советского правительства инженеры. Ими и был сконструирован шестицилиндровый 90-сильный дизель, получивший странное название «Коджу» («Коджу» - сокращение от «Коба Джугашвили» - соответственно партийная кличка и фамилия Сталина). Для сравнения качества моторов к участию в конкурсе были приглашены известные иностранные фирмы, такие как Bussing, Krosley, MAN, Saurer и ряд других. Участвовал в конкурсе и дизель, построенный в Лилле на заводе Lilloise de Moteurs – дочернем предприятии PEUGEOT, изготавливавшем двухтактные двигатели с непосредственным впрыском топлива.
Моторы Lilloise 85LC3 (74 л.с. при 1500 об/мин) были установлены на двух пятитонных автомобилях ярославского завода. Они шли в колонне под номерами 45 и 46. Фирму «Лиллуаз» представлял инженер Жан Марешаль, а автомобилями с дизелями этой марки управляли водители Брезинский, Злотник, Домановский и Френкель.
К моменту окончания пробега обе машины не имели ни одного штрафного очка. Любопытно, что без неполадок до финиша дошли только семь дизелей. Хотя маршрут пробега был не экстремальным, но и простым его тоже не назовешь. От Москвы до Тбилиси и обратно, а это ни много ни мало 4 698 километров по шоссейным и грунтовым дорогам. Причем значительная часть пути – 41% - приходилась именно на дороги грунтовые. Кроме пробега в программу дизельного конкурса входили испытания на моторных стендах. Итоги этого грандиозного мероприятия были подведены в августе 1934 года. По суммарным оценкам в числе лучших, наряду с другими, оказались и дизели Lilloise.