20.02.2013 ОСАГО - странности обязательного автострахования
Обязательное страхование автогражданской ответственности введено и работает не первый год. Однако эта страховка еще не переболела детскими недугами. Так, что с причудами и странностями ОСАГО может столкнуться, или хоть раз сталкивался, каждый автовладелец. Причем зачастую эти причуды ведут не просто к удивлению и недоумению, а к дополнительным, сомнительным и крупным финансовым тратам. Причем, больше всего, как правило, страдают водители. Страховщикам эта путаница на руку.
Цены на ОСАГО, как известно, тоже не балуют. Тарифы устанавливает федеральное Правительство, и они напрямую зависят от автомобиля, возраста владельца, территории эксплуатации. Проще говоря, согласно закону автостраховщик не может поднять цены на эту страховку. По факту же, он волен сделать это за счет сбора факторов, влияющих на рост цены. Причем стоимость не влияет на лимит ответственности.
Максимальный ущерб, который выдадут Вам страховщик в случае ДТП с участием двух автомобилей, составит 120 000 рублей, а с участием трех и более транспортных средств - 160 000 рублей. И это максимум. Затраты, превышающие данный лимит, компания-страховщик точно не станет компенсировать.
Кроме того, ОСАГО страхует ответственность только самого владельца авто, исключая других виновников ДТП. Да и сам владелец не всегда сможет получить положенные по закону деньги. Это может случиться, если данное дорожно-транспортное происшествие было совершено преднамеренно или стало результатом обстоятельств непреодолимой силы, а во-вторых - если владелец полиса Обязательного страхования автогражданской ответственности во время ДТП вел не тот автомобиль, который указан в договоре ОСАГО.
Первая странность возникает в вопросе, что первично - страховка или техосмотр. Без прохождения ТО не дадут страховку, а без страховки нельзя выезжать на дорогу - выпишут штраф. В итоге получилась путаница, но компании, совмещающие эти две услуги, только выиграли.
Еще загадочнее выглядит ситуация, когда поврежденный автомобиль не может быть восстановлен. По закону, компания-страховщик обязана компенсировать издержки в размере стоимости ТС на момент аварии. Однако тут существуют свои тонкости и странности, ведь под полной гибелью автомобиля подразумеваются ситуации, когда ремонт либо невозможен по техническим причинам, либо его стоимость равна стоимости самого ТС, а то и значительно превосходит ее. Невольно напрашивается закономерный вопрос — от чего отталкиваться, какие именно «рыночные» цены принимать во внимание. Все это по сей день остается непонятным. Зачастую в споре со страховой компанией только опытный автоюрист может помочь разрешить дело в пользу автовладельца.
Еще одна любопытная деталь — в случае, когда компания-страховщик и пострадавший пришли к обоюдной договоренности по стоимости ремонта повреждений и итоговой сумме страховой выплаты, то подключать к делу независимую автоэкспертизу не станут, а выплаты начнут в максимально сжатые сроки. Но если консенсус не достигнут, то, согласно букве закона, страховщики должны пригласить независимого эксперта, причем за свой счет.
Однако на сегодняшний день усредненный размер страховых выплат по территории РФ приблизительно равен 21 тыс. рублей. Много ли повреждений автомобиля можно починить на такую сумму?... Кроме того, в новом законопроекте по ОСАГО, в котором будет рассматриваться поднятие базовой ставки с 1980 до 2475 рублей (то есть на четверть, а то и более), будет рассматриваться вопрос о выведении ОСАГО из-под действия закона "О защите прав потребителей. После принятия данного законопроекта люди больше не смогут требовать с компании-страховщика денег за неправомерную задержку выплат.
Еще одно неудобство ОСАГО – это невозможность страхования на короткий период - от месяца до полугода. Ведь полис не получить, если до ТО осталось полгода. И тогда придется тратить деньги или оставлять машину в гараже на неопределенный срок. Если бы закон позволял делать полисы на любое количество дней, то автовладелец имел бы возможность застраховаться до окончания действия техосмотра. Это было бы выгодно для обеих сторон.