03.09.2013 Какой тахограф устанавливать?
За недолгую историю существования тахографов в России, эти приборы контроля рабочих режимов водителя, тем не менее, успели наделать много шума, вызвав огромное количество вопросов и противоречий. Постановление об установке тахографов, затем приказ № 36, конкретизирующий одно из главных требований – наличие блока СКЗИ и, наконец, бессилие Минтранса перед реалиями российской транспортной системы и вынужденное решение о переносе сроков обязательной установки – прошло в течение немногим более одного года. Однако вопросы о том, какой тахограф устанавливать, какие модели тахографов на сегодняшний день производятся в России и какими вообще должны быть эти устройства – так и остались актуальными.
Всего существует два вида тахографов: аналоговые (или как их еще называют в народе «шайбы») и цифровые. О первых сегодня можно уже забыть и отнести к числу устаревших устройств, которые с 1 апреля 2015 года окончательно прекратят свое существование в России. Сейчас наступает время цифровых тахографов, записывающих информацию о движении не на диск, как это было в случае с аналоговыми, а в специальную электронную память, которую невозможно изменить и на чипованную водительскую карту. Цифровые тахографы позволяют сохранять в своей памяти все записи, и их использование предполагает совместное функционирование с электронными картами.
Что касается такого важного аспекта, как сертификат, то тахографы делятся на европейские, соответствующие европейскому соглашению ЕСТР и российские. Принципиальным отличием первой группы устройств от второй является ставшее согласно приказу № 36 обязательное присутствие в отечественных приборах блока СКЗИ, обеспечивающего особую, дополнительную, криптографическую защиту всех записываемых сведений.
Таким образом, цифровые тахографы российского производства с технической точки зрения более сложные, чем приборы, отвечающие регламенту ЕСТР. Всё дело в том, что в международных требованиях основной упор делается на конструкционную составляющую транспортных средств зарубежного производства, что не подходит под российскую систему стандартов. Речь идет об оформлении технической документации, необходимой для разработки, изготовления и сертификации тахографов и требованиях, касающихся эксплуатационной составляющей ТС в России. К, примеру, необходимо снизить крайний показатель температур до -40, в то время как согласно ЕСТР этот придел равен -20.
На сегодняшний день российские производители предлагает несколько моделей отечественных цифровых тахографов, включающих главное – блок СКЗИ:
- Касби DT-20;
- ШТРИХ-ТАХОRUS;
- Меркурий ТА-001;
- ЮПИТЕР ТОЧКА ХЗ-30
Кроме этого, процедуру получения сертификата сейчас проходят еще три фирмы, которые в самом ближайшем будущем смогут пополнить число российских производителей.