18.11.2014 Безопасное торможение автомобиля в условиях тумана
Туман относится к одному из самых коварных природных явлений, которое напрямую влияет на безопасность автомобильной езды. Прежде всего, туман значительно уменьшает просматриваемый перед собой участок дороги. При сильном тумане практически невидимыми становятся дорожные знаки, разметка, автомобили и пешеходы, движущиеся как во встречном, так и в попутном направлении. И даже своевременно заметивши перемещающийся объект, бывает очень трудно быстро оценить его габариты, удаленность и скорость движения. А полученная оценка, скорее всего, будет неправильной. Ведь слабые противотуманные огни, которыми все еще оснащены множество автомобилей, визуально отдаляют транспортное средство, что очень опасно при взаимном сближении.
Кроме того, при тумане резко ухудшается сцепление автомобильных колес с дорожным полотном. Туманный воздух наполнен множеством мелких капелек воды, находящихся во взвешенном состоянии. Однако эти капли, собственно и ухудшающиевидимость, путем конденсации постоянно увеличивают свой объем и вес. И уже дождевыми каплями оседают на дорожное полотно, увлажняя его и ухудшая коэффициент сцепления.
Вследствие этого устойчивость автомобиля на дороге ухудшается, становится непредсказуемой его реакция на воздействие органов управления, одним из которых является педаль тормоза. Поэтому Правила дорожного движения обязывают водителя при попадании в туман немедленно снизить скорость движения автомобиля до такого значения, при котором он сможет правильно оценивать дорожную обстановку, быстро реагировать на её изменения и в полной мере контролировать движение своего автомобиля. Необходимые для этого знания и навыки формируются еще на стадии, когда инструктор по вождению учит водить автомобиль,а конкретнее на этапе разбора техники безопасности.
Одно из этих правил гласит, что при выборе оптимальной для езды скорости водитель должен знать тормозной путь своего авто в различных погодных условиях. И в случае экстренного торможения автомашина должна остановиться на удалении от препятствия, равному величине этого тормозного пути.
Самым лучшим способом торможения является заблаговременное и плавное снижение скорости путем уменьшения давления на педаль газа и с переходом на более низкие ступени коробки передач. Такое изменение режима езды вполне оправданно и безопасно в случае постепенного въезда в зону с ухудшенной туманом видимостью, когда окружающая дорожная обстановка полностью контролируется. Но ухудшение видимости может быть внезапным, как это часто бывает при проезде низин после ночного дождя или обширных пойм рек в прохладные утренние часы. Добавим к этому то, что водитель может ехать по давно известной ему дороге, и рядом с ним может сидеть приятель и обсуждать важные проблемы.
Все это ведет к отвлечению внимания от оценки дорожной обстановки и к неожиданному для водителя попаданию автомобиля в область плотного тумана на дороге. Высокая скорость и отсутствие просматриваемой под колесами дороги могут привести к выезду за пределы дороги с последующим опрокидыванием машины, или, что еще хуже, к выезду на полосу встречного движения и лобовому столкновению со встречным автомобилем. И хорошо, если все люди отделаются только испугом, а автомобили – легкими царапинами.
Поэтому, в данной ситуации, необходимо срочно снизить скорость и даже полностью остановиться для восстановления ориентировки. Кроме того, в условиях густого тумана может создаться очень опасная ситуация при обгоне другого автомобиля. Внезапно появившаяся встречная машина вынудит вас прервать выполнение этого маневра и резко снизить скорость для занятия левой полосы.
Следует сказать, что опытный водитель вряд ли растеряется в такой ситуации, и успеет затормозить. Но и он не всегда избегает ошибок. А вот реакцию новичка легко предугадать.
Несмотря на все пройденные уроки вождения, многие новички совершают наиболее частую ошибку – это удар ногой по тормозной педали. В этом случае машина может быстро остановиться, но при условии, что дорога будет сухая. Но при тумане дорога, как правило, увлажненная. А в зимний период, из-за повышенной влажности, на поверхности дороги может образоваться даже тонкая ледяная корочка. Поэтому при резком торможении колеса просто заблокируются. И машина перестанет быть управляемой и, вместо остановки, еще значительное расстояние пройдет юзом. Чем выше начальная скорость, чем меньше сцепление между колесами и дорогой, тем большим будет это расстояние.
Многие современные автомобили оснащаются АБС. Эта система с определенной частотой отпускает тормоза и не позволяет колесам самоблокироваться. Водитель при этом ощущает энергичные и достаточно неприятные удары в ступню от педали тормоза. Неуправляемого скольжения при срабатывании антиблокировочной системы не возникнет, но в момент торможения даже малейшее движение рулевого колеса может привести к значительному развороту машины, достигающему 180-360 градусов, что также может привести к аварии или катастрофе.
Правильным будет торможение, достигающееся не одним длительным нажатием на педаль тормоза, а серией коротких «качков». Нужно несколько раз на короткое мгновенье нажать на тормоз и тотчас же отпустить его. И так до полной остановки автомобиля. Если нет необходимости быстрого сброса скорости, то легким и плавным нажатием на педаль тормоза можно не спеша и постепенно подтормаживать автомобиль. Хороший эффект дает подтормаживание двигателем. Если коробку передач быстро переключить на две-три передачи вниз, вплоть до первой передачи, то двигатель прейдет на повышенные для данного режима обороты и станет тормозящей нагрузкой для вращающихся колес. Конечно, в этом случае не нужно нажимать на педаль сцепления, даже если двигатель захлебнется и остановится. Ведь присоединенный к трансмиссии двигатель в любом случае даст дополнительную нагрузку, которая может подарить вам несколько спасительных сантиметров, отделяющих ваш автомобиль от аварии.