07.09.2021 Электрическая мобильность в 2025 году: как мы будем заряжать свои автомобили в будущем
Г-н Ремхелд, расскажите о своем видении зарядки автомобилей в 2025 году. Как этот процесс будет выглядеть в будущем?
Мы привыкли, что обязательное условие заправки автомобиля с ДВС — посещение автозаправочной станции. Однако с электромобилями все обстоит иначе: 80% водителей в настоящее время заряжают свои электрокары дома или на работе. Но для этого нужно иметь собственное настенное зарядное устройство. На мой взгляд, к 2025 году у всех будет возможность ездить на электромобилях даже при отсутствии персональной зарядной станции.
Каким образом?
Во-первых, запас хода и емкость аккумуляторных батарей электромобилей увеличатся. Зарядная инфраструктура также будет более развита. Даже не имея собственной зарядной станции, менее чем за 15 минут мы сможем зарядить электромобиль до достаточного уровня для передвижения по городу, а также без каких-либо проблем заряжать его один-два раза в неделю.
Какими будут зарядные станции?
Зарядные станции, которыми мы пользуемся сегодня, работают очень хорошо и подходят для различных сценариев эксплуатации. В будущем появятся роботизированные и индукционные зарядные станции. Процесс зарядки станет более удобным для клиентов. Например, роботизированная зарядная станция сама найдет к вам путь, и вам не придется тратить время на поиск доступной точки зарядки на парковке. С индукционными зарядными станциями больше не потребуется физическое подключение к автомобилю. Зарядка автомобиля таким методом осуществляется через специальную пластину в полу. Но для этого потребуется модернизация электромобилей. В настоящее время разрабатывается много концептов, особенно среди стартапов, но пока никому из них не удалось сделать серийную версию.
Электрическая мобильность широко распространена в мегаполисах Германии, в которых больше зарядных станций, чем в небольших населенных пунктах. Что должно произойти, чтобы электрическая мобильность не осталась уделом больших городов?
Все больше людей в сельской местности могут позволить себе иметь собственную зарядную станцию, поскольку там больше людей владеет собственными домами.
Но приезжие не смогут ими воспользоваться…
Точно. Федеральное правительство Германии работает над решением этой проблемы в сотрудничестве с Национальным центром зарядной инфраструктуры. Чтобы восполнить пробел в областях, где рынок электромобилей еще не развит, планируется создать 1.000 центров быстрой зарядки. Финансирование будет осуществляться централизованно федеральным правительством. Затем, когда спрос станет достаточно высоким, правительство передаст зарядную инфраструктуру в руки частного сектора. Кроме того, мы сами будем устанавливать точки быстрой зарядки. В рамках предприятия IONITY мы работаем над решением для автомагистралей: вместе с BP/Aral мы планируем оснастить заправочные станции (в том числе в городах) устройствами быстрой зарядки электромобилей.
Появятся ли зарядные парки в будущем во всех крупных городах Германии?
Я верю в концепцию парков быстрой зарядки. У водителя будет быстрый и удобный доступ к этой инфраструктуре. И весьма вероятно, что из-за большой популярности появятся и бесплатные точки зарядки. Это значит, что время ожидания будет минимальным. В городах зарядные парки займут относительно небольшую площадь, которая будет стремиться к нулю, если зарядные устройства появятся на автозаправочных станциях. Это убедительный аргумент в эпоху, когда земля ценится так высоко. В такой модели, в частности, заинтересованы операторы сервисных станций, потому что люди, заряжающие свои автомобили, проводят у них больше времени, которое могут потратить на покупки. Третий аспект — электропитание. Зарядные парки подключаются к так называемому среднему напряжению. Этот уровень сети выше уровня, на котором осуществляется питание домохозяйств электричеством. Они обладают большей мощностью, чем низковольтные сети, а само электричество стоит дешевле, что выгодно пользователям. Поэтому модель зарядных парков невероятно привлекательна для всех заинтересованных сторон.
Нужно ли будет улучшить качество источника питания?
Электрическая мобильность имеет смысл только в том случае, если в ее основе лежит возобновляемая энергия. Это еще одна причина, по которой в Германии и Европе в целом требуется энергетическая революция. В будущем автомобили смогут сообщать, когда лучше производить зарядку, чтобы их питала «зеленая» энергия. Например, в ветреную или солнечную погоду. Так автомобили смогут сами продвигать энергетическую революцию.
Как вы думаете, насколько изменится стоимость?
Зарядка автомобиля дома уже делает ваши расходы на энергию ниже, чем затраты на заправку, например, дизельным топливом. Но при использовании общественных зарядных станций все еще возникают некоторые проблемы с ценами. И здесь мы возвращаемся к зарядным паркам: при использовании моделей оплаты по подписке, как это предлагает, например, IONITY, клиенты платят столько же, сколько при зарядке дома. В долгосрочной перспективе у зарядки электромобилей есть потенциал стать дешевле заправки автомобиля ДВС в любой ситуации. В этом плане у нас наблюдается прогресс.
Как сейчас обстоят дела с двунаправленной зарядкой?
Volkswagen начнет производить автомобили с функцией двунаправленной зарядки в 2022 году. Настоящий технологический скачок. Я люблю сравнивать эту технологию с камерами на мобильных телефонах. Сначала они были хуже цифровых камер. Но затем все больше бизнес-моделей стали строиться на камерах в мобильных телефонах. Например, Instagram. Думаю, с двунаправленной зарядкой дела обстоят похожим образом: автомобиль получает новую функцию и теперь может выделять энергию, выступать в качестве резервного источника питания, заряжать другой автомобиль. Думаю, в следующие десять лет на базе этой технологии появятся абсолютно новые бизнес-модели, о которых мы пока даже не можем подумать.
Такие автомобили смогут как заряжать смартфон, так и питать энергией целый дом?
Чтобы вы понимали масштаб, на данный момент мы работаем над автомобилем с аккумулятором емкостью 80 кВт·ч. Семья из шести человек потребляет в среднем от 8 до 10 кВт⋅ч в сутки. Это значит, что я смогу питать свой дом от автомобиля до шести дней, а потом проехать 100 км.
Электрокары как поставщики энергетических услуг. Герберт Дисс затронул эту тему на мероприятии Power Day. Он также предположил, что однажды это сделает зарядный ток бесплатным.
Точно. Но все это возможно только в том случае, если появится рынок, на котором автомобиль будет предлагаться исключительно как аккумулятор на колесах. У идеи хранения энергии в аккумуляторах есть огромный потенциал, который поможет расширить успехи энергетической революции, поскольку более активное использование возобновляемой энергии для питания домов электричеством требует буферных накопителей большей емкости. В этом плане электрокары могут оказаться очень ценны и начать генерировать доход для своих владельцев.
***
Elli — поставщик энергетических и зарядных решений, входящий в состав концерна Volkswagen. Elli станет первым поставщиком на рынке, предлагающим комплексные энергетические и зарядные решения для водителей электрокаров и владельцев автопарков. Компания Elli была основана в 2018 году. Ее офисы располагаются в Берлине, Вольфсбурге и Мюнхене.