16.09.2021 Декарбонизация как возможность
Самой большой проблемой для человечества в ближайшие десятилетия будет изменение климата. Вследствие практически неограниченного сжигания угля, нефти и газа этот процесс постепенно ускоряется. Все больше людей осознает серьезность ситуации и стремится принять меры.
Наше поколение, которое сейчас находится у рычагов власти и способно что-то изменить, просто обязано сделать так, чтобы наши потомки могли жить на этой планете в мире, в социальной и экономической безопасности.
До сих пор наши действия не были достаточно последовательными — для борьбы с изменением климата можно сделать намного больше. Существует множество технических концепций, готовых к применению. Однако для этого необходимы политические инициативы и полномочия, позволяющие проводить изменения в жизнь.
Нашей целью должно быть ограничение антропогенных изменений климата при сохранении или улучшении качества жизни всех людей на планете.
16 % мировых выбросов CO2 приходится на долю транспортного сектора. Они образуются не только при сжигании почти двух третей потребляемой в мире нефти, но и в процессе производства легковых и грузовых автомобилей и водного транспорта, используемых для перевозок.
Помимо пассажирских перевозок (в первую очередь личным транспортом), транспортный сектор также включает в себя грузовой транспорт, перевозки водным и воздушным транспортом. Концерн Volkswagen и его марки являются крупными игроками на рынке.
Каждый год мы продаем 10 миллионов автомобилей; после приобретения Navistar мы стали вторым по величине производителем грузовых автомобилей; на 80 % океанских судов установлены двигатели от MAN Energy Solutions.
Назрела необходимость быстрой декарбонизации транспортного сектора без ущерба для мировой экономики. Для нас особенно важно сохранить индивидуальную мобильность, т.е. способность перемещаться при помощи автомобиля, а также доступность такого способа передвижения.
Мобильность — одна из базовых человеческих потребностей. В свободном обществе это одно из фундаментальных прав. Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, продемонстрировали важность этой базовой потребности для каждого из нас.
Наша компания взяла на себя обязательства по максимально быстрому сокращению выбросов CO2 во всех сферах своей деятельности. Мы убеждены, что человечество сможет остановить антропогенные изменения климата и достичь целевого показателя в 1,5 градуса.
Мы переводим на электричество не только легковые, но постепенно и коммерческие автомобили. Мы также начали модернизировать судовые дизельные двигатели MAN ES для работы на сжиженном природном газе. В будущем планируется использовать синтетическое топливо, полученное за счет энергии ветра и солнца.
К 2030 году мы сократим наши общие выбросы от легковых автомобилей и легкого коммерческого автопарка на 30 % по сравнению с 2018 годом. Это эквивалентно примерно 14 тоннам с каждых 47 тонн на единицу транспорта. В частности, это будет достигнуто путем электрификации нашего автопарка. В 2030 году почти 70 % наших автомобилей, продаваемых в Европе, будут электрическими.
Однако на сегодняшний день даже у ID.3 все еще есть углеродный след в европейском энергетическом балансе в 27 тонн CO2 за жизненный цикл.
Расчеты производились следующим образом:
Мы уже сократили выбросы в рамках производства и логистической цепочки с 14,4 тонн до 13,1 тонн путем перевода наших предприятий и производства аккумуляторных батарей на экологически чистую электроэнергию.
13,1 тонны CO2 включают следующие источники: аккумуляторные батареи — 3,8 тонн; прочие элементы цепочки поставок — 8,8 тонн; собственное производство и логистика — 0,5 тонн.
Эксплуатация и техобслуживание: 13,9 тонн. Другими словами, половина углеродного следа. Этот показатель можно снизить практически до нуля, начав использовать для зарядки экологически чистую электроэнергию.
В большинстве европейских стран, включая Норвегию, Швецию и Швейцарию, ID.3 уже работает на экологически чистой энергии.
Важнейшее условие для декарбонизации транспортного сектора — доступность экологически чистого электричества, получаемого за счет энергии солнца и ветра.
Производство и распределение электроэнергии должны стать приоритетом. Вот пример результатов такого подхода: наша электростанция в Вольфсбурге производит электроэнергию для завода, а также обеспечивает централизованное теплоснабжение города.
В настоящее время мы переводим ее с угля на газ. Это позволит снизить уровень выбросов на 1,5 миллиона тонн CO2 в год, что эквивалентно годовому объему выбросов 870.000 автомобилей. Такое топливо также экономично — всего 14 евро за тонну! Это всего лишь одна треть цены сертификатов на выбросы CO2. Однако зависимость от газа остается.
Решение: MAN ES уже работает над инновационной технологией по замене системы централизованного теплоснабжения с электростанциями, работающими на ископаемом топливе. В Эсбьерге была пущена опытная теплонасосная установка с кросс-секторными технологиями.
Эта установка общей производительностью 50 МВт будет генерировать около 235.000 МВтsanitized_by_modx& #8729ч тепла в год для порядка 100.000 жителей. Это позволит снизить уровень выбросов CO2 на 100.000 тонн в год, что эквивалентно выбросам от 55.000 автомобилей.
Тепловой насос вырабатывает экологически безвредную тепловую энергию из возобновляемых источников энергии с высокой производительностью: количество получаемой тепловой энергии в 3–4 раза превышает количество потребляемой электроэнергии.
Тепловые насосы — наилучшее решение для декарбонизации всех систем, в которых требуется тепло с температурой ниже 100 градусов и которые на данный момент все еще работают на ископаемом топливе.
Затраты на декарбонизацию могут быть высокими и отличаются в зависимости от отрасли. Особенно трудной и дорогостоящей эта задача будет там, где электрификация невозможна — высокотемпературные процессы, производство стали, цемента, химической продукции, авиация, морские перевозки.
Это неизбежные остаточные выбросы, для которых отсутствуют технические и экономические решения, однако, чтобы рост температуры не превысил целевой показатель в 1,5 градуса, необходимо очищать воздух от CO2.
Улавливание углерода для очистки от CO2 возможно, но оно еще не приобрело промышленные масштабы и до сих пор требует больших затрат. По нашим оценкам, при масштабном применении затраты должны составлять порядка 100 долларов США на тонну, при этом все будет в значительной мере зависеть от доступности дешевой возобновляемой энергии.
Множество других технологий, необходимых для декарбонизации, уже готовы к применению на сегодняшний день. Некоторые из них нужно всего лишь вывести на промышленный уровень и масштабировать. Концерн Volkswagen планирует создать венчурный фонд с первоначальным объемом инвестиций в 300 миллионов евро, которые будут вложены в ряд инновационных стартапов и проектов по декарбонизации.
Аналитики из Goldman Sachs ожидают, что по сценарию с целевым показателем в 1,5 градуса к 2032 году в экологически чистую инфраструктуру будет вложено 56 триллионов долларов США, что делает данное направление крупнейшей областью развития.
Такие возможности осознают во все большем и большем числе отраслей, и даже крайне разборчивые инвесторы вроде Билла Гейтса финансируют крупнейшие проекты по устойчивому развитию. Финансовая модель ориентирована на ускорение изменений.
На сегодняшний день процесс декарбонизации сильно отличается в разных странах. В Германии общее количество выбросов составляет 8,4 тонны CO2 на душу населения, в Китае — 7 тонн на душу населения, в США — 16 тонн.
Швеция очень быстро перешла на производство электроэнергии без выбросов углекислого газа и установила налог на тонну выбросов в размере 100 евро, что привело к изменениям в предпочтениях потребителей. В Швеции выбросы CO2 составляют всего лишь 4,2 тонны на душу населения, и это не повлияло на уровень жизни. Несмотря на введенные меры, это одна из самых быстро развивающихся стран Европы.
Представим, что при помощи описанных мер мы можем в среднесрочной перспективе сократить углеродный след в такой промышленной стране, как Германия, примерно с 8,4 тонн до 3-4 тонн CO2. Для достижения климатической нейтральности потребуется тратить от 300 до 400 евро в год на очистку от выбросов – порядка 1 евро в день на каждого жителя. Это совсем немного, особенно в свете ужасных сценариев, которые, как предсказывают эксперты, могут наступить, если мы будем бездействовать. В менее развитых странах эта сумма будет намного ниже.
Также следует учесть, что многие решения по сокращению выбросов CO2 сегодня уже намного дешевле, чем привычные нам методы с использованием ископаемого топлива.
Во многих регионах мира энергия солнца и ветра уже намного дешевле энергии угля. Электрические теплонасосы достигают амортизации всего лишь через несколько лет, и далее их эксплуатация обходится дешевле, чем сжигание ископаемого топлива.
Электромобили менее затратны, чем автомобили с ДВС, а электробусы снижают стоимость общественного транспорта по сравнению с автобусами с дизельными и гибридными двигателями.
Благодаря декарбонизации многое становится дешевле.
Считается, что объем мировых субсидий на технологии с ископаемым топливом все еще намного выше, чем инвестиции в производство возобновляемой энергии.
Субсидии на уголь, пониженные налоги на дизельное топливо, отмена налогов на керосин, воздушные перелеты со сниженным НДС замедляют переход на возобновляемые источники энергии.
Экономический переход, уже возможный на сегодняшний день, откладывается из-за нерешительных политических реформ схем субсидирования.
Сокращение выбросов CO2 без снижения уровня жизни возможно.
Мы можем продолжать летать в отпуск. Возможно, это будет чуть дороже. Мы все еще можем есть мясо. Может, немного меньше, но это лучше для здоровья. Мы все еще мобильны благодаря электрокарам с нулевыми выбросами CO2 и самолетам на синтетическом топливе.
Целые экосистемы могут стать климатически нейтральными, что можно подтвердить некоторыми проектами мирового масштаба. Один из них — наша европейская программа на греческом острове Астипалея, где мы создаем полностью электрическую сеть транспорта на основе экологически чистой энергии.
То, что работает на Астипалее, будет работать везде: все больше людей переходят на современные средства передвижения. Новый автомобиль становится чище, безопаснее и удобнее.
Еще один убедительный аргумент в пользу снижения выбросов CO2 — повышение эффективности использования. В настоящее время легковой автомобиль для личных или деловых нужд — один из наиболее неэффективно используемых активов в мире: в среднем на нем ездят примерно один час в день, остальное время он припаркован, что влечет крупные расходы на инфраструктуру, например, на организацию парковок.
При этом увеличивается и жизненный цикл таких транспортных средств. В результате менее экологичные, устаревшие технологии применяются на протяжении слишком долгого времени. Повышение эффективности эксплуатации ускоряет процесс преобразований.
В будущем электрические роботакси будут работать весь день и перевозить больше людей за одну поездку, чем сегодня. Это позволит достичь высокой эффективности эксплуатации при меньшем количестве автомобилей и парковочных мест в городах.
С каршерингом время эксплуатации вырастает почти до 2 часов в сутки, что значительно улучшает данный показатель и означает, что потребность в парковочных площадях будет меньше.
Существенной оптимизации можно добиться путем смешанного использования, т.е. эксплуатации одного и того же автомобиля для каршеринга, аренды и подписки. В результате время использования автомобилей может увеличиться еще в два раза.
Эффективность использования может стать максимальной с учетом того, что арендованными автомобилями в основном пользуются по выходным, а каршерингом — с понедельника по пятницу. Технология, меняющая правила игры, приобретает вид виртуальной кнопки на вашем смартфоне, через которую вы в любое время суток можете получить доступ к большому парку автомобилей.
Эксплуатируя автопарк для различных целей при помощи одной кнопки, можно увеличить частоту использования автомобилей в три-четыре раза по сравнению с текущим уровнем.
Нас ждет мобильное будущее в гармонии с природой и окружающей средой. Оно будет более экологичным, комфортным и безопасным.
Технологии быстро становятся доступными. Не за горами тот день, когда их нужно будет всего лишь быстро масштабировать, устранив препятствия, которые мешают их распространению.
Для этого необходимо желание меняться, а также совместная работа законодателей, промышленников и гражданского общества по созданию инфраструктуры.
Внедрение возобновляемых источников энергии поддерживается такими методами, как установление цен на выбросы CO2.
Борьба с изменением климата совсем не означает ухудшения качества жизни. Защищать климат дешевле, чем приспосабливаться к его изменению. К тому же первая опция несет в себе устойчивые преимущества в плане качества жизни.
Чтобы поддержать индивидуальную мобильность, мы должны декарбонизировать транспортный сектор с помощью перехода на экологически чистую электроэнергию, быстрой кросс-секторной работы и согласования, при необходимости. С этой целью мы основали Альянс руководителей компаний (CEO Alliance). Совместно с такими компаниями, как ABB, E.on, Enel, Iberdrola, SAP и Schneider Electric мы оказываем помощь и содействие Еврокомиссии по исполнению «Зеленого пакта для Европы» и недавно представленной программы Fit for 55. Мы обмениваемся идеями и опытом, работая на межотраслевом уровне над специальными проектами, которые позволяют решать задачи по защите климата. Мы знаем, что сможем противостоять изменению климата намного эффективнее, если будем работать вместе, а не поодиночке. Франческо Стараче (Francesco Starace), генеральный директор ENEL — как раз тот человек, который признает изменение климата и не только призывает к действиям, но и сам с энтузиазмом в них участвует. Это один из самых активных сторонников перехода на экологически чистую энергию в Европе.
Мы сотрудничаем не только как члены Альянса руководителей компаний — наши компании также совместно работают над созданием инфраструктуры для экологически чистой зарядки в Южной Европе.