29.08.2013 Nissan учтет опыт природы
В ходе разработки технологий будущего инженеры Nissan черпали вдохновение в живой природе. Одной из долгосрочных целей работы научно-исследовательских центров Nissan является достижение нулевого уровня аварий и предотвращение ДТП с тяжелыми и особо тяжкими последствиями для пассажиров. Тору Футами (Toru Futami), директор, отвечающий за высокотехнологичные разработки и исследования, сказал, что изучение поведения представителей животного мира, движущихся группами, помогает инженерам понять, как они взаимодействуют друг с другом, чтобы использовать полученный опыт для организации эффективного и безопасного дорожного движения.
«В наших текущих работах по созданию концепции безаварийного движения для автомобилей будущих поколений нам пришлось обратиться к опыту матери-природы, чтобы найти эффективные пути создания систем предотвращения столкновений, особенно полезным оказалось изучение поведения рыб».
Команда исследователей-разработчиков создала систему EPORO (EPisode 0 Robot), в которой используется система лазерного обнаружения (LRF), созданная с учетом строения составного глаза шмеля с углом обзора более 300 градусов, а также другие высокотехнологичные решения. Шесть модулей EPORO обмениваются данными друг с другом для контроля препятствий и предотвращения столкновений с препятствиями или объектами, движущимися рядом в группе или по отдельности - как происходит движение рыб в стаях.
«В соответствии с действующими Правилами дорожного движения автомобили должны двигаться по полосам и останавливаться перед светофорами с запрещающими сигналами, однако если все автомобили будут управляться автономно, необходимость в полосах и даже светофорах может исчезнуть. Мы говорили о рыбах ранее. Движение рыб подчинено трем правилам: не смещаться слишком сильно вбок, не уменьшать дистанцию ниже определенного предела и не сталкиваться с другими рыбами. Пользуясь этими правилами, они движутся в стаях. Стаи перемещаются без использования какой-либо «разметки», но рыбы плывут на очень малых расстояниях друг от друга. Поэтому, если автомобили смогут двигаться в группах по тому же алгоритму, то при той же ширине проезжей части на ней будет помещаться большее количество автомобилей. Это, в свою очередь, позволит увеличить объем транспортных потоков без образования пробок», - объяснил г-н Футами.
Он добавил, что система одного автомобиля EPORO способна обмениваться данными с другими автомобилями на перекрестках для определения последовательности его проезда, благодаря чему может отпасть необходимость в светофорах.
До создания системы EPORO в Nissan разработали роботизированную систему управления автомобилем Biometric Car Robot Drive, или BR23C, в которой используются необъяснимая пока способность пчел двигаться без столкновений. Этот проект осуществлялся совместно с научно-исследовательским и технологическим центром (Research Center for Advanced Science and Technology) знаменитого токийского Университета.
За счет использования принципов действия составного глаза пчел, обеспечивающего охват более чем на 300 градусов, система лазерного поиска (LRF) обнаруживает препятствия в радиусе 180 градусов в зоне, находящейся в двух метрах перед автомобилем. Система BR23C рассчитывает расстояние до препятствия, затем немедленно посылает сигнал к микропроцессору, который транслирует этот сигнал исполнительным устройствам для объезда препятствия и предотвращения столкновения.
«Обнаружение препятствия происходит в течение нескольких долей секунды, - говорит Тосиюки Андоу (Toshiyuki Andou), руководитель лаборатории мобильности Nissan и главный инженер проекта. - Роботизированная система управления автомобилем копирует поведение пчел и мгновенно изменяет направление его движения, поворачивая колеса на правильные углы для предотвращения столкновения».