19.03.2010 Проблемы техосмотров в России
Правительство РФ реализует принятое решение о совершенствовании механизма государственного технического осмотра автотранспортных средств.
Основными принципами совершенствования продекларированы:
- передача права проведения периодического технического осмотра автотранспортных средств от ГИБДД негосударственным организациям, являющимся членами саморегулируемых организаций данного вида деятельности;
- гармонизация с международными требованиями организации и проведения периодического технического осмотра автотранспортных средств.
Участники конференции собираются обсудить проблемы и предложения, то как представители бизнеса намерены осуществлять поручение Президента, а также проинформировать общественность о деятельности международного комитета по техническим осмотрам, его планах и задачах, изменениях в международных нормативных документах в отношении технического осмотра автотранспортных средств, гармонизации с международными требованиями работы Союза «ТехЭксперт».
О том какие какие подводные камни и течения ожидают автомобилистов пресс-службе Гильдии автомобильных журналистов рассказал Генеральный директор Союза «ТехЭксперт» С.М.Зайцев.
В. Мизонова. Расскажите немного о Вашей организации, ее целях и задачах.
С.М.Зайцев. Союз организаций технических экспертов «ТехЭксперт» является организацией объединяющей некоммерческие партнерства, члены которых находятся на территориях различных субъектов РФ и осуществляют предпринимательскую деятельность в области контроля технического состояния с использованием средств технического диагностирования, независимой технической экспертизы и других экспертиз автотранспортных средств.Члены Союза «ТехЭксперт» неоднократно высказывали коллективное мнение о наибольшей эффективности принципов саморегулирования по отношению к существующему в настоящее время государственному регулированию, в отношении технической экспертизы на автомобильном транспорте и технического осмотра, в частности, и реализуют их в своей работе с 2004 года фактически.
В настоящее время Союзом «ТехЭксперт» разработаны стандарты организации, формирующие: требования к общему процессу и технологии диагностирования при техническом осмотре автотранспортных средств, квалификационные и должностные требования к экспертам по контролю и диагностике автомототранспортных средств, порядок внутренней аттестации технических экспертов и оценки соответствия станций контроля технического состояния автотранспортных средств.
Реализовано требование к персональной ответственности технических экспертов по контролю и диагностике автомототранспортных средств, сформированы компенсационные фонды некоммерческих партнерств - членов Союза «ТехЭксперт».
Некоммерческие партнерства члены Союза «ТехЭксперт» завершают подготовку документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 года №724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» для подачи в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1.06.2009 года №457.
В январе 2010 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии приняла решение о включении сведений о некоммерческом партнерстве «ТехЭксперт-ДВ» в государственный реестр саморегулируемых организаций. НП «ТехЭксперт-ДВ» является членом Союза «ТехЭксперт».
В декабре 2009 года Союз «ТехЭксперт» стал членом Международного комитета по техническим осмотрам (CITA), имеющего консультативный статус при Экономическом и социальном Совете ООН. Эта работа постоянно сопровождается попытками подразделений ГИБДД, администраций субъектов РФ отстранить сторонников саморегулирования от участия в проверке технического состояния автотранспортных средств с использованием средств технического диагностирования при гостехосмотре. Используются, как правило, два варианта.
В. Мизонова Какие?
С.М.Зайцев. Первый, через так называемые «конкурсы», предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года №880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ". Как правило, победителями «конкурса» становятся организации, «приближенные» к ГИБДД, принадлежащие или возглавляемые бывшими сотрудниками ГИБДД, которые знают толк в теневой составляющей государственного технического осмотра. От администраций субъектов РФ этот нездоровый интерес к организации и проведению «конкурса» наблюдался в меньшей степени. Среди критериев подобных «конкурсов» соответствие производственно-технической базы, технологическое соответствие, квалификация персонала, осуществляющего проверку технического состояния транспортного средства далеко не основные. Проще говоря, двойные стандарты в действии.Последние два-три года «конкурс», как инструмент исключения «неправильных организаций» из процедуры проверки технического состояния с использованием средств технического диагностирования при сегодняшнем государственном техническом осмотре, в некоторых субъектах РФ стал проводиться ежегодно или даже два раза в год. «Неправильными организациями», как правило, являются члены некоммерческих партнерств - будущих независимых саморегулируемых организаций.
Отмеченный Правительством РФ один из основных принципов совершенствования механизма государственного технического осмотра - передача права проведения периодического технического осмотра автотранспортных средств от ГИБДД негосударственным организациям, являющимся членами саморегулируемых организаций данного вида деятельности, активизировал следующий шаг в реализации двойных стандартов.
Сотрудниками ГИБДД активно ведется работа по формированию «карманных» саморегулируемых организаций, с использованием наработанных коррупционных приемов, отмеченных выше, как правило, с привязкой к территории субъекта РФ. В случае вступления в эти «правильные» организации, в качестве привилегий гарантируется последующая лояльность при надзоре, который планируется осуществлять МВД. Нетрудно догадаться, что организаторы и руководители подобных некоммерческих партнерств - те же «приближенные» к ГИБДД или вчерашние сотрудники ГИБДД.
В. Мизонова Но они ведь столько лет занимались данной темой?
С.М.Зайцев. Вся беда в том, что в этих организациях не ставится во главу угла техническое, технологическое соответствие, уровень квалификации персонала, и, как следствие, качество технического осмотра, т.е. безопасность дорожного движения. В итоге, дискредитируется сама идея. Если не отменить действие Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 года №880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ", в части организации и проведения «конкурсов», то будут оставаться только члены «карманных саморегулируемых организаций» с привязкой к территории субъекта, с сохранением имеющейся в настоящее время территориальной коррупции. Суть подобного саморегулирования сведется к допуску и контролю с соответствующим потоком средств. Полный аналог сегодняшнего саморегулирования в строительстве.
Работающие в настоящее время эксперты и директора станций контроля технического состояния автотранспортных средств уверены, если надзор за деятельностью саморегулируемых организации будет оставлен за ГИБДД, весь надзор будет фактически сводиться к вымогательству по отношению к независимым организациям и лоббированию тех организаций, в которые неформальным образом вложены деньги сотрудников ГИБДД.
В. Мизонова А второй вариант?
С.М.Зайцев. Второй, через регулирование стоимости работ по проверке технического состояния при ГТО со стороны тарифных комитетов и комиссий администраций субъектов РФ, хотя этот вид деятельности вообще не подлежит государственному регулированию в силу Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года №221 и Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 (с последующими изменениями и дополнениями). Более того, противоречит требованиям Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, действующими на настоящее время).
Стоимость проверки технического состояния с использованием средств технического диагностирования при гостехосмотре в России сейчас колеблется от 200 до 1 тыс. 200 рублей, в зависимости от субъекта РФ. Себестоимость правильно организованного технического осмотра с реализацией полной технологии, учитывающей все требования к диагностированию технического состояния автомобиля, составляет не ниже 600-700 рублей. Очевидно, что организации на уровне выживания оказываются в теневой экономике в тех субъектах РФ, где тарифными службами определена стоимость проверки технического состояния с использованием средств технического диагностирования ниже себестоимости.
Как показала более чем десятилетняя практика по России, оставлять регулирование стоимости проверки технического состояния автотранспортного средства на уровне субъекта РФ нельзя.
Уж если регулировать, то на федеральном уровне, с учетом региональных особенностей, с утверждением соответствующих здравых методик, с учетом ежегодной инфляции и т.д.
В.Мизонова Как в идеале это могло бы выглядеть на практике?
С.Зайцев. Для того чтобы деятельность, связанная с техническим осмотром автотранспортных средств, стала инвестиционно-привлекательной, и в дальнейшем могли строиться технически и технологически соответствующие станции технического осмотра автотранспортных средств, проверка технического состояния, например легкового автомобиля, должна стоить от 700 до 1 тыс. 500 рублей, с учетом местной экономики. При этом надо учесть, что мы говорим о суммах, которые являются налогооблагаемой базой.
Может быть, для развития системы станций технического осмотра по России возможен вариант государственно-частного партнерства.
В любом случае даже при повышении стоимости технического осмотра, она все равно в итоге будет ниже, чем сегодняшние фактические затраты владельцев транспортных средств, покупающих талоны техосмотра у сотрудников ГИБДД, часто – через цепочки посредников. По России эти затраты составляют 2-4 тыс. рублей и выше.
В процессе обсуждения совершенствования механизма технического осмотра автотранспортных средств, рассматривался вопрос о проведении технического осмотра на базе предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. В большинстве автомобильно-развитых стран мира это совмещение не применяется.
Задачей системы технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) является поддержание технического состояния автотранспортного средства в соответствии с действующими требованиями по условиям безопасности дорожного движения. В этом случае применяются средства диагностирования, как для поиска неисправностей, так и оценки качества работ по обслуживанию и ремонту.
Задачами технического осмотра являются:
- периодическая проверка технического состояния автотранспортных средств, на соответствие действующим требованиями по условиям безопасности дорожного движения;
- определение возможности эксплуатации данного транспортного средства на дорогах общего пользования;
- сбор и обработка статистической информации о техническом состоянии осматриваемых автотранспортных средств, дающей информацию о эффективности работы системы ТО и Р, с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения в отношении технического состояния автотранспортных средств.
Если ставить во главу угла обеспечение безопасности дорожного движения, и, соответственно, качество технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также получение достоверной информации о фактическом состоянии системы ТО и Р, то совмещать эти функции нельзя.
По-сути, как в большинстве стран мира, технический осмотр является обратной связью в работе по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении фактического технического состояния автотранспортных средств и системы поддержания их в технически исправном состоянии.
В. Мизонова Автомобилисты обеспокоены, что это создаст им новые проблемы, никак не влияющие на безопасность
С.Зайцев. К сожалению, в прессе отмечалось, что: «В законопроекте о техническом осмотре сказано, что новые автомобили будут получать свой первый талон ТО автоматически - сразу на три года. Сейчас автомобилист, поставив машину на учет и получив номера в одном месте, должен отправляться на техосмотр в другое. При этом сама процедура как такового смысла не имеет: в новом автомобиле, за редким исключением, работают все лампочки, не залипают педали и все в порядке с ручным тормозом.»
Как показывает статистика даже сегодняшнего технического осмотра это не всегда так. Далеко не редкость, когда новый автомобиль не может пройти технический осмотр. Особенно это касается автомобилей произведенных в России.
Для того чтобы покупатель нового автомобиля не получал дополнительную нервотрепку, а получал автомобиль с пройденным техническим осмотром на месте покупки («принцип одного окна»), при сохранении здравого системного смысла в области безопасности дорожного движения, необходимо:
- наличие соответствующего диагностического оборудования, реализующего процесс технического осмотра, что крайне редко можно увидеть в составе производственной базы автосалонов;
- выполнение технического осмотра автомобиля независимым экспертом, не являющимся сотрудником данного автосалона, являющимся членом саморегулируемой организации данного вида деятельности, для обеспечения персональной и коллективной ответственности перед владельцем за адекватность и качество технического осмотра.
В. Мизонова Но в Европе все по -другому?
С.Зайцев. Подобная практика реализуется в Германии, где с использованием имеющегося в составе производственной базы автосалона соответствующего диагностического оборудования, осмотр реализует эксперт TUV. Положительный результат, как известно, имеет место быть.
По мнению членов Союза «ТехЭксперт» негатив от отмеченных выше проблем будет значительно ниже, если законопроект о техническом осмотре транспортных средств в РФ, будет включать следующие требования:
1. Технический осмотр автотранспортных средств проводит технический эксперт.
Технический эксперт это - являющийся членом саморегулируемой организации специалист с высшим образованием, прошедший соответствующую подготовку по контролю и диагностике автотранспортных средств в соответствии с образовательным стандартом третьего поколения, квалификационные требования к которому должны быть определены в нормативных правовых актах РФ.
2. Членами саморегулируемых организаций являются как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и физические лица (технические эксперты).
Это позволит реализовать принцип «одного окна» для владельца транспортного средства в отношении технического осмотра на базе технических центров автодилеров в том числе, имеющих соответствующую производственную базу.
3. В саморегулируемых организациях должно быть не менее 100 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и 150 технических экспертов.
Это приведет к формированию саморегулируемых организаций по межрегиональному принципу, что позволит уйти от имеющей место в настоящее время территориальной коррупции, унаследованной от действующих в настоящее время «конкурсов».
4. Регулирование стоимости работ по техническому осмотру, если таковое оставлять вообще, то на федеральном уровне, с учетом региональных особенностей и инфляции.
По мнению членов Союза «ТехЭксперт», в настоящее время целесообразно:
Отменить действие Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 года №880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ", в части организации и проведения «конкурсов».
Это позволит прекратить, с использованием механизма «конкурса», начатый подразделениями ГИБДД субъектов РФ и заинтересованными территориальными чиновниками процесс формирования «карманных» саморегулируемых организаций и удаление из данного вида деятельности организаций, являющихся членами независимых межрегиональных саморегулируемых организаций.
В итоге это позволит избежать повторения проблем аналогичных «саморегулированию в строительстве». Дискредитации принципов саморегулирования как таковых.
С целью обсуждения отмеченных выше проблем мы и проводим нашу конференцию.Надеемся, что информация о проблемах, мешающих развитию гармонизированного периодического технического осмотра автотранспортных средств в России, а также обобщенный международный опыт, которые будут обсуждаться на конференции, будут полезными для доработки проектов нормативных правовых документов в отношении организации и проведения периодического технического осмотра автотранспортных средств в Российской Федерации.
Так как решение проблемы проведения периодических технических осмотров автомототранспортных средств должно:- улучшить инвестиционный климат для развития системы периодического технического осмотра в регионах РФ;
- способствовать развитию среднего и малого бизнеса;
- способствовать повышению квалификации и занятости населения;
- увеличить поступления доходов в бюджет за счет повышения эффективности и прозрачности работы технических экспертов и организаций, осуществляющих периодический технический осмотр транспортных средств;
- повысить ответственность и качество работы технических экспертов и организаций, осуществляющих периодический технический осмотр транспортных средств и, следовательно, защиту жизни, здоровья, имущества и свобод граждан за счет повышения безопасности дорожного движения;
- ускорить процесс гармонизации с международными требованиями технического осмотра автотранспортных средств в России.
В. Мизонова Спасибо! Успехов.