18.05.2016 Автомобили SKODA 90 лет на службе у чешских президентов
Млада-Болеслав, 13 мая 2016 года – 90 лет назад официальным автомобилем первого президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика стала SKODA Hispano-Suiza. С тех пор целый ряд моделей SKODA служил первым лицам Чехословакии и Чехии. Нынешний президент Чешской Республики Милош Земан имеет в распоряжении SKODA Superb третьего поколения.
«Первые лица Чехословакии и
Чехии часто останавливали свой выбор на автомобилях SKODA,
получая в пользование престижные модели высокого качества, флагманы бренда в
каждый из периодов его истории, – рассказывает Андреа Фридлова (Andrea Frydlova), руководитель музея SKODA в Млада-Болеславе. – Первый президент
Чехословакии Томаш Гарриг Масарик, избранный в 1918 году, стал первым обладателем
SKODA Hispano-Suiza. Сегодня SKODA продолжает эту традицию: официальным
автомобилем президента Милоша Земана стал SKODA Superb третьего поколения. К
сожалению, оригинальный автомобиль Масарика не сохранился. Однако сейчас мы
скрупулезно восстанавливаем аналогичную Hispano-Suiza в реставрационных
мастерских нашего музея».
Первый лимузин SKODA представительского
класса увидел свет в важный период истории компании: в 1925 году компания Laurin
& Klement из Млада-Болеслава объединилась с крупнейшим в Чехословацкой Республике
предприятием SKODA, расположенном в Пльзене. На заводах SKODA в Западной
Богемии был налажен мелкосерийный выпуск по лицензии автомобилей престижной
французской марки Hispano-Suiza. Таким образом, 100 наиболее
технически совершенных и быстрых автомобилей 20-х годов были собраны в Пльзене:
речь идет о модели SKODA Hispano-Suiza
25/100.
В начале мая 1926 года первый из этих автомобилей был приобретен
кабинетом Томаша Гаррига Масарика (1850-1937) за 280 000 чешских крон.
Заказ на производство был размещен 25 июля 1925 года и содержал несколько
пунктов, внесенных лично главой государства. После утверждения проекта специально
разработанной конструкции – лимузина, в котором пространство для пассажира
отделялось от водителя стеклянной перегородкой – парижская компания Carrosserie Kellner Frères воплотила элегантный кузов в
металле. Изначально на автомобиле был установлен регистрационный знак N-1, однако в 30-х годах его сменил
номер P-118, где «Р» означало «Прага». В
декабре 1935 года 85-летний президент покинул свой пост, а SKODA Hispano-Suiza отправилась в гараж его
официальной резиденции в Пражском Граде, где и находилась до 17 марта 1936
года. Впоследствии автомобиль был возвращен производителю, однако дальнейшая
его судьба неизвестна.
SKODA Hispano-Suiza была оснащена по последнему
слову техники, что дополнительно подчеркивало премиальность этого семейства.
Шестицилиндровый мотор объемом 6 654
см3 был сделан на основе самолетного двигателя с большим запасом прочности и надежности: семь
коренных подшипников коленчатого вала, двойная система зажигания, блок
цилиндров из легкого сплава со стальными гильзами – все свидетельствовало о
передовом подходе. Номинальная мощность двигателя –
100 л.с. при 1 600 об./ мин. (этот показатель попал в индекс модели).
Максимальная мощность – 135 л.с. – достигалась при 3 000 об./мин. Уникальный
механический усилитель тормозов обеспечивал надежное замедление автомобиля,
который, в зависимости от типа кузова, имел массу до 2,7 тонн. Он
использовал кинетическую энергию автомобиля и прогрессивно взаимодействовал с
барабанными механизмами: эффективность замедления менялась в зависимости от
силы нажатия на педаль, что позволяло водителю точнее рассчитывать тормозное
усилие.
После окончания Второй мировой
войны, во времена серьезных перемен в обществе, марка SKODA вновь создала
автомобиль для президента Чехословакии. Им стал бронированный SKODA VOS («Vladni osobni special» – «специальный
правительственный автомобиль»), представительский седан с богатой хромированной
отделкой фронтальной части. Удлиненная бронированная версия модели с
пуленепробиваемыми стеклами толщиной 52 мм весила до 4 400 кг и имела
впечатляющие габариты: 5,7 метров в длину, 1,95 м в высоту и 1,75 м в ширину. В
период с 1950 по 1952 годы было произведено около 100 экземпляров модели в
различных исполнениях. Такими лимузинами пользовались два президента
Чехословакии – Клемент Готвальд (1896-1953) и Антонин Запотоцкий (1884-1957).
В последующие десятилетия,
вплоть до падения железного занавеса в 1989 году, в правительственных гаражах
Пражского Града доминировали советские лимузины ЗИС и ЗИЛ. Четырьмя годами
позже, после создания независимой Чешской Республики, SKODA вернулась на
«госслужбу». Вацлав Гавел (1936-2011), чешский правозащитник и впоследствии президент
Республики, трепетно относился к автомобилям. Он лично испытывал множество новых
моделей SKODA, включая Felicia и первые
поколения Fabia, Octavia и Superb. Его
преемник Вацлав Клаус на протяжении двух своих президентских сроков (2003-2013)
ездил на автомобилях Superb первого и второго поколений.
Нынешний президент Чешской
Республики Милош Земан получил ключи от SKODA Superb третьего поколения в
Пражском Граде 5 июня 2015 года. Лимузин цвета Black Magic с перламутровым
эффектом в премиальной комплектации Laurin & Klement оснащен бензиновым
двигателем 2.0 TSI 280 л.с. с турбонаддувом и автоматической трансмиссией DSG.