18.05.2016 Автомобили SKODA 90 лет на службе у чешских президентов

Млада-Болеслав, 13 мая 2016 года – 90 лет назад официальным автомобилем первого президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика стала SKODA Hispano-Suiza. С тех пор целый ряд моделей SKODA служил первым лицам Чехословакии и Чехии. Нынешний президент Чешской Республики Милош Земан имеет в распоряжении SKODA Superb третьего поколения.


«Первые лица Чехословакии и Чехии часто останавливали свой выбор на автомобилях
SKODA, получая в пользование престижные модели высокого качества, флагманы бренда в каждый из периодов его истории, – рассказывает Андреа Фридлова (Andrea Frydlova), руководитель музея SKODA в Млада-Болеславе. – Первый президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик, избранный в 1918 году, стал первым обладателем SKODA Hispano-Suiza. Сегодня SKODA продолжает эту традицию: официальным автомобилем президента Милоша Земана стал SKODA Superb третьего поколения. К сожалению, оригинальный автомобиль Масарика не сохранился. Однако сейчас мы скрупулезно восстанавливаем аналогичную Hispano-Suiza в реставрационных мастерских нашего музея».  


Первый лимузин SKODA представительского класса увидел свет в важный период истории компании: в 1925 году компания Laurin & Klement из Млада-Болеслава объединилась с крупнейшим в Чехословацкой Республике предприятием SKODA, расположенном в Пльзене. На заводах SKODA в Западной Богемии был налажен мелкосерийный выпуск по лицензии автомобилей престижной французской марки
Hispano-Suiza. Таким образом, 100 наиболее технически совершенных и быстрых автомобилей 20-х годов были собраны в Пльзене: речь идет о модели SKODA Hispano-Suiza 25/100.    


В начале мая 1926 года первый из этих автомобилей был приобретен кабинетом Томаша Гаррига Масарика (1850-1937) за 280 000 чешских крон. Заказ на производство был размещен 25 июля 1925 года и содержал несколько пунктов, внесенных лично главой государства. После утверждения проекта специально разработанной конструкции – лимузина, в котором пространство для пассажира отделялось от водителя стеклянной перегородкой – парижская компания
Carrosserie Kellner Frères воплотила элегантный кузов в металле. Изначально на автомобиле был установлен регистрационный знак N-1, однако в 30-х годах его сменил номер P-118, где «Р» означало «Прага». В декабре 1935 года 85-летний президент покинул свой пост, а SKODA Hispano-Suiza отправилась в гараж его официальной резиденции в Пражском Граде, где и находилась до 17 марта 1936 года. Впоследствии автомобиль был возвращен производителю, однако дальнейшая его судьба неизвестна.


SKODA Hispano-Suiza была оснащена по последнему слову техники, что дополнительно подчеркивало премиальность этого семейства. Шестицилиндровый мотор объемом 6 654 см3 был сделан на основе самолетного двигателя с большим запасом прочности и надежности: семь коренных подшипников коленчатого вала, двойная система зажигания, блок цилиндров из легкого сплава со стальными гильзами – все свидетельствовало о передовом подходе. Номинальная мощность двигателя – 100 л.с. при 1 600 об./ мин. (этот показатель попал в индекс модели). Максимальная мощность – 135 л.с. – достигалась при 3 000 об./мин. Уникальный механический усилитель тормозов обеспечивал надежное замедление автомобиля, который, в зависимости от типа кузова, имел массу до 2,7 тонн. Он использовал кинетическую энергию автомобиля и прогрессивно взаимодействовал с барабанными механизмами: эффективность замедления менялась в зависимости от силы нажатия на педаль, что позволяло водителю точнее рассчитывать тормозное усилие.


После окончания Второй мировой войны, во времена серьезных перемен в обществе, марка SKODA вновь создала автомобиль для президента Чехословакии. Им стал бронированный SKODA VOS («Vladni osobni special» – «специальный правительственный автомобиль»), представительский седан с богатой хромированной отделкой фронтальной части. Удлиненная бронированная версия модели с пуленепробиваемыми стеклами толщиной 52 мм весила до 4 400 кг и имела впечатляющие габариты: 5,7 метров в длину, 1,95 м в высоту и 1,75 м в ширину. В период с 1950 по 1952 годы было произведено около 100 экземпляров модели в различных исполнениях. Такими лимузинами пользовались два президента Чехословакии – Клемент Готвальд (1896-1953) и Антонин Запотоцкий (1884-1957).


В последующие десятилетия, вплоть до падения железного занавеса в 1989 году, в правительственных гаражах Пражского Града доминировали советские лимузины ЗИС и ЗИЛ. Четырьмя годами позже, после создания независимой Чешской Республики, SKODA вернулась на «госслужбу». Вацлав Гавел (1936-2011), чешский правозащитник и впоследствии президент Республики, трепетно относился к автомобилям. Он лично испытывал множество новых моделей S
KODA, включая Felicia и первые поколения Fabia, Octavia и Superb. Его преемник Вацлав Клаус на протяжении двух своих президентских сроков (2003-2013) ездил на автомобилях Superb первого и второго поколений.

 


Нынешний президент Чешской Республики Милош Земан получил ключи от SKODA Superb третьего поколения в Пражском Граде 5 июня 2015 года. Лимузин цвета Black Magic с перламутровым эффектом в премиальной комплектации Laurin & Klement оснащен бензиновым двигателем 2.0 TSI 280 л.с. с турбонаддувом и автоматической трансмиссией
DSG.

 



Комментарии

comment_form