02.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 11
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
День 11
30 Июня • Краснодар - Каменномостский
Одиннадцатый день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» проходит в движении на юг. Ростов-на-Дону с проливными дождями, которые на наших глазах вылились в прямом и переносном смыслах слова в настоящее наводнение, остался позади. Однако фронт тоже движется на юг и мы фактически от него убегаем. Тем не менее, мы не можем отказать себе в желании немного задержаться в Краснодаре. Уж очень хочется нам, в этой неофициальной столице России, посмотреть на гиперболоидную водонапорную башню конструкции Владимира Григорьевича Шухова…
Очень обидно, что этот инженерный шедевр остается в тени попсовых краснодарнских инсталляций вроде огромного металлического кошелька, скопированного с мельбурнского (Мельбурн, к слову, не значится даже в списках городов-побратимов Краснодара) или 3D вариации знаменитых репинских казаков, пишущих письмо турецкому султану.
А ведь краснодарская водонапорная башня - один из 11 объектов, сохранившихся из наследия великого инженера. Впрочем, широко известен только один – радио-телебашня на Шаболовке в Москве. Впервые Шухов продемонстрировал принцип металлических гиперболоидных конструкций на всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Плюсы были очевидны – легкость ажурной конструкции, простота возведения и обслуживания, возможность строить высокие сооружения без дополнительных опор.
Однако признание идей Шухова наступило уже в 20-е годы. По проектам Владимира Григорьевича возвели сотни башен и опор ЛЭП. Увы, почти все они оказались варварски разобраны на металл. Так что 25-ти метровая краснодарская водонапорная башня, построенная в начал 30-х годов – это не только часть истории города (ее появление вызвано строительством краснодарского водопровода), но и часть нашего культурного и исторического наследия. А еще, с нашей точки зрения, это – произведение искусства, куда более тонкого, изысканного, чем все эти кошельки с железными казаками. «По Шухову» у нас больше не строят. А вот в Японии, Швейцарии, Испании метод взят на вооружение современными архитекторами. Уверены, ремейк - барселонского аэропорта видели гораздо больше соотечественников, чем оригинал в Краснодаре…
А дальше еще 130 километров приличного, но забитого фурами асфальта, и нас ждет Майкоп, столица Адыгеи. Выезжая на Северный Кавказ из Ростова, мы уже почувствовали неладное - наши SKODA Yeti буквально форсировали броды, образовавшиеся из-за ливневых дождей - настоящее стихийное бедствие. Вот уж где пригодились и полный привод, и большой дорожный просвет. И именно на эти качества наших машин мы надеялись, когда встречавшие нас в Адыгее представители РГО сообщили нам, что часть дорог к намеченным нами достопримечательностям размыло... Но если хочешь открытий, надо верить команде и машинам, и идти вперед. И мы выполнили нашу программу, за что Йетькам отдельное спасибо.
Делегация Адыгейского отделения РГО во главе с председателем Адыгейского регионального отделения Игорем Огаем нас встретила прямо у рубежной стелы. И спасибо за это. Ибо без помощи Игоря мы бы вряд ли нашли остатки древних дольменов во дворах и на окраинных пустырях станицы Каменномостская…
Адыгейские, в частности Хаджохские дольмены – не единственные сооружения такого типа в мире. Странные домики из каменных плит с небольшими лазами встречаются и во Франции, и в Великобритании, и на ближнем Востоке, и в Канаде. Но Адыгейские дольмены – одни из самых древних. Ученые датируют их появление концом третьего тысячелетия до нашей эры.
Скорее всего дольмены ставились, как могильные или ритуальные сооружения. Версия, что в дольменах жили, сомнительна – их размеры невелики (Хаджохский 2,5Х1,7), и к тому же во время раскопок в некоторых дольменах находили до 60 останков людей. Так что «кладбищенская версия» себя оправдывает. Но это не мешает нашим современникам использовать дольмены под погреба, делать из фронтальных плит клумбы, а боковыми стенками мостить дорожки. Но долгое время дольмены вообще не считались памятниками, их никто не охранял, а земля, на которой они находились, раздавалась под огороды и дачные участки… До 1917 на Кавказе насчитывалось больше 200 дольменов, сейчас их – единицы. Так что, пользуйтесь случаем… Самый доступный Хаджохский дольмен можно найти на въезде в Каменномостскую с правой стороны дороги метрах в 150 вглубь. Ориентир – Музей камней и рукописный указатель.