02.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 14
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
День 14
3 Июля • Кизляр - Железноводск
День 14 нашего путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы начинаем в дагестанском городе Кизляр. Нам это место должно быть известно, как малая родина замечательного полководца, генерала от инфантерии Петра Багратиона. Существуют разночтения относительно места рождения будущего героя Бородинской Битвы, однако то, что он провел свое детство в Кизляре – это точно.
Вместе с тем, рискнем предположить, что у большинства наших соотечественников первая ассоциация с Кизляром – алкогольная. И это тоже справедливо, ведь именно этот город стал столицей русского коньяка. И случилось это аж в 1885 году, когда промышленник Давид Сараджев объединил кустарные винокурни, расположенные возле крепости Кизляр, в единое предприятие. Его завод стал первым и единственным производителем коньяка на территории Российской империи.
После революции 1917 года, из-за гражданской войны и введенного затем сухого закона, производство было полностью остановлено почти на два десятилетия.
В 30-е годы завод был восстановлен под руководством потомственного винодела Григория Григорьянца. В советское время кизлярские коньяки получили большую популярность, особенно у партийной элиты и высокопоставленных чиновников. Почти половина производимого на заводе спиртного экспортировалась в страны Западной Европы.
В 1985 году, вследствие антиалкогольной кампании, Кизлярский коньячный завод лишился своих виноградников. Начавшийся в 1990-е распад СССР и экономический кризис также нанесли заводу существенный ущерб.
В 2000-е годы завод был снова восстановлен, производство наладилось, и продукция Кизлярского коньячного завода обрела былую славу, однако проблема отсутствия собственной сырьевой базы сохраняется – собственные виноградники пока так и не восстановлены.
Однако, один из сортов Кизлярского коньяка завоевал престижную французскую премию Наполеона. По иронии судьбы, марка этого коньяка - Багратион!
Ну а дальше мы движемся снова на запад, в сторону знаменитых Минеральных Вод. Кавказские Минеральные Воды можно причислить к одним из самых раскрученных достопримечательностей России. Без описаний этих мест не обходится половина хрестоматийных литературных произведений XIX века, что уж говорить о веке XX, когда только ленивый не ездил на воды по профсоюзным путевкам. И все же мы постарались и тут сделать небольшое открытие, найти сокровенный уголок, в который заглядывают далеко не все приезжие. Да и среди местных встречаются те, кто не в курсе. А речь идет о летней резиденции эмира Бухары.
Эта достопримечательность находится в самом маленьком, уютном и чистом городе знаменитых Кавминвод — Железноводске. Седьмой эмир Бухары, Абдулахад-хан крепким здоровьем не отличался. С 1894 года эмир почти каждое лето лечился на российских курортах. Бухару он не любил, с высшим бухарским духовенством рассорился, да и в отличие от других восточных владык, Абдулахад-хан от путешествий получал удовольствие.
Впервые эмир приехал в Пятигорск как раз в 1894 году. На местное светское общество эмир произвел самое благоприятное впечатление своим несоответствием стереотипу восточного владыки. Надо сказать, каждый год приезда эмира на курортах очень ждали — это было большое событие в размеренной курортной жизни. В честь пребывания Абдулахад-хана в Кисловодске и Пятигорске даже две улицы переименовали в Эмирские. Будучи человеком воспитанным и достаточно скромным (для восточного деспота), эмир денег не жалел, щедро оплачивая лечение и все услуги.
В 1904 году, осматривая Железноводск, эмир остановился отдохнуть на даче генерала фон Клугенау, расположенной возле Городского казенного парка. Место Абдулахад-хану так понравилось, что он в этом же году обратился с прошением к Николаю II разрешить ему купить участок под строительство летней резиденции, которая сейчас называется "Дворец эмира Бухарского". В 1905 году эмир пожертвовал средства на строительство эсминца, который был назван в его честь. Так он помог русскому флоту хоть как-то восполнить ужасные потери, понесенные в Цусимском сражении. Неудивительно, что император не только немедленно дал эмиру разрешение на строительство, но и приказал безвозмездно передать нужный участок.