02.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 15
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
День 15
4 Июля • Невинномысск - Ставрополь
15-й день нашей экспедиции “Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA” мы начали в сердце Ставропольского края, у головного здания грандиозного гидротехнического сооружения - Невинномысского канала.
Пусть наш короткий рассказ будет небольшим открытием для тех, у кого слово "канал" ассоциируется с Панамским или Суэцким, ну в крайнем случае с Беломорканалом или каналом имени Москвы… Кубань у нас неизменно ассоциируется с плодородными землями, с «житницей», но не будь Невинномысского канала, сегодня Ставрополье и Кубань встречали бы нас пустынными пыльными степями. Так что, в отличие от вышеперечисленных транспортных каналов, Невинномысский – оросительный, мелиорационный. Впрочем, в перечне 77 его сооружений есть и 5 гидроэлектростанций. А еще – учитывая год начала строительства – 1935 – это еще и архитектурный шедевр эпохи «сталинского ампира», когда даже шлюзы строили, как дворцы.
Благодаря каналу удалось оросить 150 тысяч гектаров земель и напоить полтора миллиона человек, в том числе город Ставрополь, два района Ростовской области и 7 районов Ставропольского края.
Строительство канала прервалось на время Войны, но в 1948 году неимоверными усилиями, помноженными на условия послевоенной разрухи, канал запустили. Сегодня его сооружения предстают перед нами практически в том виде в том виде, что и 70 лет назад, разве что с крыши самой большой плотины удалили 29-метровую фигуру Сталина. Говорят, что статую похоронили тут же на берегу, целиком… Кстати, когда в 2012-ом году на Ставрополье случилось разрушительное наводнение, дамба канала была едва ли не единственным сооружением, которое выдержало удар стихии. Так что построено на века.
Другое дело, что сегодня уже нет необходимости в тех колоссальных объемах воды, которые канал через себя прогонял, но это нисколько не умаляет его значение, как памятника науки, техники и архитектуры, созданном в сложнейших условиях нашими дедами.
Ну а дальше мы отправились в столицу Ставрополья… Увы, мы уже не сможем застать здесь удивительного горожанина – Лавра Ермолаевича Павлова. Но мы найдем его неплохо сохранившуюся дачу. И знакомство с этим архитектурным шедевром поможет нам открыть для себя еще раз жизнь и деятельность этого потрясающего человека… Вот уже более 130 лет Павлов в памяти людей остается благотворителем: вряд ли кто-то больше, чем он, жертвовал на нужды и процветание родного города.
Пожалуй, красноречивее всего о благотворительности Лавра Павлова свидетельствует подлинный документ, сохранившийся в Государственном архиве Ставропольского края. Это духовное завещание, составленное им в августе 1883 года, за год до смерти, согласно которому принадлежащую ему усадьбу «в коей земли двадцать пять тысяч триста двадцать одна квадратная сажень, со всеми постройками, фруктовым садом и дикорастущим лесом, завещаю в неотчуждаемую на вечное время собственность города Ставрополя». На завещанной им земле, Павлов предписал построить бесплатное двухклассное училище на 50 детей. Так и сделали. Правда, вопреки скромному желанию основателя остаться в тени, оно стало именоваться Павловским.
Вот и получилась история человека и усадьбы… А мы едем дальше – нас ждет Калмыкия…