02.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 16
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
День 16
5 Июля • Элиста - Астрахань
16-й день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы проводим в столице Республике Калмыкия, в Элисте.
Сегодня визитной карточкой и города, и республики, является Золотая Обитель Будды Шакьямуни. Этот впечатляющий храм – самый большой из буддистских в России и один из самых больших в Европе, был освящен 27 декабря в честь годовщины депортации Калмыков. Так что пагода - это еще и своеобразный, символичный памятник.
Однако мы обратили внимание на еще один монумент, посвященный трагическим событиям 1943 года, который, увы, остается в тени величественного храма. Он был открыт 29 декабря 96-го года, его автором стал скульптор Эрнст Неизвестный, а сам памятник отлит из бронзы в Нью-Йорке. Здесь ежегодно, 28 декабря, происходят главные события дня поминовения жертв депортации калмыков.
Памятник называется «Исход и Возвращение», и его можно разглядывать часами, размышляя над символами – мечи и штыки – это скорбь, птицы, обернутые в металл – люди, потерявшие возможность вернуться к своим гнездам… Описывать словами все это глупо – надо стоять, смотреть и чувствовать, как внутри тебя начинаются вибрации… Памятник стоит на вершине искусственного кургана – важной святыни в жизни кочевых народов.
Здесь же - железнодорожный вагон, точно такая же теплушка, на которых калмыков увозили прочь с родной земли в Сибирь. Дорожка, по которой надо подниматься к кургану, огибает его по часовой стрелке – и это восхождение тоже часть ритуала поминовения. Точно так же буддисты обходят и свои храмы…
Мы покидаем Калмыкию в состоянии смятения. И берем курс нас Астрахань.
Дорога идет через степь, вернее, уже через пустыню. Некогда тут были цветущие луга. Но бесхозяйственность человека привела к тому, что сейчас это безжизненное пространство можно использовать разве что для ралли-рейдовых гонок. Тут ежегодно проходит один из самых захватывающих этапов чемпионата России. Но населенных пунктов тут нет. Нет и бензоколонок. Впрочем, современные турбодвигатели наших Yeti обладают весьма скромным аппетитом, так что это нас не тревожит. Отмечаем также весьма корректное поведение местных водителей, хотя по идее контролировать их поведение тут некому - полиция сюда почти не добирается...
Ну а в Астрахани прямиком отправляемся к неформальному символу города, который не фигурирует на гербе, но отражает дух этого важного центра нижней Волги.
В XIX веке за Астраханью окончательно закрепился статус одного из крупнейших торговых и центров России. Сейчас бы это место назвали даже логистическим хабом. В астраханском порту останавливалось все большее число кораблей, росли склады, перевалочные базы, назрела необходимость цивилизованной торговой площадки. В 1910-м году было принято решение выделить участок под строительство биржи возле Кутумовского моста.
За проект взялся модный зодчий Варганек-Вальдовский, автор уже нашумевших к этому времени частных и общественных зданий. Концептуально биржу Вальдовский представил в виде палубы парохода, а стилистически исполнил в "модерне", разве могло быть иначе в 1910 году? Однако бизнес-центр и биржа канули в лету уже в 1918 году с приходом новой власти. Она заселила в эпатажное здание политотдел Волжско-Каспийской флотилии.
Затем сооружение пошло по рукам - типография, столовая, гребно-парусный клуб, областной комитет коммунистической партии. И только в 1964 году "сухопутный пароход" перестало штормить - сюда въехал Городской ЗАГС, который пребывает тут и поныне. Кстати, в 2006 году здание подновили, так что сегодня не стыдно показывать его и гостям - рекомендуем астраханцам делать это почаще, а то порой создается впечатление что кроме Кремля в этом замечательном городе и посмотреть-то не на что...
А нас ждет Волгоград. Едем дальше!