02.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 24
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
День 24
13 Июля • Злынский Конезавод – Калуга
Двадцать четвертый день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» закончился в Калуге. Традиционная пресс-конференция, которую организовал калужский дилер, плавно перетекла в совместную съемку калужских достопримечательностей с местными коллегами. И вот тут возникла заминка – они думали, что мы традиционно отправимся к Циолковскому и в музей космонавтики. Ну чем же еще славна Калуга! А, например, своим почти римским виадуком. История этого сооружения – не просто создание сложной архитектурной и инженерной формы. Это – очень яркая иллюстрация нравов провинциальной России второй половины XVIII века…
Архитектор Петр Никитин был любимцем Екатерины Второй – Тверь, перестроенную по его генеральному плану, императрица сравнивала с самим Санкт-Петербургом. А еще в активе Никитина были Торжок, Малоярославец, Козельск, Боровск… Доверили ему и Калугу.
Город пересекал безобразный, с точки зрения архитектора, Березуевский овраг. Логично было бы его просто засыпать. Но Никитин решил поступить изящно – построить мост, и получил поддержку наместника Кречетникова, тоже мечтавшего придать Калуге образ величественный.
Именно поэтому приняли решение строить не просто мост, а псевдоримский виадук – сложнейшую многоарочную конструкцию, на которую ушло полтора миллиона кирпичей. Интересно, что после падания Рима виадуки в Европе почти не строили – очень это было накладно и без бесплатного рабского труда влетало в копеечку. Так вот – Кречетников добился у царицы разрешения потратить баснословные деньги и возвести настоящий виадук. Вот такой акт тщеславия, в результате которого в Калуге появился уникальный в российских масштабах объект.
Всего в Европе – три виадука, построенных после падения Рима, и Калужский – самый пафосный, ведь его прообразом стали виадуки Клавдия и Александра Севера. Виадук капитально отремонтировали в 1912 году, хватило почти на век. А в 2009 часть виадука обрушилась «во время работ по замене лампочек» – цитирую официальное сообщение калужских властей. На ремонт ушел год – сегодня по виадуку снова можно и ходить и ездить. В википедии есть ошибка относительно габаритов моста – а реальности они таковы – длина 108 метров, высота 23 метра. Впечатляет – не даром Гоголь, описывая маниловские мечты о мосте с лавками, имел ввиду именно калужский виадук – очень он впечатлил писателя.
А еще в этот день мы успели побывать на Злынском конезаводе в соседней, Орловской области. Если бы нас спросили, какой из экспонатов мы бы рекомендовали на выставку импортозамещения, мы бы не задумываясь ответили - русского русака. Эта четвертая и самая молодая рысистая порода в мире была официально утверждена в 1949 году, но ее история несколько длиннее…
Во второй половине XIX века, с развитием ипподромных забав в России, кто-то из богатеньких купцов прознал про супер-быстрых американских рысаков и притащил одного. Оказалось, что наши орловцы, на голову выше в прямом и переносном смысле – только до старта… А дальше неказистые и субтильные американцы обставляли орловских рысаков на раз.
И вот из Америки рысаки в Россию пошли, прямо как перелетные птицы – косяками. Патриоты не могли стерпеть, что неказистые заокеанские создания не дают шансов красавцам-орловцам и стали скрещивать орловских кобыл и американских жеребцов. Но, из Штатов к нам попали не лучшие представители породы, купцов просто обманывали, так что настоящая селекционная работа началась только в 20-е годы, уже при новой власти.
Увы, в 60-е эта работа была отодвинута на второй план, и только сейчас на Злынском заводе пытаются восстановить удивительно красивую и резвую породу. Рекорд скорости русского рысака – почти 50 километров в час… Правда, если бы мы ехали с такой средней скоростью, в Магадан бы приехали зимой… А мы планируем там быть 31 августа, проехав еще 20 тысяч километров! Километров, наполненных новыми открытиями.