03.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 27
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
День 27
16 Июля • Старая Русса - Великий Новгород
Двадцать седьмой день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы начали с того, что «очистились» от АЧС – африканской чумы свиней.
На границе Новгородской области нас остановил шлагбаум. Человек в форме милиционера стал переписывать в большую тетрадь номера машин, а весьма изящное создание с походкой неоцененной балерины, опрыскало какой-то химией из огромного баллона наши многострадальные колеса. Занятно, что происходило все это в местечке с характерным названием Шваино, и свиной карантин распространялся именно на окрестности этого населенного пункта.
Но вернемся к определению «многострадальный», который мы дали нашим колесам и это, друзья, не эпитет, это весьма конкретное, четкое определение. Мы оставили позади уже 15 тысяч километров. Это, конечно, в масштабах страны немного и крайне мало для получения более-менее полной картины состояния дорог, но все-таки есть уже что с чем сравнивать.
Мы были уверены до сих пор, что ничто не сравнится по возможности уничтожить автомобиль и нервы водителя с Ртищевским шоссе в Саратовской губернии. Но трасса, Новорижское Шоссе с Ленинградским, идущая через Торопец, Холм, Старую Руссу к Великому Новгороду может не просто убить машину, а машину с человеком вместе. В прямом смысле слов. Дорога очень красива, но в идеале - «сложна в пилотаже». Много закрытых поворотов, перекатов… Мест для обгона – раз два и обчелся. Обычно такие дорожки в Европе очень любят мотоциклисты.
И все бы ничего, и может даже мы бы получили массу удовольствия за рулем наших ŠKODA Yeti, благо, в меру острый руль и правильно настроенная подвеска позволяют… Но, подвеске пришлось демонстрировать свою другую положительную сторону – энергоемкость, а острый руль пригодился, чтобы эффективнее уворачиваться от ям, местами глубиной больше 20 сантиметров. И если бы это был грунтовой проселок, еще полбеды, но это – дыры в асфальте, об острые края которых можно разложить и шины, и диски…
Это – не просто отвратительная дорога, это – крайне опасная дорога, ведь люди, пытаясь объезжать непроходимые ямы, невольно выезжают на встречку, и остатки сплошной разметки выглядят просто смешно. Но это смех сквозь слезы, поскольку в реальности здесь выезжать на встречку нельзя – в любой момент можно сойтись лоб в лоб. Мы видели, как несколько раз и легковушки, и фуры, разъезжались по-английски, словно перепутав стороны дороги… Особенно трагична ситуация на территории Тверской области, впрочем, и на Новгородкой земле, вплоть до Старой Руссы, дорога не дает расслабиться…
Но в Старую Руссу съездить стоит. Оставим в покое знаменитый бальнеологический курорт – целебность вод и грязей местных, не уступающих ни Бадан-Баденским, ни кавказским, ценили еще Великие Князья, Императорские фамилии, великие русские мыслители, писатели, художники… Список «селебритиз» умышленно не приводим – займет несколько страниц убористым шрифтом.
Курорт и по сей день собирает десятки тысяч сограждан и иностранных гостей ежегодно и является, без сомнения, главной достопримечательностью Старой Руссы. Но мы обратим наше внимание на два здания в городе, стоящие практически друг напротив друга по обоим берегам реки Порусьи.
В одном их них – по адресу Набережная Достоевского д. 42, Федор Михайлович Достоевский написал самый пронзительный роман не столько в своем творческом наследии, но о русской сути вообще – Братья Карамазовы. Вообще, Достоевский стал наведываться в Старую Руссу отнюдь не следуя моде. Писателю, страдавшему, помимо эпилепсии, еще и эмфиземой, вполне помогали и немецкие воды, но Баден-Баден был Достоевскому противопоказан: Старая Русса лечила не только легкие классика, но и его психику. Здесь не было рулетки и кредиторов, симпатизировавших русскому гению, который, увы, был заядлым игроманом.
Именно тут, в 100 километрах от Великого Новгорода, в 1873, писатель покупает и свою первую в жизни недвижимость – двухэтажный деревянный особняк. До этого у 55-летнего гения своего угла не было – семья ютилась по съемным домам и квартирам. Сейчас здесь музей…
А напротив, через речку – мы переходим ко второму дому – тоже в двухэтажном, но уже каменном доме жил штабс-капитан Меньшов, с которым писатель завязал дружбу. У капитана была дочь Агриппина, которая и стала прообразом Грушеньки Светловой из «Братьев Карамазовых»… Мы нашли этот дом по адресу Набережная Глебова 25. На обшарпанной стене висит даже соответствующая табличка. Но это было не самое приятное открытие в нашем путешествии – можно по-разному относиться к творчеству Федора Михайловича, но больно смотреть, как уходит подлинная, историческая натура 200-летней давности – окна первого этажа уже забиты деревянными щитами, на втором еще теплится, судя по давно не стиранным шторам, какая-то жизнь…
Едем ночевать в Великий Новгород. Наконец-то нарисовалась нормальная дорога. Так что успеваем до заката посмотреть на археологические раскопы и обнаружить нам остатки мостовой XIII века. Круг впечатлений замкнулся. Может, Росавтодору, который накануне старта нашего путешествия залихорадили коррупционные скандалы, обратить внимание на опыт предков, которые 800 лет назад строили улицы так, что и сегодня эти мостовые вызывают уважение и своей «сендвичной», многослойной конструкцией, и качеством выполненных работ.
Кстати, Новгородский раскоп искренне рекомендуем любознательным путешественникам – пройдитесь по Кремлю и Торгу, но оставьте их европейским старушкам с фиолетовыми волосами, а сами идите сюда, на угол Телегина-Редятина и Троицкой – ведь тут, во-первых, можно реально увидеть, как в прямом смысле слова восстает из-под земли наше прошлое, а во-вторых, увидеть работу археологов, и поразиться их трудолюбию, усидчивости и терпению. Ведь чтобы сделать подлинное открытие, ну вроде тех берестяных грамот из школьной программы, нужно потратить годы, может, всю жизнь, и пропустить через свои руки тонны земли, пусть и родной… Ну а нам для наших открытий, надо дальше наматывать сотни, тысячи и десятки тысяч километров на карданы наших полноприводных SKODA Yeti… Мы едем дальше и возвращаемся в Ленинградскую область, теперь уже в восточную ее часть.