11.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 43
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
1 Августа • Оренбург
День 43
Сорок третий день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» начался в Оренбурге.
Сегодня кажется, что этот, более чем полумилионный индустриальный город, существовал на карте России как минимум семь веков. Однако, первая крепость была заложена лишь в 1735 году, после того как казахский Абулхаир Хан под влиянием старейшин, принял решение встать под крыло Российской Империи. Крепость была заложена лишь в 1735 году на слиянии рек Яика и Ори.
Но уже вскоре решение первого начальника Оренбургской экспедиции (по сути руководителя колониального корпуса) географа, картографа, сподвижника Петра I, Ивана Кириллова было изменено его преемником – Василием Татищевым. Многогранный, образованный историк, экономист, государственник решил, что Кириллов не учел разливы рек и прочие спорные климатические и – главное – геополитические условия, и перенес город ниже по течению Яика. Старое же место получило название Орская крепость, ныне – город Орск.
Однако, следующий наместник – Неплюсев – тоже решил вставить свое веское слово, и, признав Татищевскую идею несостоятельной из-за того, что новое место было безлесистым и каменистым, снова перенес город на слияние Яика и Сакмары. Так что окончательной датой основания Оренбурга следует считать все-таки 1743 год. Причем первоначально город носил буквально подмосковное название – Красногорск. Но суть нового оплота не менялась – она была зафиксирована еще Кирилловым – получить с Бухары богатства – золото и камень лазоревый, то есть лазурит, идущий на отделку дорогих интерьеров и украшения.
А это значит – торговля. А значит нужен торговый дом.
Откроем Ожегова. Караван-Сарай это "постоялый двор со складом для караванных товаров в Азии." Именно его мы и хотели увидеть в Оренбурге. Однако, тут мы сделали для себя открытие. Здание Караван-Сарая в Оренбурге безусловно, есть. Однако оно, вопреки нашим представлениям, никогда не использовалось, как постоялый двор. Оно было построено для органов управления башкирского казачьего войска. То есть это была фактически маскировка, работа под прикрытием. В те годы правительство стремилось привлечь на сторону России народы средней Азии, исповедовавшие ислам. Есть даже версия, что оренбургский военный губернатор Василий Алексеевич Перовский, считал башкир и казахов очень сильными воинами и делал на них ставку для защиты именно Российских земель... в частности от тех же казахов!
Строителям здания была поставлена задача – сделать все возможное для того, чтобы башкирские казаки имели не только удобные и комфортные помещения, но и место для молитв. Вместе с Караван-Сараем была возведена мечеть.
Но идея военной коалиции с башкирским казачьим войском в скором времени утратила актуальность и оно было распущено – Империя и так распространилась на юг и восток. А в этом восточном колоритном здании, которое строилось с 1837 по 1846 год по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова, обосновался Оренбургский губернатор.
После революции здесь размещался башкирский педагогический техникум, в 50-е здесь был планетарий, ну а с 60-х здесь расположилось геологическое областное управление. А это уже полностью противоречило теоретическим задачам Караван-Сарая – ведь геологи должны находить СВОЕ, СОКРОВЕННОЕ... Но первоначальное название прижилось, и здание, которое фактически никогда не было Караван-Сараем, то бишь постоялым и торговым домом, до сих пор так и называется. Парадоксы истории...
А вот центром торговли стал Гостиный двор Оренбурга. Он был построен в 1744 году. В те времена Гостиный двор в Оренбурге был местом обмена товаров между Европой и Азией. Невероятно высокие темпы роста торговых отношений и удачное географическое расположение Оренбурга буквально вынудили городские власти уже в 1750 году приступить к строительству нового, более просторного двора и многочисленных дополнительных помещений. Почти 270 лет назад на территории Гостиного двора располагалось более ста крупных лавок, а это в современных реалиях – большой торговый центр. Вот здесь Традиция продолжается.
А мы едем дальше! На Южный Урал.