01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 56
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
14 Августа • Красноярск
День 56
Пятьдесят шестой день марафонского путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы провели в Красноярске.
Из всех многочисленных достопримечательностей этого замечательного города мы решили остановиться на очень трогательной, и во многом трагичной человеческой истории.
Все в Красноярске бывают около моста, запечатленного на десятирублевой купюре, все поднимаются на знаменитые Красноярские столбы, каждый считает своим долгом подняться на борт парохода Святой Николай, палуба которого помнит и Николая II, и Владимира Ленина. Но многие проходят мимо памятника командору Николаю Петровичу Резанову. А ведь то, что описано у Вознесенского в его поэме «Авось», и потом уже повторено на музыкальной основе Рыбникова в опере «Юнона и Авось» – это не красивая сказка, это настоящая человеческая драма.
Николай Петрович Резанов – замечательный русский дипломат, камергер. В 16 лет был телохранителем Екатерины II. Именно Резанов был истинным руководителем, наделенным неограниченными полномочиями, первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна. У Резанова была секретная дипломатическая миссия, в том числе и в Японии. Он стал фактически первым русским послом в этой стране, хотя, эта история окончилась не очень удачно, и дипотношения с Японией налажены не были. На почве двоевластия в кругосветной экспедиции возник конфликт между Крузенштерном и Резановым, но в результате именно Крузенштерн извинялся перед командором.
Потом этот человек был одним из тех, кто фактически двинул вперед освоение русской Америки. Жалкая колония купцов, которая была настроена только на примитивные торговые отношения, разрослась до настоящей «русской Америки», прежде всего на Аляске. Резанов поехал туда с инспекцией, и выяснилось, что русские поселенцы страшно нуждаются в продуктах. Именно тогда Николай Петрович купил у одного из американских торговцев судно «Юнона» и построил второе судно – «Авось». На них он отправился в Калифорнию за продуктами, наладил постоянные торговые контакты, и пошел поток товаров из Калифорнии на Аляску и обратно.
Там же, в Калифорнии, он познакомился с очаровательной Кончитой, пятнадцатилетней красавицей, дочкой коменданта Сан-Франциско. Они объяснились друг другу в вечной любви. Резанов, к этому времени уже вдовец, попросил у коменданта руки дочери. После помолвки командор отправился в Россию, в Санкт-Петербург, просить императора о том, чтобы он замолвил слово перед папой Римским. Поскольку планировался брак между православным и католичкой, без папы решить этот вопрос было невозможно.
1807 год, уже началась весенняя распутица. Резанов добрался до Охотска, дальше ехать экипажем было невозможно. Ради того, чтобы воссоединиться с любимой женщиной в далекой Америке, Резанов садится на коня и совершает марш-бросок через всю Сибирь. Несколько раз он проваливался под лед, получил воспаление легких, голодал, и, уже на подъезде к Красноярску, потерял сознание – изможденный упал с коня и сильно ударился головой о землю. Его без сознания привезли в Красноярск, но увы, 1 марта 1807 года 42-летний Николай Резанов, блестящий офицер, дипломат, политический деятель, красавец и безумно влюбленный мужчина, умер. Он похоронен здесь же.
Что касается истории могилы – это отдельный разговор. Под нынешним зданием Концертного зала Красноярска находилось старое кладбище, некрополь, и именно там, под сценой, на которой поют и пляшут, находятся могилы, в том числе и могила Николая Резанова – это не наши слова – так говорят многие красноярцы. Рядом с Концертным залом установлен памятник этому великому, замечательному человеку.
На Троицком кладбище Красноярска есть могила, на которой процитирована замечательная поэма Вознесенского, но, согласно большинству источников, прах из-под здания Концертного зала на Троицкое кладбище перенести не смогли, и история о том, что туда был перезахоронен Резанов, является скорее городской легендой. Так что могилу на кладбище можно назвать условной, предполагаемой, хотя паломники к ней ходят. Будете в Красноярске, тоже загляните. В конце концов, какая разница, где человек лежит – важно, что его помнят!
А мы едем дальше. Нас ждет юг Красноярского края и Хакасия.