01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 57
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
15 Августа • Дивногорск – Абакан
День 57
Пятьдесят седьмой день нашего марафонского путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» застал нас на дороге между Красноярским краем и Хакасией.
Места удивительные, фантастически красивые – горы, покрытые настоящей сибирской тайгой, которые плавно переходят в плюшевую хакасскую степь, усеянную таинственными древними менгирами. Тут очень хорошо чувствуешь как тысячи лет человек пытался жить в гармонии с природой, а потом последние несколько десятков лет пытался переделать её, переломить, поставить себе на службу. И яркий тому пример – Красноярская гидроэлектростанция, которая некоторое время была крупнейшей в нашей стране и одной из крупнейших в мире.
Перед выездом на плотину ГЭС стоит удивительный памятник. Памятник автомобилистам-строителям. Монументы строителям в нашей стране встречаются часто, а автомобилистам-строителям – нет. Тем более здорово, что на этом постаменте стоит первый советский сверхтяжёлый самосвал МАЗ-525. Именно его мы и причисляем к набору тех самых сокровенных объектов, которые оказываются незаслуженно забыты, а порой и утрачены. Ведь это единственный сохранившийся 525-й МАЗ в нашей стране.
Их было сделано около 7 тысяч, и каждый из них внёс свою огромную лепту в индустриальный бум 50-60-х годов. Ведь без этого трудяги-ветерана невозможно представить себе возрождение страны из послевоенной разрухи, и самое главное, выхода её на новый экономический уровень – превращение СССР в подлинную сверхдержаву.
Он вывез на себе всё и работал до конца, до последнего, до начала 80-х годов. А первая машина была сделана в 1950 году. И все они, старики, ушли как-то незаметно, порезанные на металл. У этой машины, оснащенной танковым двенадцатицилиндровым дизелем Д-12, была масса недостатков. Но было и главное достоинство, которое перевешивало всё – она была безальтернативна. Поэтому так обидно видеть эту материализованную память о великих свершениях, великих стройках, эту память, словно сошедшую с плаката, в почти разрушенном виде. Мы можем утратить и этот последний удивительный грузовик, который вёз на себе нашу Родину почти 20 лет.
Будете проезжать мимо, остановитесь, придите сюда, на эту, увы, уже никому не нужную площадку, на которой когда-то проходили митинги, и когда-то принимали в пионеры. Хорошее место задуматься о том, а много ли мы можем вспомнить современных поводов отметить современников вот такими монументами?
А дальше нас ждала Хакасия.
Перед тем как ехать в этот красивейший, древний, загадочный край, мы составили список того, что мы хотели посмотреть там. И первая точка на нашем маршруте, буквально сразу после пересечения границы Хакасии и Красноярского края, это знаменитые Сундуки – для того, чтобы попасть туда, с трассы Ужур – Шира надо свернуть на село Июс.
Сундуками назвали горное образование – то ли скалы, то ли крутые холмы, первый из которых увенчан практически чётко читающимся параллелепипедом. И вот из-за этой формы все остальные скалы, включая эту, и получили характерное название. Всего их пять. Но вот этот – главный, первый.
По мнению известного археолога, академика Виталия Епифановича Лавричева, который изучал Сундуки на протяжении тридцати с лишним лет, это место было одновременно и древней обсерваторией и древним капищем, где совершались жертвоприношения. Так что место сакральное. Кроме того, для хакасов именно этот Сундук был той самой первой «главной горой», которая существует, в принципе, у каждого народа, и по верованиям каждого народа именно оттуда и пошли боги. Для хакасов боги пошли отсюда.
Есть и другие версии происхождения и другие версии предназначения этих горных образований. Но место в любом случае особенное во всех отношениях, так что, не удивительно, что подъехав сюда, мы увидели, что на нас начали надвигаться тучи, раздались звуки грома и засверкали молнии.
Интересно, что к Сундукам мы ехали часа полтора, блуждая по степи, хотя гора все время находилась от нас на расстоянии вытянутой руки. По навигатору отсюда до асфальта буквально 500 метров. По дороге обратно проверили – точно, нас просто лихая водила по кругу! Будете в этих краях, отведите на знакомство с Сундуками побольше времени. Кстати, туда ведет тропа, и можно подняться, но, сегодня это не про нас, поскольку гроза действительно надвигается и нужно ехать. Кстати, до Абакана отсюда меньше 300 км. Там и заночевали, чтобы на завтра продолжить знакомство с Хакасией и ее красотами.